Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ.



ЧАСТЬ II. ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

 

Восемнадцатый век, век Просвещения, считается «философским» веком. Как подчеркивал В. Виндельбанд: «Ни одна из эпох в истории человечества не высказала более высокого почитания философии, никогда величайшие силы общественной жизни не склонялись так низко пред её име­нем, и никогда не осуществлялось в такой мере требование Платона, чтобы или философы владычествовали, или владыки философст­вовали, как именно в это столетие, когда не только при всех дворах предметом салонных разговоров служили философ­ские вопросы, но когда истинный философ за­нимал трон одной из мощно стремящихся ввысь держав» (Виндельбанд В. История но­вой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрожде­ния до Канта. СПб., 1908. С.201).

 

АКАДЕМИИ И РАЗВИТИЕ НАУК.

В 30-40е годы в Париже функционировал кружок Мерсенна, друга Декарта. Кружок Мерсенна стал основой для создания Академии наук. Эти Академии имели космополи­тический характер.

В XVII веке в противовес университетам, которые были центрами схоластической уче­ности стали создаваться академии. В Англии в 1662 году было создано Лондонское ко­ролевское об­щество. Во Франции Ришелье утвердил в 1634 году «Французскую ака­демию учености», а в 1666 году Кольбер с одобрения Людовика XIV основал «Ака­де­мию наук».

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ.

1. АНГЛИЯ И ФРАНЦИЯ

 

«В конце XVIII в. западная Европа вступила в столь же бурную эпоху, как и в начале XVI столетия, но как тогда общественные движения совершались под знаменем религиозных идей, еще ранее высказывавшихся в литературе, так и движениями, на­чавшимися в конце XVIII в., предшествовала эпоха работы культурной мысли, направленной на вопросы философские, нравственные и общественные. Это явление и составляет одну их характерных особенностей XVIII столетия, века «просвещения» или «философского века», как его также называют. Новое культурное направление, соединившее в себе результаты гуманизма и протестантизма, усвоившее от второго элементы религиозной и политической свободы, в середине XVIII в. ов­ладело до из­вестн6ой степени абсолютными монархами и их советниками, что породило харак­тер­ное явление «просвещенного абсолютизма» или «просветительского деспотизма», как его еще называют, характеризующего приблизительно пять десятилетий перед на­чалом французской революции (1740-1789)» (Кареев Н.И, История Западной Европы в новое время. Том 3 Спб., 1899 с.???)

 

Н.И. Кареев, самый выдающийся отечественный историк пишет следующее: «Между Фран­цией, с одной стороны, и Англией с Голландией с другой, - в XVII и XVIII веках выработалось глубокое различие: одна была образцовой для других континентальных народов страной культурной и политической несвободы, и «век Людовика XIV», зада­вавшего тон другим королям и князьям, был апогеем католической реакции и абсолютизма, тогда как, наоборот, в Голландии и особенно в Англии, благодаря второй её революции, в которой парламент и протестантизм восторжествовали над попыткой абсолютизма и реакции, развились начала сво­боды как вобласти мысли и совести, так и области общественных и политических отношений» (Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. Спб., 1908 с.133)

В 1685 г. после отмены Нантского эдикта, Фридрих Вильгельм опубликовал закон о предостав­лении убежища и льгот французским эмигрантам- гугенотам. До 1703 г. в Бранденбурге поселилось около 20 тыс. французских протестантов, около 13 тыс. про­тестантов из др. стран: исп. Нидерландов, Швейцарии, Чехии.

Фридрих I (1701-1713) Фридрих Вильгельм I (1713-1740) Фридрих II (1740-1786)

 

2.И.ТЭН О ФРАНЦИИ ТОГО ПЕРИОДА

 

3. САЛОННАЯ КУЛЬТУРА

 

Салоны организовывались часто дамами-аристократками, которые восприняли традици­онные принципы, свойственные многим гетерам во все времена, использовавшим форму, как писал Ч. Ломброзо, «эстетической проституции». Эстетическая проститу­ция – это форма проституции, когда проститутки не отдаются за деньги непосредст­венно, а используя свои ум, образован­ность, талант и изящество манер создают около себя определенный круг общения из среды правящих и интеллектуальных элит, что, естественно, в конечном счете, приводит к тому же результату – т.е. появлению у них достаточно богатых любовников, которые могут обеспечить им содержание. Эта форма «эстетической проституции» существует и сейчас, но в несколько завуалированной форме. Подавляющее большинство женщин стремятся к высокому уровню познаний в философии, литературе именно по причине того, что это позволяет им приобрести дос­таточно высокий общественный статус и может обеспечить им широкий выбор в среде сам­цов, принадлежащих к элите общества и могущих обеспечить им содержа­ние.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.