Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы и методики исследования



Для решения каждой задачи подбираются методы и методики ис­следования, процедуры сбора эмпирических данных, а также способы их обработки, планируется выборка участников исследования, опре­деляются место и условия его проведения. С методологическими основами и рекомендациями по планированию и проведению эмпири­ческого исследования можно подробнее познакомиться в ряде книг ( см. Литературу) Сбор эмпирического материала представляет собой ответствен­ную часть исследования. Организационная работа и практическое проведение методик изучения требуют от исследователя ряда особых умений. Студент должен ими овладеть.

Сбор эмпирических данных для проверки гипотез следует осуществ­лять с помощью адекватных методик. При выборе методов и методик эмпирического исследования студент должен опираться на знания и умения, полученные им при изучении соответствующих психологи­ческих дисциплин. Для сбора первичных данных могут использовать­ся такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки. В процессе эмпирическо­го исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет.

Обследуемая выборка должна быть репрезентативной относитель­но задач вашего исследования. В связи с этим необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом ис­следовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психоло­гические особенности испытуемых и другие параметры, которые мо­гут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать гене­ральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть слу­чайной или специально подобранной так, чтобы представлять основ­ные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом пере­менные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распро­страняться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить по группам с разными условиями исследования, обеспе­чить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать дока­зательность положений, которые защищаются в работе. В зависимос­ти от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. В большинстве экспериментальных исследований количество испытуемых в отдельной группе (экспери­ментальной или контрольной) варьирует от 1 до 100. Исходя из мето­дов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30—35 человек

Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства эк­спериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реаль­ных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными дела­ми и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители.

Студент-исследователь должен уметь установить такой довери­тельный рабочий контакт с изучаемым человеком, при котором мо­жет быть получена достоверная информация. Доверие испытуемого к тому, что его ответы и действия будут использоваться только в на­учных целях, уважение к исследователю будут этому значительно способствовать. На этом этапе работы необходимо соблюдение норм профессиональной этики психолога.

Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязатель­но практическое владение соответствующей техникой сбора эмпири­ческих данных, детальное знание методики, которая используется.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.