Здавалка
Главная | Обратная связь

ФИЛОСОФИЯ ДАВИДА ЮМА (1711-1776)



 

Давид Юм – шотландский философ и историк, родился в Эдинбурге. В молдодости пе­ренес серьезное нервное расстройство. Был достаточно общителен, благожелателен. Но терпеть приглашенного им Ж.-Ж. Руссо не смог даже он. В время своей жизни был более известен как автор «Моральных и политических эссе» (1741-1742), пользую­щихся популярностью, и «Истории Англии», которая была особо популярна в светских салонах Франции.

Во время трехлетнего пребывания во Франции (1734-1737) Юм написал свой знаменитый труд «Трактат о человеческой при­роде», который был издан в Англии в 1739 году. Этот трактат доставил ему много не­приятностей: обвинение в скептицизме и атеизме лишило его возможности занять в 1794 году ка­федру в Эдинбургском университете. Против него выступил Ф. Хатчесон, что было для Юма совершенной не­ожиданностью. В результате Д. Юм окончательно разочаро­вался в своем «Трактате о человеческой природе», назвав его в своей автобиографии «мертворожденным». «Трак­тат..» при жизни авторав не переиздавался ни разу, он был переиздан только в 1817 году. Потом, как правило, он входил только в состав всех произведений Д. Юма. Он подверг его переработке. В результате вышла серия работ: «Исследование о человече­ском познании» (1748), «Исследование о принципах морали» (1751) и диссертация об аффектах (1757).

 

Его собственно философские работы приобретают влияние и популярность только во второй половине XIX века, совместно с возрождением повышенного интереса к И. Канту.

Юм утверждал, что невозможно заниматься вопросами математики, естественных наук, вопросами религии и морали не уяснив себе, что есть человек и ка­кими способностями понимания он обладает. Ибо совершенно ясно то, что какими спо­собностями понима­ния обладает и как понимает человек, зависит сама суть вышепере­численных областей знания: «Несомненно, что все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе и что, сколь бы удаленными от последней ни казались некото­рые из них, они все возвращаются к ней тем или иным путем. Даже математика, есте­ственная философия и естественная религия в известной мере зависят от науки о чело­веке, поскольку они являются предметом познания людей и последние судят о них с помощью своих сил и способностей» (Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн.1. О познании. М. Канон, 1995. С.49)

 

ТЕОРИЯ ИДЕЙ

 

«Все перцепции [восприятия] человеческого ума сводятся к двум отличным друг от друга ро­дам, которые я буду называть впечатлениями (impressions) и идеями. Различие между послед­ними состоит в той степени силы и живости, с которой они поражают наш ум и прокладывают свой путь в наше мышление или сознание. Те восприятия [перцепции], которые входят [в сознание] с наибольшей силой и неудержимостью, мы назовем впечатлениями, причем я буду подразумевать под этим именем все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе (soul). Под идеями же я буду подразумевать слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении..» (Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн.1 О познании. М. Канон, 1995. С.57). Он также делит как впечатления, так и идеи на простые и сложные.

Юм утверждает, что идеи появляются благодаря памяти. Но не только, если память ослабевает и не может воспроизвести впечатление в должной степени живости и под­робности, то вступает механизм воображения. Идеи могут связываться довольно про­извольно, особенно это отно­сится к воображению. Для того, чтобы идеи могли вос­про­изводится в должном порядке и связности, ум обладает определенными свойствам ас­со­циации, обладающими качествами: сходство, смежность во времени и простран­стве, причина и действие.

 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

 

ТЕОРИЯ ПРИЧИННОСТИ

 

ТЕОРИЯ МОРАЛИ

 

Главный тезис Юма - это то, что мораль не имеет основанием разум.

«.. нравственность определяется чувством»(т.2,333)

 

Эстетика Юма.

 

«Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключи­тельно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную кра­соту»(Х.Ю.С. Эст. С.306)

 

Исторические работы

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамов М.А. О шотландской философии XVII в. \\ ФН 1981. №1.

2. Юм Д. Сочинения: в 2 т. М.,1965.

3. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика М.,1973.

4. Виноградов И.Д. Философия Д. Юма. М., 1905. (Ф-2446704)\\ Ученые записки Им­ператорского Московского университета. Отдел историко-филологический. Вып.35)

5. Радлов Э. Очерки по истории скептицизма \\ Хурнал Министерства Народного Про­свещения. 1887. №2.

6. Нарский И.С. Философия Д. Юма. М., 1967.

7. Шпет Г. Проблема причинности у Канта и Юма. Киев, 1916.

 

 

ГАРТЛИ Д.(1705-1757)

 

Для Англии психология естественна, ибо сильна традиция номинализма, как и сильна традиция

Гартли считал, что человек состоит из двух частей - тела и души. Здесь он не оригина­лен. Известен как создатель традиции ассоционизма в психологии. Основой ассоциа­низма его была физика Ньютона. Его учение сводится к двум базовым положениям: 1) теории вибраций, 2) теории ассоциаций. Теория вибраций заимствована у Ньютона, а теория ассоциаций у Локка.

 

«Чувственные вибрации, будучи часто повторяемы, порождают в мозговом веществе головного мозга предрасположение ск соответствующим миниатюрным вибрациям, которые можно также назвать вибрациклами и миниатюрами» (Английские мате­риалисты XVIII века. В 3-х т. Т.2 М., 1967 с.250)

 

ФЕРГЮСОН А. (1723-1816)

 

Адам Фергюсон – шотландский мыслитель. Профессор моральной философии Эдин­бургского университета. Ученик Д. Юма. Учитель и соратник А. Смита. Подверг кри­тике теорию договорного происхождения государств Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо. Шотландская историография имела и других своих представителей: Джон Миллар (1735-1801), Уильям Робертсон (1721-1793)

Основной его труд – это «Опыт истории гражданского общества» (1767)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.