Здавалка
Главная | Обратная связь

Нунчаки и тройной цеп



Нунчаки.
Тройной цеп.

Рис, видимо, молотить легче, чем рожь и пшеницу; во всяком случае, если на Западе крестьянский цеп оказался здоровенной двухкилограммовой штуковиной, его восточный аналог легок и изящен. Всего лишь две палочки, обычно из дуба или клена, соединенных веревкой.

Да, нунчаки (нунтяку) — это тоже сельхозорудие, и боевые школы владения им — исходно крестьянские, для мятежников и для защиты от разбоя. В наши дни нунчаки тоже почти нигде не запрещены, и потому ими пытаются пользоваться для самообороны (или нападения) в тех странах, где нельзя носить оружие; правда, при этом часто недооценивают уровень владения этим оружием, без которого нунчаки опасны скорее для собственного владельца.

Несколько менее популярный родич нунчаков — тройной цеп: такие же палочки, но числом три, соединенные веревочками. Веревочки совсем короткие, буквально несколько сантиметров.

Видимо, именно это оружие и породило двуглавый цеп. По бою тройным цепом (сансецукон, three-piece rod, three-section staff) тоже существуют школы, популярные и в наши дни (но не распространившиеся широко за пределами Дальнего Востока).

Вероятно, тройной цеп тоже произошел от крестьянского; хотя известно немало легенд о том, как посох мастера сломался то ли на две, то ли на три части, и мастер, не желая расставаться со своим оружием, изобрел новую технику боя. Во всяком случае, в Китае владение тройным цепом было не редкостью и среди благородных, а его изобретение приписывали императору.

В книгах

Нельзя сказать, что цепы в художественной литературе широко популярны. Для героя считается более подходящим меч, на худой конец топор, злодеи тоже не балуются таким оружием. Но есть и исключения.

Номером первым, по-видимому, следует записать Анджея Сапковского. В его саге о Рейневане цепов предостаточно, что и неудивительно — речь идет о гуситах. Там встречается главным образом классический двуручный цеп крестьянина. Используется он не только для боя, но и для... казни, поскольку зрелище это более чем жуткое.

Но есть цепы и в саге о Геральте, причем более экзотические.

Нищука — один из «рубайл из Кринфрида» — использует, судя по всему, пехотный цеп (рукоять длиной в локоть), с гирькой-шестопером (шесть клиньев-перьев). Ярпен Зигрин предпочитает гасило; именно им он запускает в Йеннифэр во время ссоры из-за золотого дракона. Железный шар «появляется в воздухе неведомо откуда и когда»; эффект внезапности всегда был важным преимуществом цепного оружия.

А вот и импровизированное гасило:

Геральт отстегнул от пояса мешочек и подкинул его в руке, не выпуская ремешка.

Меня не купишь, — гордо произнес цербер.

А я и не собираюсь.

Привратник был слишком громоздок, чтобы обладать рефлексом, позволяющим уклониться или закрыться от быстрого удара обычного человека. А от удара ведьмака он не успел даже зажмуриться. Тяжелый мешок с металлическим звоном саданул его в висок. Он рухнул на дверь, обеими руками хватаясь за створку. Геральт оторвал его ударом в колено, толкнул плечом и хватил мешочком еще раз. Глаза у привратника помутнели и разбежались в комичном косоглазии, ноги сложились, как два складных ножика. Ведьмак, видя, что дылда хоть уже почти потерял сознание, но все еще пытается размахивать руками, приложил ему с размаха в третий раз, прямо по темечку.

Деньги, — буркнул он при этом, — открывают любые двери.

Подобное гасило можно встретить и в нескольких романах о D&D-мирах; им традиционно пользуются воры и, реже, убийцы.

Кистени можно встретить в историческом романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»; там их используют разбойники, и опять-таки как тайное оружие. Чаще всего речь идет, по-видимому, о навязном кистене. Есть он и в других русских исторических романах: например, «Петре Первом» А. Н. Толстого, «Басурмане» И. Лажечниковаили «России молодой» Ю. Германа. Как правило, устойчиво ассоциируется с разбойником. Вспомним Хлопушу из «Капитанской дочки»: «Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором».

В играх

В стратегиях цеп используется все больше «для колорита», причем чаще всего как... оружие рыцарское (вспомним хотя бы классическую King's Bounty) или монашеское. Что до особых эффектов, то с ними в стратегических играх небогато; в лучшем случае мы видим усиление удара (как, например, у монахов-флагеллянтов в Warhammer: Dark Omen и Warhammer: Mark of Chaos).

В ролевых играх фантазия побогаче; там пытаются сделать цепы труднопарируемыми, а также дают им плюсы к попыткам разоружить врага, что достаточно правдиво. Вспоминается, например, одна из форм превращенца (shifter) в Neverwinter Nights: Hordes of Underdark, человекоящер с бичом — мастер разоружения. К слову, лучший из присоединяющихся бойцов в этой игре — Вален — вооружен тяжелым цепом (крайне странный выбор для мастера фехтования!). А в Community Expansion Pack к этой игре есть монстр под названием «цепной дьявол» — он вооружен зубастыми цепями.

World of Wacraft. Суккуб со свернутым бичом.

Что забавно, хотя в ролевых играх любят метать предметы, совершенно к тому непригодные, броска гасилом в них не встретишь. А вот гасило как средство оглушения популярно: в D&D-играх это вид оружия (sap), в World of Warcraft и еще нескольких играх — воровской спецприем.

Всевозможные плети и бичи чаще вручаются в лапы монстрам: вспомним хотя бы огненных демонов (родичей Балрога из «Властелина колец») и суккубов — их традиционно вооружают таким образом.

По правде говоря, к логике мира в большинстве ролевых игр цеп подходит плохо — по очень простой причине: это все же оружие первого удара, оно должно сразу выводить из строя, иначе в нем нет смысла. И как это, простите, сочетается с сотнями хитов у персонажей?..

В боевиках, даже фехтовальных, и приближенных к ним аркадах цепов немного; отчасти проблема в том, что их сложно анимировать. Требования к этому в боевиках высоки как нигде. Работа цепом выглядит весьма своеобразно; даже в «Ведьмаке» (там есть и такое оружие) она имеет странный вид. Впрочем, Геральту цепом пользоваться приходится нечасто; процитированный эпизод с кошельком, кажется, единственный в книге.

Очень жаль, что цепы прошли мимо создателей Jade Empire и нам не довелось полюбоваться на восточную технику этого оружия; правда, существует несколько единоборств (в основном консольных), где есть нунчаки. Но и на PC имеется, например, овеянный десятилетиями Budokan, где нунчаки — один из четырех доступных игроку видов оружия.

Хотя кусари-гаму очень тяжело анимировать, она тоже есть в Budokan: в числе противников он включает старого деда Хироси Икеду, который раз в год спускается с гор в Токио посоревноваться в будокане («К вашему несчастью, — ехидно замечает игра, — он выбрал именно этот день»). Кусари-гама в этой игре, кажется, рекордсмен по части нанесения урона, и отразить ее очень непросто, но она довольно медлительна.

 

 

Будущность цепов в играх оценить непросто; вполне вероятно, что они войдут в моду, когда их научатся анимировать красиво (это, кстати, вопрос не столько к художникам-аниматорам, сколько к физическому движку: гибкие предметы всегда были больным местом игровой физики; для них, в частности, изобретали PhysX).

Сегодня же они встречаются достаточно часто, но по большей части все же на правах «бедных родственников». Правда, похоже, в ролевых играх в ближайшее время станет популярнее идея оглушения, и тут у цепов может найтись новая «экологическая ниша».

В последующие годы стоит ожидать все большей и большей разницы между типами оружия по их возможностям — как в ролевках, так и в стратегиях. Цепы, как один из самых необычных видов вооружения, почти наверняка выиграют от этого.

 

 

Топоры

Мужики переговаривались усталыми голосами, один — здоровенный, сердитый — качал головою, крутил в руках топор: какой добрый топор был; а теперь на жале щербина — попортился на шведском панцире.

— Два мушкета заместо топора, а ему все мало! — сказал Молчан.

Мужик огрызнулся:

— На кой мне ляд мушкеты? Тесать ими стану, что ли? Бери вот оба, дай за них топор...

Ю. Герман, «Россия молодая»

Что такое топор?

Хотя бытовой топорик видел каждый, все-таки нелишне немного пояснить, чем отличается боевой топор от прочих видов оружия.

Итак, боевой топор — это заточенное клинообразное лезвие (железко, оно же собственно топор) на древке. Железко может быть обоюдоострым или односторонним (в этом случае тупая сторона именуется, как и у топора-инструмента, обухом). Заточенную часть топора иногда называют бойком. Топор — оружие несбалансированное, оно предназначено для нанесения сильного удара за счет своей массы.

Ближайшие родичи топора — секира и молот. Мы уже говорили о них в предыдущих выпусках «Лучших компьютерных игр».

Секира от топора отличается балансом, который позволяет проделывать ею гораздо более сложные приемы, нежели доступно для топора, но — разумеется — несколько ослабляет мощь удара. Молот — оружие примерно с той же техникой боя и схожим балансом, но он завершается широким клином, а топор — узким лезвием.

Это интересно:хотя тяжелое оружие первобытных людей принято именовать топором, на самом деле его можно с тем же успехом именовать молотом — «техника» того времени не позволяла провести между ними различие.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.