Здавалка
Главная | Обратная связь

Стоит ли вооружаться топором?



Гномье воинство в Battle for Middle-Earth 2.

Первое и главное преимущество топора — мощь удара. Среди всех видов оружия ближнего боя он — безусловный лидер по пробивной силе и поражающему эффекту. Мечу не хватает массы, молоту — острия. Сравниться с ним может разве что копье — и только в случае работы им с коня или против коня (а равно другого крупного зверя); но это потому, что в таких случаях удар наносит не сила воина, а сила животного.

Еще одно преимущество топора перед мечом — относительная дешевизна. Для него не нужна сталь очень высокого качества (хотя держать заточку металл все-таки должен — такую дрянь, как шла на булавы, на топор все-таки не пустишь). Да и работа кузнеца обходится куда подешевле.

К сожалению, это и все. За невероятные характеристики удара приходится дорого платить.

Топор — оружие медленное и не слишком маневренное. Отбить им удар противника крайне сложно. Правда, в ходу были топоры, носимые вместе со щитом — одноручные или полуторные.

У топора маленькая дистанция угрозы, как и у булавы. Кроме того, после удара он долго возвращается в боевую позицию. В сочетании со сказанным выше это означает, что у пехоты с топорами всегда будут высокие потери...

Наконец, топор — прямо-таки чемпион по части застревания в щите или в теле врага. Хуже в этом смысле разве что копье, ну так оно — по природе своей штука разовая. Прославленные в кино и в книгах удары, когда топор одним взмахом перерубает пополам человека (а то и вместе с конем...) — штука совершенно нереальная хотя бы уже потому, что лезвий достаточной для этого ширины практически не существует: таким топором просто не взмахнуть.

Иногда, чтобы предотвратить застревание, у топора делали боковые шипы или утолщения — тогда топор не так глубоко войдет в тело. Но зато и эффекта того не будет...

Топоры средневековой Испании (реконструкция).

Я сказал, что других преимуществ у топора нет? Если брать во внимание только объективные параметры, то да. Но есть еще один, субъективный: топор выглядит очень страшно.

И это в бою куда важнее, чем может показаться. Если противник нацелил в вас острие копья или клинок, это, конечно, неприятно, но у вас может сохраняться иллюзия, что вы отделаетесь царапиной или легкой раной. А занесенный топор вызывает неудержимое желание оказаться от него как можно дальше. И даже если вы уверены, что нанесете удар первым, — сильно ли это ободрит, если нет никакой уверенности, что после этого на вас не обрушится здоровенный отточенный железный клин?

Даже ролевикам, которые используют заведомо безопасное оружие, — и тем хорошо известно, что боец с топором выглядит достаточно устрашающе, чтобы на этом играть. Но, конечно, в ролевых играх инстинкт самосохранения у персонажей притуплен, и потому там топоры полной эффективностью не обладают. А вот в жизни...

Викинги — известные любители топоров — эксплуатировали эту их особенность совершенно бессовестно. Недаром топор был главным оружием берсерка: здоровый бешеный мужик и сам по себе вселяет ужас, а с такой штуковиной — вдвойне. Поскольку тут уже очевидно: даже если ударите первым, это вас не спасет.

В каком-то смысле можно сказать, что этот эффект увеличивал дистанцию угрозы боевого топора, заставляя остерегаться его даже на относительно безопасном расстоянии.

В мирах фэнтези, с очевидностью, есть еще один резон для использования топора — противники гигантского размера, которым мечи и даже копья нанесли бы слишком слабые повреждения.

В этом случае была бы разумна тактика боя, при котором воина с топором сопровождает боец с пикой или рогатиной: он замедлит движение монстра, чтобы дать товарищу случай ударить топором. Ведь, как уже говорилось, дистанция угрозы у топора слишком мала, чтобы конкурировать с лапой дракона или дубиной людоеда.

Этот способ не придуман чисто умозрительно: примерно так некоторые африканские племена охотятся на слонов, а эскимосы — на белых медведей.

Топор в полете

Вот из таких топоров получились томагавки.

Метательный топор нежно любим игроделами. Просто восторг берет, как увидишь в какой-нибудь «Войне за Средиземье» гнома, швыряющего в противника добрых двадцать топоров подряд. Не боец, а ходячий склад какой-то, скобяная лавка на ножках. Даже с башен в некоторых играх предпочитают не стрелять, а кидаться топориками. Хорошо хоть дальность полета этого чудо-оружия несколько уступает стреле, а то пришлось бы считать его ручной версией ракеты «Томагавк».

Гораздо ближе к истине — картинка из Master of Magic, где варвары перед самым началом ближнего боя швыряли во врага свои топоры, получая как бы дополнительную атаку перед схваткой. Именно так использовали топорики норманны: в этом случае топор помогает прорвать вражеский строй.

Вообще же топоры, конечно, летают. Но низенько-низенько. И недалеко.

Метательный топор в Европе и в Азии никогда не был особенно популярен. Причины тому довольно очевидны: носить с собой тяжелое и не слишком дешевое оружие, чтобы выкинуть его в самом начале боя, — идея не слишком привлекательная.

Ей может быть три основных оправдания:

· прорвать вражеский строй, как уже говорилось выше;

· использовать оружие против тяжеловооруженного противника, если нет приличных луков или арбалетов;

· привязать к топору веревку и использовать при штурме или абордаже (бросили — топоры воткнулись — лезем по веревке или стягиваем корабли для абордажа).

Именно третья цель и стала причиной того, что метательные топорики входили в снаряжение испанских конкистадоров и английских корсаров. А поскольку те и другие готовы были за золото, меха и прочие сокровища Нового Света продать даже собственную бабушку (если бы догадались захватить ее с собой), то они охотно расставались со своим снаряжением. Так появился томагавк.

Позвольте, но ведь «томагавк» — индейское слово, а оружие, выходит, европейское? Да, слово местное — на языке алгонкинов. Но раньше, до прибытия белых, им называлась своеобразная дубинка для метания — нечто вроде боевого (невозвращающегося) бумеранга. А когда алгонкины и прочие обзавелись продуктом европейской технологии — они легко распространили популярное среди них боевое искусство на топорики. Ведь деревянный томагавк не пробивал испанскую кирасу. Так что европейцы обучили аборигенов не только снимать скальпы...

На охоте метательные топоры встречались чаще, чем в бою, — у достаточно примитивных племен они сохранились до ХХ века. Нужны они были тогда, когда дичь слишком крупна, чтобы дротик нанес ей серьезный урон. Конечно, можно утяжелять дротик, но... По утверждению многих специалистов, топором попасть правильно, как ни странно, легче, чем тяжелым гарпуном.

Виды топоров

Топор мамелюка.

В этой главе можно было бы перечислить несколько десятков топоров, характерных для разной местности; однако большая их часть ничем принципиальным не отличается. Двуручные топоры саксов отличались от древнегреческих лабросов в основном качеством материала...

Поэтому буду краток. Топоры отличаются в основном формой железка (от подобного топору дровосека — до лунообразного, и оно может быть односторонним или двусторонним) и размерами.

Форма железка определяет его вес. Топор, конечно, не стремятся сделать легким (в отличие от секиры), но все-таки хотелось бы, чтобы время взмаха не затягивалось уж очень надолго — не то из топорника успеют сделать котлету. Но чем топор тяжелее — тем лучше пробивает доспехи. Классические двусторонние лунообразные топоры, например, предназначались для уничтожения рыцарского коня в броне...

Размеры топора определяются количеством используемых рук — одна, полторы, две. «Полутораручный» топор держат, строго говоря, двумя руками, просто на левой при этом умещается круглый или миндалевидный щит — чтобы топорник мог хоть как-то отбиваться.

Упомяну еще о таком экзотическом оружии, как крикет. Крикет — это топор, совмещенный с... пистолетом. В те времена, когда не было многозарядных пистолетов, хотелось их как-то использовать в бою и после выстрела... В Warhammer Fantasy Battles имперские пистольеры носят примерно такие пистолеты.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.