Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная деятельность и социальное поведение личности



 

Социальная деятельность и социальное поведение людей обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Объективная детерминация представляет собой совокупные цели, интересы и потребности общественного развития, которые реализуются различными типами социальных общностей. Субъективная детерминация – это совокупность ценностных ориентаций, интересов, целей личности, социальной группы и т. д.

Основой социальной деятельности и социального поведения людей являются объективные условия жизни, которые порождают определенные потребности и интересы. Интересы в свою очередь создают у людей те или иные мотивы деятельности. Так объективная детерминация переходит в субъективную. Процесс такого перехода может рассматриваться как результат действия следующих групп механизмов:

1) мотивации социальной деятельности человека, то есть осознания потребностей в виде интересов;

2) преобразования интересов в цель деятельности, то есть формирование диспозиционной структуры личности;

3) индивидуального поведения и отношений человека.

Процесс перехода от субъективной детерминации к объективной включает механизмы:

1) перехода от индивидуального поведения и индивидуальных отношений личности к социальному поведению и социальным отношениям групп личностей;

2) проявление в социальных отношениях, формирующихся на различных уровнях жизнедеятельности общества (личность, группа, нация и т. п.), социальных закономерностей.

Вся практическая деятельность людей может рассматриваться как форма удовлетворения потребностей, возникающих как отражение объективных условий и осознание реальных возможностей их удовлетворения.

Потребности выражают объективную зависимость человека от внешнего мира.

Различают естественные потребности и социальные, то есть созданные обществом. Под естественными потребностями понимают повседневные нужды человека в пище, одежде, жилье и т. д. К социальным потребностям относятся потребности человека в духовной культуре, в общении, в трудовой деятельности и т. д. Существует также понимание социальной потребности в узком смысле, которое основано на представлении о ней как об особом виде общественной потребности, существующим наряду с экономическими, духовными и другими потребностями. Однако в любом случае социальная потребность – это изначальный побудитель к деятельности при недостатке каких-либо условий жизнедеятельности социального субъекта, форма выражения его необходимости в чем-либо.

Высший уровень потребностей составляют осознание и усвоение ценностей. Ценностная ориентация формирует установку деятельности, что в свою очередь в значительной мере предопределяет направленность социального поведения личности. Ценностная ориентация личности – это системно связанные ценностные представления о мире, его процессах и отношениях, о том, что является большей ценностью, что меньшей, к чему следует стремиться как к цели. Ценностные ориентации обусловливают поступки и действия человека.

Условия деятельности могут выступать в виде:

· предметных ситуаций;

· условий общения;

· существующих норм и ценностей социальной общности и общества в целом;

· существующих социальных институтов;

· особенностей социальных организаций, в которые включены индивиды;

· занимаемых ими социальных статусов и выполняемых в соответствии с этим социальных ролей.

Условия деятельности детерминируют социальное поведение личности. Важным фактором поведения и деятельности любого социального субъекта, будь то личность, группа или общество в целом является социальный интерес, который выражает отношение человека, социальной общности к своему положению и условиям жизни в данной социальной и экономической структуре, а также к обусловленным этим положением потребностям. В основе интересов лежат потребности людей, которые, в конечном счете, выражают требования социальных законов и вследствие этого интерес выступает как результат осознания потребности в чем-либо. Преобразование потребностей в интерес, а интереса в цель – это две стадии деятельности субъекта, каждая из которых может быть охарактеризована как мотив деятельности. Мотивы деятельности – это конкретные внутренние побудители к действию, представляющие собой отражение в сознании людей их объективных потребностей и интересов. Они обусловливают выработку целей деятельности.

Наряду с внутренними побудителями к деятельности – мотивами – на стадии перехода от интереса к цели существуют и внешние побудители или стимулы. Стимулы – это объективные факторы, включенные в различные сферы жизнедеятельности общества. В отличие от мотивов стимулы содержат элементы, выражающие специфику внешней среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует механизм мотивации социальной деятельности личности. Этот механизм характеризуется взаимодействием потребностей, ценностных ориентаций и интересов, которые не только выполняют функцию мотивации социальной деятельности, но и являются функцией формирования диспозиций личности, которые фиксируются в установках различного уровня. Диспозиции личности, формирующиеся вследствие взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях окружающей среды, выступают как механизмы саморегуляции социального поведения личности.

В социальном поведении как внешнем проявлении деятельности выявляется конкретная позиция человека, его установка.

Установка – социально обусловленная предрасположенность личности или социальной группы к определенному действию в конкретной ситуации. В социальном поведении личности установка выполняет две основные функции: выступая как регулятор ее социального поведения, определяя его общую направленность и как отношение действующего индивида к другим людям и объектам внешней среды, то есть выступает как отношения личности. Следует отметить, что люди вступают во взаимодействие друг с другом как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития общества и испытывающие на себе его влияние. Именно поэтому их личное отношение друг к другу, складывающееся на основе принимаемых (или не принимаемых) ими норм и ценностей данного общества, постоянно воссоздает социальные отношения. В процессе взаимодействия индивидов не только реализуются уже сложившиеся социальные отношения, но и формируются новые, соответствующие меняющимся условиям жизни.

В завершение параграфа сделаем акцент на том, что социальное поведениеэто активность индивида как социального существа, прежде всего в аспекте выполнения им социальных ролей и следования социальным нормам. При рассмотрении социального поведения как ролевого выделяются: объективный (внешний) и субъективный (внутренний, мотивационный) аспекты. Ролевое поведение анализируется и с точки зрения реализации индивидом прав и обязанностей, присущих определенной социальной роли. При анализе социального поведения как нормативного исследуется, каким конкретным нормам следует индивид. При этом можно выделить альтруистическую и эгоистическую, а так же другие формы социального поведения.

Всегда важно определить насколько поведение индивидов соответствует принятым в обществе нормам. Здесь выделяют поведение, соответствующее нормам – нормативное и поведение, не соответствующее этим нормам – ненормативное, отклоняющееся, девиантное. Рассмотрению этого вопроса посвящена следующая тема учебного пособия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.