ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
КОСМОГОНИЯ
Космогония
ФИЗИКА
ГЕОГРАФИЯ
ЧТО ТАКОЕ МЕТАФИЗИКА
Кант: «Понятия разума служат для концептуального познания (zum Begreifen), подобно тому как рассудочные понятия – для понимания (zum Verstehen) (восприятий)» (С.348) Это встречается потом у Ж. Делёза.
Он находится в традиции механицизма XVII-XVIII вв.: «…из всех наук разума (априорных наук) можно научить только математике, но не философии (за исключением исторического познания философии), и, что касается разума, можно в лучшем случае научить только философствованию» (Т.3. С.683).
КАК ВОЗМОЖНЫ АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ?
ПОНИМАНИЕ МЕТАФИЗИКИ
Отношение к метафизике у Канта двойственное – как почти у всех философов. С одной стороны, отрицание её плодотворности, с другой – обоснование новой философемы. Следует помнить лозунг философа, который кратко был выражен Паскалем: «истинно философствовать – пренебрегать философией». Кант сетует на то, что логика, математика и физика уже нашли правильный путь своего развития.
Вот что он пишет: «В метафизике приходится бесчисленное множество раз возвращаться назад, так как оказывается, что [избранный прежде] путь не ведет туда, куда мы хотели. Что касается единодушия во взглядах сторонников метафизики, то она еще настолько далека от него, что скорее напоминает арену, как будто приспособленную только для упражнений в борьбе, арену, на которой ни один боец еще никогда не завоевал себе места и не мог обеспечить себе своей победой прочное пристанище» (т.3 с.86) «метафизика существует если как не наука, то во всяком случае как природная склонность [человека] (metaphysika naturalis). В самом деле, человеческий разум в силу собственной потребности, а вовсе не побуждаемый одной только суетностью всезнайства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума и заимствованные отсюда принципы; поэтому у всех людей, как только разум у них расширяется до спекуляции, действительно всегда была и будет какая-нибудь метафизика» (т.3, с.118-119)
«.. все трансцендентальные идеи можно разделить на три класса: из них первый содержит в себе абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта, второй-абсолютное единство ряда условий явлений, а третий –абсолютноеединство условий всех предметов мышления вообще. Мыслящий субъект есть предмет психологии, совокупность всех явлений (мир) есть предмет космологии, а вещь, содержащая в себе высшее условие возможности всего, что можно мыслить (сущность всех сущностей), есть предмет теологии» (т.3 , с.363)
СТРУКТУРА ИДЕЙ
Если рассудок есть способность давать правила, то разум – это способность давать принципы. «Если рассудок есть способность создавать единство явлений посредством правил, то разум есть способность создавать единство правил рассудка по принципам. Следовательно, разум никогда не направлен прямо на опыт или на какой-нибудь предмет, а всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью понятий a prioriидать многообразным его знаниям единство, которое можно назвать единством разума и которое совершенно иного рода, чем то единство, которое может быть осуществлено рассудком» (т.3 с.342)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|