Тема 1. Методологические основы менеджментаСтр 1 из 14Следующая ⇒
Н. И. Гавриленко Основы менеджмента Утверждено Редакционным советом университета в качестве учебного пособия
Москва
УДК 339.1.38 ББК 65.9 (2) 421 Г12
Рецензенты: Доктор экономических наук, профессор Российского Государственного Социального Университета Б. В. Салихов Доктор экономических наук, профессор зав. кафедрой экономической теории Московского гуманитарно-экономического института П. В. Солодуха
Гавриленко Н. И. Г12 Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Гавриленко. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2010. – с. ISBN 978 – 5 – 7237 – 0722 – 1
Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент» состоит из глав, в которых кратко изложен учебный материал с указанием основных вопросов. В нем излагаются особенности менеджмента как деятельности по эффективному управлению организацией в рыночных условиях. В учебном пособии дана краткая характеристика сущности менеджмента, эволюции менеджмента, основных функций менеджмента, особенностей современных теорий мотивации персонала, стилей и методов эффективного управления предприятиями и организациями в современных условиях. Учебное пособие не может в полной мере раскрыть сущность и особенности подготовки менеджеров, работающих в различных сферах деятельности. Самостоятельное изучение рекомендованных учебников и учебных пособий по данному курсу позволит студентам университета углубить знания в области основных проблем менеджмента, повысить уровень профессиональных знаний в вопросах эффективного управления различными хозяйствующими субъектами в современных условиях. Адресовано бизнесменам, преподавателям и студентам вузов, обучающимся по специальности 080507 – «Менеджмент организации». УДК 339.1.38 ББК 65.9 (2) 421 ISBN 978–5–7237 – 0722 – 1 © Оформление. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, 2010 © Гавриленко Н. И., 2010 Введение Управление организацией в наше динамичное время представляет собой особый вид деятельности, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь лишь общими рекомендациями по улучшению дел в организации. Современный руководитель должен сочетать понимание общих рекомендаций и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации, в которых находится организация, отличаются одна от другой. В данном учебном пособии рассматриваются основные подходы, подсистемы, принципы и функции менеджмента, без знания которых нельзя успешно управлять персоналом любых предприятий и организаций. В нем достаточно много уделено внимания как теоретическим проблемам мотивации и стимулирования персонала, так и их практического применения на российских предприятиях. Менеджмент реализуется в практической деятельности руководителей современных хозяйствующих субъектов как система эффективного управления. Следовательно, менеджмент регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление их производственно-сбытовой деятельности к изменяющимся рыночным условиям. Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства, исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Отсюда появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления как в мелких и средних промышленных организациях, так и в крупных, вплоть до транснациональных корпораций. Цель данного учебного пособия – кратко изложить основные слагаемые понятия «менеджмент» и особенности его развития на современном этапе. Тема 1. Методологические основы менеджмента 1.1. Менеджмент: сущность, виды, подсистемы, уровни, методы Определений понятию «менеджмент» в современной экономической литературе дано достаточно много. Например, в Оксфордском словаре менеджмент определяется как способ или манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица. Иногда менеджмент определяется как наука, как вид деятельности, как процесс, с помощью которого руководители (менеджеры) формируют организации и управляют ими. Считаем, что менеджмент можно определить как: · совокупность учебных дисциплин, изучающих проблемы эффективного управления различными хозяйствующими субъектами в современных условиях (основы менеджмента, производственный менеджмент, инновационный менеджмент, организационный менеджмент, финансовый менеджмент, информационный менеджмент, социальный менеджмент, менеджмент персонала и другие учебные дисциплины); · совокупность методов и средств воздействия на управляемую подсистему для достижения целей организации. Виды менеджмента: стратегический менеджмент, оперативный менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент, финансовый менеджмент, социальный менеджмент, организационный менеджмент, информационный менеджмент, менеджмент персонала, а также менеджмент по отраслям и видам деятельности (в банковской, в гостиничной, страховой, туристической сферах деятельности т.д.). С точки зрения субъектно-объектной основы управления руководитель (менеджер) как субъект управления должен уметь анализировать сложившуюся ситуацию, выявить тенденции ее развития, разрабатывать эффективную стратегию и организовать успешную ее реализацию. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем, и тем самым способствовать достижению целей организации. Таким образом, процесс управления представляет собой совокупность целенаправленных действий руководителя по разграничению, согласованию и интеграции совместной деятельности сотрудников для достижения определенных целей организации. Цели организации это желаемое будущее состояние объекта, для достижения которого необходимо рациональное использование имеющихся ресурсов (людских, финансовых, материальных, технологических и информационных). Подсистемы менеджмента: - целевая подсистема - определяет, что должно быть на выходе (результаты деятельности в конкретных показателях: объемы, ассортимент и качество выпускаемых товаров; объем прибыли; доля на рынке, ресурсосбережение и т.п.). - обеспечивающая подсистема включаетметодическое, ресурсное, информационное и правовое обеспечение различных видов деятельности и выполнение принятых решений. - функциональная подсистема обеспечивает осуществление различных видов деятельности отделов и служб организации:планирование деятельности; НИОКР; организация производства; маркетинг; сервис товаров, регулирование управления и производства и т.д. - управляющая подсистема организует эффективное управление персоналом, своевременное и правильное принятие управленческих решений, оперативное управление их реализацией исходя из сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде. Уровни управления: высший, средний и низший. Методы управления: административные, экономические, социально-психологические. 1.2. Функции и подходы в менеджменте Функции управления - особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда. Функции менеджмента (управления): 1. Маркетинг - аналитический и активный аспект в управлении фирмой (анализ рынка и выявление его потребностей; производство необходимых товаров и услуг для их удовлетворения). 2. Прогнозирование - определение возможного сценария развития фирмы в условиях меняющейся внешней среды, на основе анализа существующего положения, вероятностных путей и способов достижения поставленных целей. 3. Планирование – процесс определения целей, а также путей и средств их достижения, расписанных по времени, ресурсам, исполнителям и последовательности. 4. Организация - обоснование и выбор элементов управляющей и управляемой систем, установление пространственно - временных и причинно - следственных связей между ними. 5. Мотивация – сила побуждающая человека к действию, создание условий работникам для повышения эффективности их деятельности по достижению целей; 6. Инновация - разработка новых направлений деятельности, технологий, товаров и т.п., обеспечивающих конкурентоспособность фирмы; 7. Анализ и учет - сбор, обобщение, обработка и использование необходимой информации для обоснования принятия управленческих решений и реализации других функций управления; 8. Делегирование - распределение власти и ответственности на фирме среди сотрудников, повышающее эффективность ее деятельности; 9. Принятие решений – акт выбора руководителем одного из многих альтернатив развития фирмы, постоянно повторяющееся целенаправленное воздействие руководителя на процесс управления персоналом и фирмой. 10. Контроль - выявление степени соответствия текущих показателей плановым (установленным) заданиям (нормам, показателям, критериям). 11. Регулирование (корректирование) - процесс устранения отклонений в функционировании фирмы от заданных плановых значений (норм) или от естественного хода процесса. Корректировке подлежат все вышеперечисленные выполняемые функции менеджмента. Поэтому руководителю необходимо постоянно осуществлять анализ рынка, корректируя свои действия, исходя из изменений, происходящих на рынке (совершенствовать маркетинговую деятельность); совершенствовать прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, инновации, систему анализа и учета, принятия управленческих решений, контроля и т.п. Корректировке подлежат и сами корректирующие действия. Например, руководитель наказал всех сотрудников отдела за несвоевременно сданный отчет. Через месяц отчет также не был сдан вовремя, значит, принятые меры оказались не действенными. В следующем месяце два сотрудника были лишены премии в размере 100%, один был лишен 50% премии, а еще два были устно предупреждены о недостатках в работе. В следующем месяце отчет был сдан вовремя и выполнен на хорошем профессиональном уровне. Основные подходы в менеджменте: системный, функциональный, административный, ситуационный. 1. Системный подход - методология исследования любых объектов как систем, своеобразный алгоритм эффективных действий руководителя. Элементы системы: вход, выход, факторы, влияющие на процессы, происходящие в системе. Алгоритм системного подхода: 1. сформулировать конкретные цели развития системы (выход); 2. определить, какие ресурсы должны быть на входе, необходимые для достижения целей (выхода); 3. выявить факторы (внешние и внутренние), 4. влияющие на процессы, происходящие в системе с целью повышения эффективности их осуществления. Основные системные принципы: целостности; структурности; взаимозависимости структуры и среды; иерархичности; множественности описания каждой системы. Рассмотрим элементы системного подхода, представленные на рис. 1. Рис. 1. Основные элементы системного подхода При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода (цели деятельности в конкретных показателях): объемы выпуска продукции или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому и как продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы необходимо дать одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам и потребительским свойствам, отвечающим требованиям потребителей. Затем определяются основные параметры входа: какие необходимы ресурсы и информация для нормального функционирования производства (процесса). Потребность в ресурсах и информации определяются после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления - внутренние факторы) и факторов внешней среды –(политических, экономических, технологических, социально-демографических, культурных и инфраструктуры данного региона), влияющих на процессы, происходящие в системе. Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам ("входа") системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования. 2. Функциональный подход – определить совокупность функций, которые нужно выполнить для решения проблемы и удовлетворения потребности. Например, производственники решают производственные проблемы, финансисты – финансовые и т.п. 3. Сущность административного (директивного) подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.). В основе административного подхода лежат административные методы управления, которые опираются на: 1) систему законодательных актов страны и региона; 2) систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации; 3) систему планов, программ, заданий; 4) систему оперативного руководства, граничащую с психологическими аспектами. 4.Ситуационный подход основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется поставленными конкретными целями, исходя из конкретной ситуации, Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот метод, который более всего поможет достичь целей организации в конкретной ситуации, максимально адаптирован к ней. Методология ситуационного подхода как четырехшаговый процесс: 1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений. 2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции. 3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой будет получен эффект при изменении одной или нескольких переменных. 4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы отрицательный наименьший эффект с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в существующих условиях. Таким образом, руководитель должен уметь применять общие рекомендации менеджмента по повышению эффективности деятельности организации с учетом конкретных целей и ситуации, складывающейся на рынке.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|