ГЛАВА 1 ФРАНЦУЗСКАЯ МЫСЛЬ I ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Конец XVIII века был полностью под влиянием сенсуализма, основой преподавания во Франции времен Наполеона была философия Кондильяка. В XIX веке наступает закат метафизических утопий Просвещения. Этот век – есть век Истории, который противопоставлял себя XVIII веку, считавшимся Веком «философии». Происходит реабилитация обычая и традиций. «Французскую революцию делали старые души, и они внесли в нее все старые грехи и страсти. Новая душа не родилась во французской революции. Новая душа родилась позже, после глубокой духовной реакции на революцию, когда Шатобриан писал свои «Ренэ» и «Гений христианства». Тогда началась новая эра, внутреннее отличная от двух предшествовавших столетий. Новый человек родился в католической и романтической реакции» (Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С.27).
РОБЕСПЬЕР М.
МЕСМЕР ФР. А. (1734-1815), СЕН-МАРТЕН (1743-1803)
НАПРАВЛЕНИЯ МЫСЛИ ВРЕМЕН РЕСТАВРАЦИИ
Французский традиционализм
«Философия естественного права разрушала в принципе все исторически сложившееся. Во всяком случае перед человеком она ставила идеал, к которому он должен был стремиться, и то общее XVIII веку воззрение, по которому культурные и социальные формы суть будто бы лишь продукты сознательного творчества человеческой личности, вселяло в поклонников новой философии уверенность, что целесообразною деятельностью человека (напр., могущественного правителя) можно сразу перегородить весь мир на началах разума. XIX век с своим учением об органическом развитии культурных и социальных форм изменил такое преувеличенное понятие о личных силах в истории, но последнее сделало свое дело, придав известную отвагу людям XVIII в. и породив в них оптимизм надежды на лучшее будущее, долженствовавшее осуществить идеи истины и справедливости. Это была, некоторым образом, религия по своему действию на умы» (Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII Мен де Биран (1766-1824) и XVIII веков. Спб., 1908. С.151)
Французская философия первой трети XIX в.
«У французских философов XIX века нет метафизических глубин и творческой философской фантазии философов германских. Во французской мысли не развивалось такой гениальной диалектики, она более отрывочно-индивидуальна. Французская философская мысль не соприкасается с предельными, конечными проблемами, она не эсхатологична, в ней не приоткрывается жизненная судьба человека. Но у французских мыслителей есть большая психологическая тонкость. У них нет таких срывов, они не находятся во власти монистического прельщения, у них больше выражены персоналистические тенденции (сравните Мен де Бирана с Фихте или в другой области – Прудона с Максом Штирнером и К. Марксом). Именно французская философия XIX века ставила проблему свободы и понимала свободу не так, как Гегель, для которого она была порождением необходимости. Это – философия более антропологическая, чем космологическая. Мен де Биран, швейцарец Секретан, Ренувье, Лекье, Бутру борются с детерминизмом и защищают философию свободы» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995 с.181 Опыт эсх.)
Вот что пишет «уникум» нашей русской культуры Николай Иванович Кареев: «Обыкновенно во всех изложениях истории философии весь её интерес в конце XVIII в. и первой трети XIX в. сосредотачивается на движении немецкой мысли, выразившейся главным образом в философии Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, и совсем почти не обращают внимания на французскую философию этой эпохи. Дествительно, французы не создали за этот период времени ни одной значительной и влиятельной системы – с значением и влиянием в истории самого философского мышления. Но , с другой стороны, ведь и «французская философия XVIII в.», как её называют, еда только отмечается, во всяком случае, подробно не излагается в больших историях философии, а между тем как для истории культуры, так и для историка общественных перемен она имеет по своему влиянию на жизнь громадную важность. Какие бы направления ни принимала, начиная с Канта, немецкая философия в своем отвлеченном развитии, изменения во французской философии, происшедшие за то же время под непосредственным влиянием исторической жизни, точно так же имеют с культурной и политической точки зрения не меньший, если иногда даже не больший интерес» (Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Т.IV Спб.,1913 с.255-256)
Французская философия истории.
Во французской историографии в то время заняла господствующее положение «теория завоевания». Еще в середине XVIII века разгорелся знаменитый спор между А. Буленвилье и Дюбо. Суть спора состояла о роли и значении франкского завоевания Галлии. С точки зрения Буленвилье, это завоевание и создало французскую монархию и дворянство. Дюбо, напротив, отрицал факт завоевания Почти одновременно вышли серия исторических исследований: О. Тьерри – «Письма об истории Франции» (1820) и «История завоевания Англии норманнами» (1825); Сисмонди «История французов»(1821, т.1); Гизо «Опыты по истории Франции»(1822-1823) и «История английской революции» (1826, т.1-2); Барант «История бургундских герцогов» (1824).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|