Практическая работа 15
Тема: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ В MICROSOFT EXCEL Цель занятия.Изучение технологии проведения экономических расчетов, расчета точки окупаемости инвестиций, накопления и инвестирования средств. Задание 15.1.Оценка рентабельности рекламной кампании фирмы
Порядок работы 1. Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel и создайте новую электронную книгу. 2. Создайте таблицу оценки рекламной кампании по образцу рис. 15.1. Введите исходные данные: Месяц, Расходы на рекламу А(0) (руб.), Сумма покрытия В(0) (руб.), Рыночная процентная ставка (j)= 13,7%.
Рис. 15.1 Исходные данные для задания 15.1 Выделите для рыночной процентной ставки, являющейся константой, отдельную ячейку СЗ и дайте этой ячейке имя «Ставка».
Краткая справка. Присваивание имени ячейке или группе ячеек производится следующим образом: 1. выделите ячейку (группу ячеек), которой необходимо присвоить имя; 2. щелкните поле Имя, которое расположено в строке формул слева; 3.введите имя ячейки; 4.нажмите клавишу [Enter]. Помните, что по умолчанию имена являются абсолютными ссылками. 3. Произведите расчеты во всех столбцах таблицы. Краткая справка. Расходы на рекламу осуществлялись в течение нескольких месяцев, поэтому выбираем динамический инвестиционный учет. Это предполагает сведение всех будущих платежей и поступлений путем дисконтирования на сумму рыночной процентной ставки к текущему значению. Формула для расчета: А(n) = А(0) Н (1 + j/12)(1-n) в ячейке С6 наберите формулу =В6*(1+ставка/12)^(1-$А6). Примечание. Адрес ячейки А6 в формуле имеет комбинированную адресацию: абсолютную адресацию по столбцу и относительную по строке — и записывается в виде $А6. При расчете расходов на рекламу нарастающим итогом надо учесть, что первый платеж равен значению текущей стоимости расходов на рекламу, значит, в ячейку D6 введем значение = С6, но в ячейке D7 формула примет вид =D6+C7. Далее формулу ячейки D7 скопируем в ячейки D8:D17. Обратите внимание на то, что в ячейках нарастающего итога с мая по декабрь будет находиться одно и то же значение, поскольку после мая расходов на рекламу не было (рис. 15.2). Выберем сумму покрытия в качестве ключевого показателя целесообразности инвестиций в рекламу. Она определяет, сколько денежных средств приносит продажа единицы товара в копилку возврата инвестиций. Для расчета текущей стоимости покрытия скопируйте формулу из ячейки С6 в ячейку F6. В ячейке F6 должна быть формула =Е6*( 1 +ставка/12)^( 1 -$А6). Далее с помощью маркера автозаполнения скопируйте формулу в ячейки F7:F17.
Сумма покрытия нарастающим итогом рассчитывается аналогично расходам на рекламу нарастающим итогом, поэтому в ячейку G6 поместим содержимое ячейки F6 (=F6), а в G7 введем формулу = G6 + F7. Далее формулу из ячейки G7 скопируем в ячейки G8:G17. В последних трех ячейках столбца будет представлено одно и то же значение, ведь результаты рекламной кампании за последние три месяца на сбыте продукции уже не сказывались. Сравнив значения в столбцах D и G, уже можно сделать вывод о рентабельности рекламной кампании, однако расчет денежных потоков в течение года (столбец Н), вычисляемый как разница колонок G и D, показывает, в каком месяце была пройдена точка окупаемости инвестиций. В ячейку Н6 введите формулу = G6 - D6 и скопируйте ее вниз на всю колонку. Проведите условное форматирование результатов расчета колонки Н: отрицательных чисел — синим курсивом, положительных чисел — красным цветом шрифта. По результатам условного форматирования видно, что точка окупаемости приходится на июль. 4. В ячейке Е19 произведите расчет количества месяцев, в которых сумма покрытия имеется. Используйте функцию «Счет» (Вставка/ Функция/Статистические), указав в качестве диапазона «Значение 1» интервал ячеек Е7:Е14. После расчета формула в ячейке Е19 будет иметь вид = СЧЕТ(Е7:Е14). 5. В ячейке Е20 произведите расчет количества месяцев, в которых сумма покрытия больше 100 000 руб. (используйте функцию СЧЕТЕСЛИ, указав в качестве диапазона «Значение» интервал ячеек Е7:Е14, а в качестве условия >100 000). После расчета формула в ячейке Е20 будет иметь вид =СЧЕТЕСЛИ(Е7:Е14) (рис. 15.3).
6. Постройте графики по результатам расчетов (рис. 15.4): — «Сальдо дисконтированных денежных потоков нарастающим итогом» по результата расчетов колонки Н; Рис. 15.4. Графики для определения точки окупаемости инвестиций — «Реклама: доходы и расходы» по данным колонок D и G (диапазоны D5:D17 и G5:G17 выделяйте, удерживая нажатой клавишу [Ctrl]). Графики дают наглядное представление об эффективности расходов на рекламу и графически показывают, что точка окупаемости инвестиций приходится на июль. 7. Сохраните файл в папке вашей группы.
Задание 15.2. Фирма поместила в коммерческий банк 45 000 руб. на 6 лет под 10,5% годовых. Какая сумма окажется на счете, если проценты начисляются ежегодно? Рассчитать, какую сумму надо поместить в банк на тех же условиях, чтобы через шесть лет накопить 250 000 руб. Порядок работы 1.Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel и создайте новую электронную книгу. 2.Создайте таблицу констант и таблицу для расчета наращенной суммы вклада по образцу (рис. 15.5).
3. Произведите расчеты А(n) двумя способами: • с помощью формулы A(n)= А(0) Н (l+j)n (в ячейку D10 ввести формулу =$В$3*(1+$В$4)^А10 или использовать функцию СТЕПЕНЬ); • с помощью функции БС (рис. 15.6).
Краткая справка. Функция БС возвращает будущую стоимость инвестиции на основе периодических постоянных платежей и постоянной процентной ставки. Синтаксис функции БС: БС (ставка; кпер; плт; пс; тип), где ставка — это процентная ставка за период; кпер — это общее число периодов платежей по аннуитету; плт (плата) — это выплата, производимая в каждый период, вводимая со знаком «-»; это значение не может меняться в течение всего периода выплат. Обычно плата состоит из основного платежа и платежа по процентам, но не включает других налогов и сборов; пс — это приведенная к текущему моменту стоимость или общая сумма, которая на текущий момент равноценна ряду будущих платежей. Если аргумент пс опущен, то он полагается равным 0. В этом случае должно быть указано значение аргумента плата. Тип — это число 0 или 1, обозначающее время, когда должна производиться выплата. Если аргумент тип опущен, то он полагается равным 0 (0 — платеж в конце периода, 1 — платеж в начале периода). Все аргументы, означающие деньги, которые уплачены (например, депозитные вклады), представляются отрицательными числами. Деньги, которые получены (например, дивиденды), представляются положительными числами. Для ячейки С10 задание параметров расчета функции БС имеет вид как на рис. 15.6. Конечный вид расчетной таблицы приведен на рис. 15.7.
4. Используя режим Подбор параметра (Сервис/Подбор параметра), рассчитайте, какую сумму надо поместить в банк на тех же условиях, чтобы через шесть лет накопить 250 000 руб. В результате подбора выясняется, что первоначальная сумма для накопления 137 330,29 руб. позволит накопить заданную сумму 250 000 руб. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|