Социализация личности
Опосредующим звеном между целями общества и личности выступает та или иная социальная система. Существуют два механизма, интегрирующих личность в социальную систему: социализации и социального контроля. Предметом нашего рассмотрения является процесс социализации. Механизм социализации рассматривается как способы, с помощью которых культурные образцы – ценности, взгляды, язык и пр. – формируют основные параметры личности (сознание, чувства, способности и т. д.) в процессе обучения и воспитания, овладения социальными ролями. Социализация (от лат. socialis – общественный) –процесс формирования личности, усвоение индивидом знаний, навыков, умений, ценностей, норм, образцов поведения, присущих обществу. Социализация происходит путем: · целенаправленного педагогического воздействия; · стихийно, под влиянием социокультурной среды. Основными направлениями целенаправленного педагогического воздействия являются: образование, т. е. передача знаний (информативный аспект социализации); обучение, т. е. передача навыков, умений (операциональный аспект социализации); воспитание, т. е. передача ценностей, норм (мотивационный аспект социализации. В социализации личности активную роль играет и сам индивид. Здесь мы можем говорить о самообразовании, самообучении, самовоспитании, роль которых в настоящее время резко возрастает. Так, в высшей школе все больше и больше делается упор на самостоятельную работу, на самообразование специалиста и гражданина. Решающее значение в социализации имеет усвоение личностью доминирующих в обществе ценностей и норм. Как отмечалось выше, социализация личности происходит не только в результате целенаправленного воздействия, но и стихийно, под влиянием условий, в которых живет человек. Социальная среда–совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.Социальная среда является частью общей (жизненной, окружающей) среды обитания человека, куда еще входят природная, квазиприродная и артеприродная подсистемы окружающей среды. В социальной среде различают микросреду и макросреду. Макросреда –это общая социальная среда, куда входят факторы, воздействующие на всех членов общества: определенный уровень развития производства, социально-политический строй, система образования, средства массовой информации и т. д. Микросреда –комплекс условий, окружающих лишь данного индивида.Элементами микросреды обычно являются малые группы, в которые входит индивид. Социальная среда подразделяется также на личностную и вещественную среды. Личностная среда–это люди, окружающие индивида, оказывающие своим поведением влияние на него. Вещественная среда–это совокупность материальных, экономических условий, оказывающих влияние на человека:жилье, культурно-просветительские учреждения и т. п. (по другим классификациям это артеприродная среда), а также вещи, находящиеся в пользовании индивида и его семьи и т. д. Индивиды, выполняющие функцию социализации, называютсяагентами социализации. В качестве таковых выступают родители, преподаватели, руководители на производстве, даже просто прохожий, делающий замечание подростку. Социальные институты, выполняющие функцию социализации,называютсяинститутами социализации.Главными институтами социализации являются семья и школа. Разумеется, социальная среда оказывает не только стихийное влияние на личность. Именно определенные элементы социальной среды в качестве своей главной функции имеют целенаправленное формирование личности – это детский сад, школа, семья, вуз и т. д. Социальная среда неоднородна и может оказывать противоречивое влияние на человека. Мы часто наблюдаем, что школа формирует индивида в одном направлении, семья – в другом, а «улица» – в третьем. В силу чего определенные педагогические воздействия на личность со стороны школы могут не привести к желаемому результату. Порою стихийное влияние среды оказывается сильнее целенаправленного педагогического воздействия. В процессе социализации можно выделить два структурных элемента: социальную адаптацию и интериоризацию. Процесс адаптации означает приспособление человека к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер превращения социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в среде, а относится к ней активно, имея определенную автономность. Взаимодействие социальной системы и личности осуществляется с помощью определенных механизмов влияния не только со стороны социальных систем на социальные качества индивидов, но и наоборот – личность может влиять на изменение социальной системы, выступая как субъект социального взаимодействия. Первое рассматривается как механизм социализации, второе – как механизм изменения социальной системы. Можно сказать, что при социальной адаптации поведение личности в значительной мере регулируется как бы «извне». Понять это помогают четыре психологических механизма социализации детей. Имитация – осознанное стремление копировать поведение родителей и учителей, которые являются для детей образцами. Идентификация – способ, каким дети принимают и усваивают ценности, в которые верят родители и другие взрослые; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие некоторые виды поведения. Стыд обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора; чувство вины может возникать независимо от того, знает кто-либо о плохом поступке или нет. Что же касается интериоризации, то здесь поведение личности регулируется как бы «изнутри», с помощью самосознания человека, способности к рефлексии, к нравственному и эмоциональному переживанию; внешний надзор все больше уступает место самоконтролю, «стыд» перед другими при нарушении общественных норм – внутренне переживаемой вине. Социализация – это процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека. В процессе социализации выделяют также этапы: дотрудовая, трудовая, посттрудовая, которые имеют определенные особенности. Даже в преклонном возрасте человек приобретает новые знания, навыки, мотивы, позволяющие ему адаптироваться к изменяющимся условиям. Для описания подобного процесса используются понятия «десоциализация» и «ресоциализация». Десоциализация – это своеобразное «стирание» тех качеств, которые были выработаны в индивиде ранее и оказываются не нужными в новой ситуации. Например, достаточно жестко и быстро происходит десоциализация новобранца в армии. Ресоциализация – это приобретение индивидом тех качеств, которые ему нужны в новых условиях его существования. Так, если вернуться к примеру с новобранцем, то в армии его заставляют не только забыть о привычках гражданской жизни, но и заставляют приобрести навыки, необходимые в армейской среде. Ресоциализация может проявляться в чем угодно: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки людей, рабочие места которых уничтожены в связи с новыми экономическими условиями. Примером такой ресоциалиации может быть и такая ее форма как психотерапия. Люди, проходящие лечение, стараются разобраться со своими конфликтами и изменить что-то в поведении, основываясь на этом понимании. Пребывание в местах лишения свободы и приобретение там трудовых навыков также служит примером ресоциализации. Таким образом, процесс социализации обеспечивает преемственность исторического развития. Через социализацию происходит наследование индивидами социального опыта и преобразование его в собственные установки, ориентации, навыки, способности. Воздействие социальной системы, преломляясь через внутреннее «я» человека, проявляется в изменении его поведения, которое начинается с нарушения равновесия в его адаптации к особенностям данной системы и заканчивается стабилизацией, но уже на новом уровне.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|