ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
ИЕРИНГ Р. (1818-1892)
Рудольф фон Иеринг – одна из самых заметных фи гур в европейском правоведении.)
МАРКСИЗМ И НЕОКАНТИАНСТВО
БЕРНШТЕЙН Э.
ФОРЛЕНДЕР К.
Главная работа Карла Форлендера – «Кант и Маркс» (р.п. 1909)
АВСТРОМАРКСИЗМ АДЛЕР М. (1873-1937)
ГИЛЬФЕРДИНГ Р.( ГЛАВА 2 СОЦИОЛОГИЯ
Начало социологии идет от идей позитивистов. Но их социологическая концепция была философской. Более всего может считаться основателем собственно социологии. При всей «громкости» имени О. Конта, большее влияние на социологию оказал именно он. Ламберт Адольф Жак Кетле (1796-1874) – французско-бельгийский математик, социолог и астроном. Кетле был профессором Брюссельского университета. С 1834 г. он был секретарем Бельгийской академии наук. Кетле был председателем Центральной бельгийской статистической комиссии. Он являлся организатором Первого международного статистического конгресса (Брюссель, 1853). Основная работа – «О человеке и развитии его способностей или опыт социальной физики» (1853) Под влиянием идей П. Лапласа он ввел в изучение социальных явлений статистические методы. Он считал, что средняя статистическая величина при анализе социальных явлений идентична физическим фактам. Таким способом достигалась идентификация социальных явлений физическим. Он был убежденным сторонником возможности применения математических методов к социальным явлениям.
§1 ДЮРКГЕЙМ Э. (1858-1917) Для социологии большее значение имеет именно Э. Дюркгейм, а не О. Конт. Роль творчества Эмиля Дюркгейма тяжело переоценить. Он органично, как «архетип» вошел в европейскую культуру, особенно, естественно, в французскую. Его идеи используются во всех областях, хотя часто он не упоминается, ибо считается, что эти идеи уже стали как бы само собой разумеющимися посылками. Они стали методологической основой для французской исторической школы «Анналы», для французского структурализма, для этнографии, не говоря уж о том, что его взгляды являются фундаментом современной социологии. «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии» (1912).
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НОВАЯ РЕЛИГИЯ
В 70-80-х годах церковь получила мощный удар со стороны государства. Во Франции в 1879 году к власти пришел Гамбетта, известен лозунг Гамбетты «Клерикализм – это враг!». Тоже можно отнести и к Германии, постановлением Бисмарка в 1872 году духовным лицам было запрещено преподавать в школах. Это было сделано категорически - Бисмарк сказал, что он не пойдет в «Каноссу». Именно по причине антиклерикализма религиозный фанатик Культан произвел покушение на жизнь Бисмарка. Движение «культуркампфа»
Дюркгейм видел в обществе божество, но мыслимое символически. В те времена эта мысль была довольно популярна, считалось, что социология заменит религию. Эта идея преследовала французскую общественную мысль еще со времен О. Конта. Этой же точки зрения придерживался в то время довольно модный философ М. Гюйо. Религия для М. Гюйо и Э. Дюркгейма то же самое – констатация наличия социальных связей в обществе.
Проблема идеологического вакуума, которой были озабочены руководители Третьей республики, оказываются в центре внимания Э. Дюркгейма. Во Франции социология с самого начала должна была сыграть роль не только как науки, но и как функции для практического образования и нравственного просвещения. Этим обусловлен огромный авторитет социологии во Франции, да раннее оформление данной сферы научной деятельности как института. Как утверждал Э. Дюркгейм: «… надо открыть рациональные субституты этих религиозных понятий, которые столь долго служили посредником для наиболее существенных моральных идей» (Durkgeim E. L*education morale . Paris ,1925. p.10).
«Философский характер Дюркгеймовой социологии объясняет бурю страстей, порожденных ею немногим более полувека назад. Формула «общество или божество», в то время как во Франции свирепствовал конфликт между католическим и светским образованием, могла вызвать негодование. В начальных школах и в педадогических учебных заведениях социология предстала в качестве основы светской морали, приходящей на смену католической» (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993. С.395) Уточнить.
2. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
В понимании Дюркгейма социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также социологическое объяснение этих фактов» (1.360) «Социальным фактом является любой, устоявшийся или нет, способ сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению и, кроме того, способ общий для данного социального пространства, существующий независимо от своих индивидуальных проявлений» (цит.1.362)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|