Здавалка
Главная | Обратная связь

ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД



 

КОСМОГОНИЯ

 

Космогония

 

ФИЗИКА

 

ГЕОГРАФИЯ

 

ЧТО ТАКОЕ МЕТАФИЗИКА

 

Кант: «Понятия разума служат для концептуального познания (zum Begreifen), подобно тому как рассудочные понятия – для понимания (zum Verstehen) (восприятий)» (С.348)

Это встречается потом у Ж. Делёза.

 

Он находится в традиции механицизма XVII-XVIII вв.: «…из всех наук разума (априорных наук) можно научить только математике, но не философии (за исключением исторического познания философии), и, что касается разума, можно в лучшем случае научить только философствованию» (Т.3. С.683).

 

КАК ВОЗМОЖНЫ АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ?

 

ПОНИМАНИЕ МЕТАФИЗИКИ

 

Отношение к метафизике у Канта двойственное – как почти у всех философов. С одной стороны, отрицание её плодотворности, с другой – обоснование новой философемы. Следует помнить лозунг философа, который кратко был выражен Паскалем: «истинно философствовать – пренебрегать философией». Кант сетует на то, что логика, матема­тика и физика уже нашли правильный путь своего развития.

 

Вот что он пишет: «В метафизике приходится бесчисленное множество раз возвра­щаться назад, так как оказывается, что [избранный прежде] путь не ведет туда, куда мы хотели. Что касается единодушия во взглядах сторонников метафизики, то она еще на­столько далека от него, что скорее напоминает арену, как будто приспособленную только для упражнений в борьбе, арену, на которой ни один боец еще никогда не завое­вал себе места и не мог обеспечить себе своей победой прочное пристанище» (т.3 с.86)

«метафизика существует если как не наука, то во всяком случае как природная склон­ность [че­ловека] (metaphysika naturalis). В самом деле, человеческий разум в силу соб­ственной потреб­ности, а вовсе не побуждаемый одной только суетностью всезнай­ства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опыт­ное применение разума и заимствованные отсюда принципы; поэтому у всех людей, как только разум у них расширяется до спекуляции, действительно всегда была и будет какая-нибудь метафизика» (т.3, с.118-119)

 

 

«.. все трансцендентальные идеи можно разделить на три класса: из них первый со­держит в себе абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта, второй-аб­со­лютное единство ряда условий явлений, а третийабсолютноеединство условий всех предметов мышления во­обще.

Мыслящий субъект есть предмет психологии, совокупность всех явлений (мир) есть предмет космологии, а вещь, содержащая в себе высшее условие возможности всего, что можно мыслить (сущность всех сущностей), есть предмет теологии» (т.3 , с.363)

 

СТРУКТУРА ИДЕЙ

 

Если рассудок есть способность давать правила, то разум – это способность давать принципы. «Если рассудок есть способность создавать единство явлений посредством правил, то разум есть способность создавать единство правил рассудка по принципам. Следовательно, разум ни­когда не направлен прямо на опыт или на какой-нибудь пред­мет, а всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью понятий a prioriидать многообразным его знаниям единство, которое можно назвать единством разума и ко­торое совершенно иного рода, чем то единство, которое может быть осуществлено рас­судком» (т.3 с.342)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.