Социальная активность личности
Существенным моментом социализации человека является развитие социальной активности, проявляющейся в поведении личности и ее деятельности. Социальная активность личности – это системное социальное качество, в котором проявляется и реализуется уровень ее социальности, то есть глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъект общественных отношений. Социальная активность является исходным социальным качеством, отражающим целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности сознания, деятельности и положения личности. Социальная активность характеризуется не только осознанием и принятием интересов общества и определенных общностей, но и готовностью и умением реализовывать эти интересы, активной деятельностью самостоятельного субъекта. Важными признаками социальной активности личности является сильное, устойчивое стремление влиять на социальные процессы и деятельное участие в общественных делах, стремление изменить, преобразовать, или, наоборот, сохранить, укрепить существующий социальный строй, его формы и элементы. Процессы обновления и развития общества окажутся невозможными, если к ним не привлечь основную массу населения, если социальная активность имеет низкий уровень, если нет развития ее новых нетрадиционных форм. Однако эта потребность общества в настоящее время не удовлетворяется в полной мере. Существует противоречие между необходимостью развития творческой активности и реальным состоянием активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности. Более того, современные исследователи социально-экономических процессов ввели новое понятие «социальное исключение», которое отображает явление, существенным образом препятствующее развитию социальной активности. Безработица и «новая бедность», присущая как промышленно развитому миру, так и посткоммунистическим странам (хоть и в разной мере), а также социальные последствия глобализации способствуют распространению такого явления как «социальное исключение». Прежде всего, это понятие касается продолжительной безработицы, неквалифицированного труда и статуса эмигрантов. Основу концепции социального исключения составляют три парадигмы: 1. Парадигма солидарности рассматривает социальное исключение как разрыв социальных связей, отсутствие взаимоотношений между индивидом и обществом, то есть рассматривается, из каких социальных институтов исключаются индивиды и группы. Социальное исключение – это угроза моральной общности и системе ценностей, которые составляют основу социального порядка. 2. Парадигма специализации трактует социальное исключение как последствие индивидуального поведения, разделения труда и обмена в этой сфере, дискриминации и нереализованных прав и свобод. 3. Парадигма монополии представляет общество как иерархическую структуру с различными группами, контролирующими ресурсы. Такое положение порождает несправедливость. Действует иерархия включений и исключений. Те, кто имеет ресурсы, солидаризируясь внутри своей группы, не допускают в нее других: ограничивают доступ к образованию, профессии, услугам и т. п. Таким образом, социально продуцируется личность исключенного индивида. Бедность – это частичная форма социального исключения. Большое значение имеют характер, период и темпы обнищания, а также его масштабы. Существуют различные методологические подходы к исследованию социального исключения – групповой, институциональный и правовой. Правовой подход концентрирует внимание на реализации прав, которые влияют на благосостояние и обеспечение способов существования, на социальных гарантиях и стандартах – то есть на комплексах социальных прав в обществе.
Вопросы для повторения и обсуждения
1.Раскройте содержание понятия «социология личности». 2. Совпадают ли понятия «человек» и «личность»? 3.Раскройте понятие личности как системы и элемента социальной системы. 4. Охарактеризуйте известные вам типологии личности. 5. Раскройте содержание социального статуса как позиции в обществе. 6. Приведите примеры социального, личного, приписываемого и достигаемого статусов. 7. Что первично – статус личности или ее роль? 8. Назовите социальные статусы, появившиеся в России за последние 15-20 лет. 9. Какой смысл вложен в понятие «социальная роль»? 10. В чем отличия объективной и субъективной ответственности личности? 11. Что такое ролевой конфликт? Приведите примеры. 12. Раскройте противоречия между агентами социализации. 13. Социализация и воспитание – это одно и то же? 14. Назовите основные институты социализации. 15. Раскройте содержание структурных элементов социализации. 16. В чем отличия десоциализации и ресоциализации? 17. Что такое социальное действие? Назовите социолога, который дал, ставшее классическим определение социального действия. 18. Какие виды, формы социального взаимодействия Вы можете назвать? 19. Раскройте содержание социальной деятельности и социального поведения. 20. В чем смысл социальной активности личности? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|