Здавалка
Главная | Обратная связь

Социализация личности



 

Опосредующим звеном между целями общества и личности выступает та или иная социальная система. Существуют два механизма, интегрирующих личность в социальную систему: социализации и социального контроля. Предметом нашего рассмотрения является процесс социализации. Механизм социализации рассматривается как способы, с помощью которых культурные образцы ценности, взгляды, язык и пр. формируют основные параметры личности (сознание, чувства, способности и т. д.) в процессе обучения и воспитания, овладения социальными ролями.

Социализация (от лат. socialis – общественный) –процесс формирования личности, усвоение индивидом знаний, навыков, умений, ценностей, норм, образцов поведения, присущих обществу.

Социализация происходит путем:

· целенаправленного педагогического воздействия;

· стихийно, под влиянием социокультурной среды.

Основными направлениями целенаправленного педагогического воздействия являются: образование, т. е. передача знаний (информативный аспект социализации); обучение, т. е. передача навыков, умений (операциональный аспект социализации); воспитание, т. е. передача ценностей, норм (мотивационный аспект социализации.

В социализации личности активную роль играет и сам индивид. Здесь мы можем говорить о самообразовании, самообучении, самовоспитании, роль которых в настоящее время резко возрастает. Так, в высшей школе все больше и больше делается упор на самостоятельную работу, на самообразование специалиста и гражданина.

Решающее значение в социализации имеет усвоение личностью доминирующих в обществе ценностей и норм.

Как отмечалось выше, социализация личности происходит не только в результате целенаправленного воздействия, но и стихийно, под влиянием условий, в которых живет человек.

Социальная средасовокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.Социальная среда является частью общей (жизненной, окружающей) среды обитания человека, куда еще входят природная, квазиприродная и артеприродная подсистемы окружающей среды. В социальной среде различают микросреду и макросреду.

Макросреда это общая социальная среда, куда входят факторы, воздействующие на всех членов общества: определенный уровень развития производства, социально-политический строй, система образования, средства массовой информации и т. д. Микросреда комплекс условий, окружающих лишь данного индивида.Элементами микросреды обычно являются малые группы, в которые входит индивид.

Социальная среда подразделяется также на личностную и вещественную среды. Личностная средаэто люди, окружающие индивида, оказывающие своим поведением влияние на него. Вещественная средаэто совокупность материальных, экономических условий, оказывающих влияние на человека:жилье, культурно-просветительские учреждения и т. п. (по другим классификациям это артеприродная среда), а также вещи, находящиеся в пользовании индивида и его семьи и т. д.

Индивиды, выполняющие функцию социализации, называютсяагентами социализации. В качестве таковых выступают родители, преподаватели, руководители на производстве, даже просто прохожий, делающий замечание подростку. Социальные институты, выполняющие функцию социализации,называютсяинститутами социализации.Главными институтами социализации являются семья и школа.

Разумеется, социальная среда оказывает не только стихийное влияние на личность. Именно определенные элементы социальной среды в качестве своей главной функции имеют целенаправленное формирование личности – это детский сад, школа, семья, вуз и т. д.

Социальная среда неоднородна и может оказывать противоречивое влияние на человека. Мы часто наблюдаем, что школа формирует индивида в одном направлении, семья – в другом, а «улица» – в третьем. В силу чего определенные педагогические воздействия на личность со стороны школы могут не привести к желаемому результату. Порою стихийное влияние среды оказывается сильнее целенаправленного педагогического воздействия.

В процессе социализации можно выделить два структурных элемента: социальную адаптацию и интериоризацию. Процесс адаптации означает приспособление человека к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

Интериоризация это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер превращения социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в среде, а относится к ней активно, имея определенную автономность. Взаимодействие социальной системы и личности осуществляется с помощью определенных механизмов влияния не только со стороны социальных систем на социальные качества индивидов, но и наоборот личность может влиять на изменение социальной системы, выступая как субъект социального взаимодействия. Первое рассматривается как механизм социализации, второе как механизм изменения социальной системы.

Можно сказать, что при социальной адаптации поведение личности в значительной мере регулируется как бы «извне».

Понять это помогают четыре психологических механизма социализации детей. Имитация осознанное стремление копировать поведение родителей и учителей, которые являются для детей образцами. Идентификация способ, каким дети принимают и усваивают ценности, в которые верят родители и другие взрослые; стыд и вина негативные механизмы, запрещающие или подавляющие некоторые виды поведения. Стыд обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора; чувство вины может возникать независимо от того, знает кто-либо о плохом поступке или нет. Что же касается интериоризации, то здесь поведение личности регулируется как бы «изнутри», с помощью самосознания человека, способности к рефлексии, к нравственному и эмоциональному переживанию; внешний надзор все больше уступает место самоконтролю, «стыд» перед другими при нарушении общественных норм внутренне переживаемой вине.

Социализация – это процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека. В процессе социализации выделяют также этапы: дотрудовая, трудовая, посттрудовая, которые имеют определенные особенности. Даже в преклонном возрасте человек приобретает новые знания, навыки, мотивы, позволяющие ему адаптироваться к изменяющимся условиям. Для описания подобного процесса используются понятия «десоциализация» и «ресоциализация». Десоциализация – это своеобразное «стирание» тех качеств, которые были выработаны в индивиде ранее и оказываются не нужными в новой ситуации. Например, достаточно жестко и быстро происходит десоциализация новобранца в армии. Ресоциализация – это приобретение индивидом тех качеств, которые ему нужны в новых условиях его существования. Так, если вернуться к примеру с новобранцем, то в армии его заставляют не только забыть о привычках гражданской жизни, но и заставляют приобрести навыки, необходимые в армейской среде.

Ресоциализация может проявляться в чем угодно: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки людей, рабочие места которых уничтожены в связи с новыми экономическими условиями. Примером такой ресоциалиации может быть и такая ее форма как психотерапия. Люди, проходящие лечение, стараются разобраться со своими конфликтами и изменить что-то в поведении, основываясь на этом понимании. Пребывание в местах лишения свободы и приобретение там трудовых навыков также служит примером ресоциализации.

Таким образом, процесс социализации обеспечивает преемственность исторического развития. Через социализацию происходит наследование индивидами социального опыта и преобразование его в собственные установки, ориентации, навыки, способности. Воздействие социальной системы, преломляясь через внутреннее «я» человека, проявляется в изменении его поведения, которое начинается с нарушения равновесия в его адаптации к особенностям данной системы и заканчивается стабилизацией, но уже на новом уровне.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.