ДЮРКГЕЙМОВА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА.
Дюркгеймовская, или французская социологическая школа имела свой печатный орган – «Социологический ежегодник», который издавался с 1898 по 1913 гг., а затем еще по 1925 по 1927 гг. существенными чертами этой школы являлась близость либеральным идеям и социал- реформизма, антиклерикальная позиция. К этой школе относились: М. Мосс, С. Бугле, Ж. Дави, М. Хальбвакс, Л. Леви-Брюль, П. Фавр и многие другие.
МОСС М. (1872-1950)
Марсель Мосс - ближайший соратник и ученик Э. Дюркгейма, возглавил школу после него. С 1900 г. – он профессор Практической школы высших исследований, с 1939 г. – профессор Коллеж де Франс. М. Мосс не создал целостной теоретической системы; его концепции отличаются чрезвычайной фрагментарностью, многогранностью и открытостью. М. Мосс известен как исследователь архаичных обществ. В отличие от Дюркгейма склонен к синтезу социологии с психологией. Наиболее известна его работа «Опыт о даре, Форма и основания обмена в архаических обществах» (1925).
«Часто говорилось, что человек вначале представлял себе вещи, относя их к самому себе. Предшествующее изложение позволяет уточнить, в чем состоит этот антропоцентризм, который лучше всего было бы назвать социоцентризмом. Центр первых систем природы - не индивид; это общество. Объективируется оно, а не человек. Нет ничего более наглядного в этом отношении, чем способ, которым индейцы сиу в некотором роде помещают весь мир целиком в границы племенного пространства: мы видели, что само вселенское пространство есть не что иное, как место, занимаемое племенем, но бесконечно расширенное за пределы его реальных границ.Благодаря этой же предрасположенности сознания столько народов помещали центр мира, «пуп земли», в соей политической или религиозной столице, т.е. там, где* находится центр их духовной жизни. Точно так же, но в другой категории идей созидательная сила Вселенной и всего, что в ней находится, вначале рассматривалась в качестве мифического предка, породившего общество» (1.71-72 ,статья совместно с Э.Дюркгеймом «О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений»)
«Итак, среди четырех значительных групп народов мы в начале обнаружили в двух или трех группах потлач., затем выявили главную причину и стандартную форму потлача и, наконец, обнаружили за ним и во всех этих группах архаическую форму обмена, форму подносимых и получаемых в ответ даров. Более того, мы идентифицировали циркуляцию вещей в этих обществах с циркуляцией прав и личностей. Мы могли бы на этом и остановиться. Масштаб, распространенность, важность этих явлений позволяют нам полностью представить себе порядок, который типичен, вероятно, для очень значительной части человечества в течение весьма длительной переходной фазы, который сохраняется еще и у других народов, помимо тех, что мы сейчас описали. Они позволяют нам понять, что этот принцип обмена-дара, вероятно, присущ обществам, которые вышли из стадии «совокупной, тотальной поставки»(от клана к клану и от семьи к семье), но еще не пришли к чисто индивидуальному договору, к рынку, где обращаются деньги, к продаже в собственном смысле и особенно- к понятию цены, определяемой во взвешиваемой и пробируемой монете.»(1.169)
«.. объектом наиболее важных верований и даже культа выступают медные слитки с клеймом, которые являются основополагающими для обмена» (1.163)
«Титулы, талисманы, медные пластины и духи вождей- это омонимы и синонимы, имеющие одинаковую природу и функцию. Циркуляция имуществ сопровождает циркуляцию мужчин, женщин и детей, пиров, обрядов, церемоний и танцев и даже циркуляцию шуток и оскорблений. Суть вежде одна и та же. Если дают вещи и возмещают их, то это потому, что друг другу дают и возмещают «уважение»- мы говорим также «знаки внимания». Но дело также и в том, что, одаривая, отдают себя потому, что именно себя вместе со своим имуществом «должны» другим» (1.168)
ХАЛЬБВАКС М. (1877-1945)
Морис Хальбвакс – французский социолог, ученик Дюркгейма. Участник Сопротивления, погиб в Бухенвальде. Начал свою профессиональную деятельность как историк философии, но затем перешел к социологии и социальной психологии. Главные работы: «Рабочий класс и уровень жизни» (1913), «Эволюция потребления социальных и трудящихся классов» (1933).
ЛИТЕРАТУРА: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|