МЕХАНИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
Дюркгейм различает две формы солидарности, именуемые им механической и органической. Примитивным обществам свойственна механическая форма солидарности, развитые общества современного типа характеризуются формами органической солидарности. Общественная дифференциация- это результат сочетания двух феноменов: объема общества и его материальной и моральной плотности. Плотность в материальном смысле- число индивидов на данной площади, плотность в моральном смысле- интенсивность коммуникаций и обменов между индивидами. «Две формы солидарности соответствуют, по Дюркгейму, двум противоположным формам общественной организации. Общества, которые полвека тому назад называли примитивными, а сегодня называют скорее архаическими, или обществами без письменности.. характеризуются преобладанием механической солидарности. Индивиды одного племени, так сказать, взаимозаменяемы» (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993. С. 316) «В обществах, где складывается дифференциация индивидов, в большинстве случаев каждый волен думать, желать и действовать по своим предпочтениям. Наоборот, в обществах с механической солидарностью наибольшая часть общественной жизни управляется социальными императивами и запретами» (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993. С.319) «Общественная дифференциация-это результат сочетания двух феноменов: объема общества и его материальной и моральной плотности» (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993. С.325) «Чем больше индивидов пробуют жить в месте, тем сильнее борьба за существование. Вместо уничтожения одних ради выживания других, как это происходит в животном мире, общественная дифференциация позволяет уцелеть большему числу индивидов. Каждый перестает соперничать со всеми и оказывается в состоянии играть свою роль и выполнять определенную функцию. Нет необходимости уничтожения большинства индивидов с тех пор, как они стали не похожи друг на друга, а различны, - каждый вносит свой вклад в жизнь всех остальных» (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993. С..326) «общества в себе- это нечто чужеродное по отношению к индивидам. Существуют феномены или силы, опорой которых служит коллектив, а не просто сумма индивидов. Последние совместно порождают феномены или силы, объясняемые лишь объединением индивидов» (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993. С..336)
«Социализм Дюркгейма-это, по сути дела, «социализм» Конта, резюмируемый в двух ключевых словах: организация и морализация. Социализм представляет собой лучшую, т.е. более осознанную организацию коллективной жизни, цель и следствие которой – интеграция индивидов в социальных рамках или общностях, наделенных моральным авторитетом и потому способных выполнять воспитательную функцию» (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993. С.373)
СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
Корнем социологии знания являются работы Э. Дюргейма. В частности, как известно, он утверждал следующее: «Общественное время, общественное пространство, общественные классы, коллективная причинность лежат в основе соответствующих категорий» (Дюркгейм Э. Социология и теория познания \\ Новые идеи в социологии. Спб.,1914 вып. 2. С.62). Свою социологию знания Э. Дюркгейм выводил на основе изучения тотемизма австралийцев.
Одна из ведущих идей Дюркгейма - на основе изучения примитивных форм религии допустимо и возможно создавать теорию высших религий. «Религиозные интересы суть лишь символическая форма общественных и моральных интересов». «Сущность религии, по Дюркгейму, - в разделении мира на священные и мирские феномены, а не в вере в трансцендентного бога: есть религии, даже высшие, без божества.» (1.344)
Концепты.
Дюркгейм считает, что концепты это коллективные представления. И «даже когда они созданы по всем правилам науки, концепты черпают свой авторитет далеко не из одной объективной ценности своей. Для того, чтобы им верили, мало одной их истинности. Если они не согласованы с другими верованиями, мнениями и вообще с совокупностью коллективных представлений, они будут упорно отрицаться. Если в настоящее время достаточно, *чтобы на них стоял штемпель науки для того, чтобы их принимали, так сказать «в кредит», то это лишь потому, что мы слепо верим в науку. Но такая вера ничем существенно не отличается от веры религиозной. Ценность, которую мы приписываем науке, зависит в конце концов от представления, которое мы коллективно создаем себе об ее природе и от её роли в жизни. Поэтому все в социальной жизни. Поэтому все в социальной жизни, даже сама наука, покоится на общественном мнении» (Религия и общество М.,1996 с.136-137)
«Наука имеет над нами власть, потому что этого хочет общество, в котором мы живем. Далеко не все концепты, даже когда они построены по всем правилам науки, пользуются влиянием исключительно благодаря своей объективной ценности. Концептам недостаточно быть истинными, чтобы пользоваться доверием. Если они не находятся в согласии с другими верованиями, мнениями, словом, с совокупностью коллективных представлений, они будут отвергнуты; умы для них будут закрыты; следовательно, будет так, как если бы их не было. Если сегодня, в общем, им достаточно нести на себе печать науки, чтобы пользоваться доверием, значит, мы верим в науку. Но эта вера, по существу, сродни религиозной. Ценность, придаваемая нами науке, в общем и в целом зависит от коллективно вырабатываемого нами представления о ее природе и роли в жизни. Это значит, что она выражает состояние мнения. В самом деле, как и все в общественной жизни, наука держится на мнении. Конечно, мнение можно рассматривать в качестве объекта науки, к этому в основном и сводится социология, Но наука о мнении не создает мнения, она может лишь его прояснить, позволить ему лучше познать самого себя. На этом пути она действительно может быть причиной его изменения, но наука продолжает зависеть от мнения и в то же время, когда она, как кажется, повелевает им, - и то мнение снабжает ее волей, необходимостью для воздействия на мнение» (р.625-626) (1.357)
«Из того, что идеи времени, пространства, рода, причины, личности сформулированы с помощью социальных элементов, не нужно, следовательно заключать, что они лишены любой объективной ценности. Напротив, их социальное происхождение позволяет скорее предположить, что существуют они не без оснований, лежащих в самой природе вещей» (Durkheim E. Les Elementairess de la Vie Religieuse . Paris 1960. Р.26)
«важнейшие понятия научной логики имеют религиозное происхождение» (Durkheim E. Les Elementairess de la Vie Religieuse . Paris 1960. р.613)
«отделившись от религии, наука стремится заменить её во всех познавательных и интеллектуальных функциях» (Durkheim E. Les Elementairess de la Vie Religieuse . Paris 1960. р.613)
Дюркгейм:
«Ни зрелище физической природы, ни механизм ментальных ассоциаций не могли бы нам дать эту идею. Иерархия - исключительно общественное явление. Ведь только в обществе есть высшие, низшие, равные. Следовательно, в то время как сами факты в этом отношении не показательны, одного анализа данных понятий достаточно для обнаружения их источника. Мы заимствовали их из общества, чтобы затем использовать в наших представлениях о мире. Общество наметило канву дальнейшей работы теоретической мысли» (цит.1.355-356)
«аналогия- это вполне правомерная форма сравнения, а сравнение- единственное практическое средство, которым мы располагаем, чтобы сделать вещи понятными, Ошибка социологов- биологистов поэтому состоит не в том, что они его использовали, а в том, что они его использовали плохо. Они хотели не проверить законы социологии с помощью законов биологии, а выводить первые из вторых. Но такого рода заключения не представляют особой ценности, так как ,если законы жизни и обнаруживаются в обществе, то в новых формах, со специфическими признаками, которые невозможно обнаружить путем аналогии, а можно постигнуть только путем прямого наблюдения» (2.208)
«В заключение Дюркгейм выводит из анализа тотемизма социологическую теорию познания. Действительно, он не ограничивается стремлением понять верования и обряды австралийских племен, он пытается также понять способы мышления, связанные с религиозными верованиями. Религия - не только первичная основа, породившая в ходе дифференциации правила морали и религиозные правила в строгом смысле слова, она к тому же и первооснова научного мышления. Эта социологическая теория познания, с моей точки зрения, включает три положения: 1.Первичные формы классификации уже связаны с религиозными представлениями о мире, выведенными из представлений обществ о самих себе и из удвоения мира: светский и религиозный, или священный. Этот тезис Дюркгейм подкрепляет рядом примеров: «Соблюдая полное правдоподобие, мы никогда бы не помышляли об объединении существ, населяющих мир ,в гомогенные группы, называемые родами, если бы не имели перед глазами образец человеческих обществ, если бы мы прежде всего не сделали вещами членов общества, так что с самого начала были смешаны группы людей и логические группы. С другой стороны, классификация представляет собой систему, части которой располагаются иерархически. Есть господствующие признаки и признаки, зависящие от первых; виды с их отличительными особенностями зависят от родов и определяющих их атрибутов. Кроме того, различные виды одного и того же рода представляются находящимися на одном и том же уровне(р.210)» (1.359)
Относительно общих концептов и категорий: разум, цвет, пространство, род, число, причина, субстанция и т.д. он пишет, что «Превосходя своей широтой все другие понятия, они управляют всеми сторонами нашей умственной жизни. Поэтому, если в один и тот же период истории люди не имели однородных понятий о времени, пространстве, причине, числе и т. д., всякое согласие между отдельными умами сделалось бы невозможным, а следовательно, стала бы невозможной и всякая совместная жизнь. В силу этого общество не может упразднить категорий, заменив их частными и произвольными мнениями не упразднивши самого себя. Чтобы иметь возможность жить, он нуждается не только в моральном согласии, но и в известном минимуме логического единомыслия, за пределы которого нельзя было бы переступать по произволу» (Дюркгейм Э. Социология и теория познания\\ Новые идеи в социологии. Спб, 1914 Вып.2 с.40)
Литература: 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли М.,1993 2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.,1995 3. Новые направления в социологической теории М.,1978 4. Курно А. Трактат о связи основных идей в науках и истории. 5. Дюркгейм Э. Социология и теория познания\\ Новые идеи в социологии. Спб., 1914. Кн.2.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|