ГЛАВА 6 ИММАНУИЛ КАНТ (1762-1804)
Виндельбанд писал: «Учение Канта есть тот кульминационный пункт, которого достигает линия умственного развития в Эпоху Просвещения, и начиная с которого это развитие под влиянием творческого стремления, заложенного в его философской системе, переходит в нисходящее движение; оно есть завершение просветительского движения и именно поэтому одновременно заканчивает и преодолевает век Просвещения» (Виндельбанд в. От Канта до Ницше. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. М., 1998. С.10)
«Германия была увлечена Кантом на путь философии, и философия стала национальным делом. Вдруг, словно по волшебному мановению, появились из германской почвы прекрасная плеяда великих мыслителей» (Гейне Г. Собрание сочинений в 10-ти томах. Госиздат.Т.6. 1958. С.107)
«Вся философия Канта оживляется и согревается непоколебимой верой в могущество разума, и эта вера не есть воззрение, почерпнутое из теории познания. Она выходит за пределы теоретической функции и коренится в нравственном разуме человеческого рода» (Виндельбанд в. От Канта до Ницше. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. М., 1998. С.11)
Иммануил Кант- «крестный отец» современной философии, родился в Кёнигсберге, в семье ремесленника, его предки были выходцами из Шотландии. В 1740 г. Кант поступил на теологический факультет Кёнигсбергского университета. Однако больший интерес он проявлял к естествознанию, философии и математике. После окончания университета он работал домашним учителем. Далее с 1755 года он начинает преподавать в Кёнигсбергском университете, хотя должность профессора он получил лишь в 1770 году. В 1786 году Кант, когда он стал уже всемирно известным философом, он был избран ректором университета. Он вел размеренный образ жизни, никогда не был женат, общался лишь с небольшим кругом людей (в основном учеников). Все в его жизни было подчинено строгому графику. Это было обусловлено во многом тем, что он, как и все выдающиеся философы, страдал психическим заболеванием, - его постоянно преследовали депрессии. Под конец жизни у Канта обострились приступы психического заболевания – он постоянно повторял ряды слов и мелодий из детства, заговаривался. В творческой биографии Канта есть два периода: ранний «докритический» до 1770 года и «критический» после 1770 года. В основном система взглядов «критического» периода представлена его произведениями: «Критика чистого разума»(1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).
2. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ КАНТА
Из них можно отметить Христиана Августа Крузия (1715-1775), который подметил, что различие между чувственностью и мышлением не совпадает с различием между «темными» и «ясными» представлениями. Х.А. Крузий критиковал Х. Вольфа за моральный фатализм и детерминизм. Критиковал Лейбница о предустановленной гармонии, ибо считал, что свобода человека, допущенная богом и является источником зла, не может быть совместима с существованием такой гармонии. Здесь видно перекливание с остроумной критикой «предустановленной гармонии» Вольтером.
Иоганн Николаус Тетенс (1736-1807) – выдающийся для своего времени немецкий психолог и философ, профессор философии в Киле. Главная работа Тетенса – «Philosophische Versuche uber die menschliche Natyr und ihre Entwickelung» (1776). И.Н. Тетенс старался создать нечто среднее между Юмом и Вольфом. Тетенс был стронником учения о монадах Лейбница, душа является для него простой бесконечной сущностью, которая обладает врожденными законами разума. Коген считал, что идею пространства как возникающую из ассоциации зрительных и осязательных ощущений Кант перенял у И.Н. Тетенса. Тезис Тетенса о независимости и самостоятельности психических функций также оказал влияние на Канта. Оказало влияние на Канта и принятое И. Н. Тетенсом вместе с эстетиком Зульцером разделение душевных способностей. Тетенс вместо аристотелева деления душевных способностей на интеллект и волю, применил триадичную систему их деления – на интеллект, чувство и волю. Что было полностью принято Кантом, который применил это же деление в своих трех «Критиках».
Ламберт (см. Троицкий м.М. Немецкая психология в текущем столетии. Т.1-2. М., 1883)
«Критика чистого разума» – это книга, по словам Г. Гейне, «…меч, отрубивший в Германии голову деизму» (Гейне Г. Собрание сочинений в 10-ти томах. Госиздат.Т.6. 1958. С.96). Гейне сравнивает Канта с Максимилианом Робеспьером в царстве мысли.
«Кант был противоречив, но по существу более прав, чем Фихте, Шеллинг и Гегель.»( Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995 Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. С.178)
Гейне правильно подчеркивал: «Тяжелым, накрахмаленным слогом своего главного произведения Кант причинил очень много вреда. Ибо неумные подражатели без толку переняли у него эту внешнюю черту, и у нас возник суеверный предрассудок, будто нельзя быть философом, если пишешь хорошо. Однако математическая форма не могла уже больше возродиться в философии Канта. Этой форме он вынес безжалостный смертный приговор в «критике чистого разума». Математическая форма в философии, сказал он, создает лишь картонные домики, равно как философская форма в математике порождает сплошное пустословие. Ибо в философии невозможны определения, как в математике, где определения не дискурсивны, но интуитивны, то есть могут быть доказаны созерцанием; то, что называют определениями в философии, дается лишь как проба, гипотетически, предварительно; собственно, правильное определение является лишь в конце как вывод. В чем же причина столь великого пристрастия философов к математической форме? Это пристрастие начинается уже с Пифагора, который обозначал начала вещей посредством чисел. Это была гениальная мысль..» (Гейне Г. Собрание сочинений в 10-ти томах. Госиздат. Т.6. 1958. С.99)
Истинная «коперниканская революция» в философии состоит в том, что как Коперник «заставил» Землю вращаться вокруг Земли, так пи в философии «копериниканская революция» состоит в том, что не объект вращается вокруг субъекта, а сам субъект движется и вращается вокруг объекта и является переменной величиной. Считается, что Кант совершил коперниканскую революцию заставляя объект вращаться вокруг субъекта, но это неверно. Суть воззрения Канта – как «пионера» коперниканской революции состоит в другом: а в том, что он убежден, что субъект находится в коррелятивном отношении к объекту «вещи в себе» и при определенных конфигурациях (априорных формах) субъекта высвечивается та или иная сторона реальности. Кант первый ввел утверждение о движении наблюдателя: Вот что Кант конкретно писал: «…когда оказалось, что гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движения небесных тел, то он попытался установить, не достигнет ли он большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя. Подобную же попытку можно предпринять в метафизике, когда речь идет о созерцании предметов. Если бы созерцания должны были согласоваться со* свойствами предметов, то мне непонятно, каким образом можно было бы знать что-либо a priori об этих свойствах; наоборот, если предметы (как объекты чувств) согласуются с нашей способностью к созерцанию, то я вполне представляю себе возможность априорного знания» (С.87-88).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|