Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная активность личности



 

Существенным моментом социализации человека является развитие социальной активности, проявляющейся в поведении личности и ее деятельности.

Социальная активность личности – это системное социальное качество, в котором проявляется и реализуется уровень ее социальности, то есть глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъект общественных отношений.

Социальная активность является исходным социальным качеством, отражающим целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности сознания, деятельности и положения личности.

Социальная активность характеризуется не только осознанием и принятием интересов общества и определенных общностей, но и готовностью и умением реализовывать эти интересы, активной деятельностью самостоятельного субъекта.

Важными признаками социальной активности личности является сильное, устойчивое стремление влиять на социальные процессы и деятельное участие в общественных делах, стремление изменить, преобразовать, или, наоборот, сохранить, укрепить существующий социальный строй, его формы и элементы.

Процессы обновления и развития общества окажутся невозможными, если к ним не привлечь основную массу населения, если социальная активность имеет низкий уровень, если нет развития ее новых нетрадиционных форм. Однако эта потребность общества в настоящее время не удовлетворяется в полной мере. Существует противоречие между необходимостью развития творческой активности и реальным состоянием активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Более того, современные исследователи социально-экономических процессов ввели новое понятие «социальное исключение», которое отображает явление, существенным образом препятствующее развитию социальной активности. Безработица и «новая бедность», присущая как промышленно развитому миру, так и посткоммунистическим странам (хоть и в разной мере), а также социальные последствия глобализации способствуют распространению такого явления как «социальное исключение». Прежде всего, это понятие касается продолжительной безработицы, неквалифицированного труда и статуса эмигрантов.

Основу концепции социального исключения составляют три парадигмы:

1. Парадигма солидарности рассматривает социальное исключение как разрыв социальных связей, отсутствие взаимоотношений между индивидом и обществом, то есть рассматривается, из каких социальных институтов исключаются индивиды и группы. Социальное исключение – это угроза моральной общности и системе ценностей, которые составляют основу социального порядка.

2. Парадигма специализации трактует социальное исключение как последствие индивидуального поведения, разделения труда и обмена в этой сфере, дискриминации и нереализованных прав и свобод.

3. Парадигма монополии представляет общество как иерархическую структуру с различными группами, контролирующими ресурсы. Такое положение порождает несправедливость. Действует иерархия включений и исключений. Те, кто имеет ресурсы, солидаризируясь внутри своей группы, не допускают в нее других: ограничивают доступ к образованию, профессии, услугам и т. п.

Таким образом, социально продуцируется личность исключенного индивида. Бедность – это частичная форма социального исключения. Большое значение имеют характер, период и темпы обнищания, а также его масштабы.

Существуют различные методологические подходы к исследованию социального исключения – групповой, институциональный и правовой. Правовой подход концентрирует внимание на реализации прав, которые влияют на благосостояние и обеспечение способов существования, на социальных гарантиях и стандартах – то есть на комплексах социальных прав в обществе.

 

Вопросы для повторения и обсуждения

 

1.Раскройте содержание понятия «социология личности».

2. Совпадают ли понятия «человек» и «личность»?

3.Раскройте понятие личности как системы и элемента социальной системы.

4. Охарактеризуйте известные вам типологии личности.

5. Раскройте содержание социального статуса как позиции в обществе.

6. Приведите примеры социального, личного, приписываемого и достигаемого статусов.

7. Что первично – статус личности или ее роль?

8. Назовите социальные статусы, появившиеся в России за последние 15-20 лет.

9. Какой смысл вложен в понятие «социальная роль»?

10. В чем отличия объективной и субъективной ответственности личности?

11. Что такое ролевой конфликт? Приведите примеры.

12. Раскройте противоречия между агентами социализации.

13. Социализация и воспитание – это одно и то же?

14. Назовите основные институты социализации.

15. Раскройте содержание структурных элементов социализации.

16. В чем отличия десоциализации и ресоциализации?

17. Что такое социальное действие? Назовите социолога, который дал, ставшее классическим определение социального действия.

18. Какие виды, формы социального взаимодействия Вы можете назвать?

19. Раскройте содержание социальной деятельности и социального поведения.

20. В чем смысл социальной активности личности?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.