Социальные типы, статусы и роли личности
Объектом социологических исследований являются не индивидуальные свойства, а социальные помыслы и чувства людей, проявляющиеся в их действиях; не интересы и отношения отдельной личности, а интересы и отношения людей, обладающих сходными социальными характеристиками, и осуществляющих свою жизнедеятельность в сходных объективных условиях, их интересы и отношения, проявляющиеся в социальных действиях в конкретных исторических условиях. Основания для социологической типологизации личностей могут быть разными, в том числе, системы потребностей, социальных интересов, ценностных ориентаций и т. д. Типы личности понимаются в социологии, с одной стороны, как теоретические модели (исследовательские схемы),служащие в качестве образцов для описания, классификации, изучения множеств реальных индивидов, как идеальные типы, включающие в себя несколько характеристик, значимых для того или иного исследования (выдвигаются разные критерии типологии). С другой стороны, под типами личности понимаются группы индивидов, обладающие той или иной совокупностью общих черт,соотносимые с той или иной идеальной моделью. Наиболее примитивная типология существует в массовом сознании, она основывается на выделении двух типов: «хороший человек», «плохой человек». В науке существует множество типологий личности. Так, известный российский этнолог Л.Н. Гумилев выделяет три основных типа личности, преобладающих в структуре того или иного этноса на различных этапах его исторической эволюции: · «нормальная» личность (наиболее распространенный тип), жизненная энергия которой реализуется в поведении, достаточном для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения; · пассионарная личность, которая направляет свою жизненную энергию на достижение высоких социальных целей и не приемлет «нормальной», «спокойной» жизни; · субпассионарная личность, характеризующаяся недостатком жизненной энергии, отсутствием стремления к активной трудовой, политической, культурной и иной деятельности, предпочитающей жить за счет других людей. Известность приобрела также социально-классовая типология, согласно которой выделяются «личность буржуа», «личность рабочего», «личность интеллигента» и т. п. Эти типы обозначают наиболее значимые и наиболее распространенные характеристики представителей того или иного класса (социальной группы). Типология личности может быть построена на основе ее направленности. Так, Н.И. Рейнвальд, в зависимости от общественной значимости присущих человеку потребностей, как главных мотивов, выделил три ведущих типа личности: · тип созидателя; · тип потребителя; · тип разрушителя. В.Г. Немировский, исходя из основных смысложизненных ориентаций индивидов, выделил следующие типы: · «честолюбивые созидатели»; · «любознательные альтруисты»; · «скромные труженики»; · «высокомерные мещане»; · «потребители». По сфере, куда обращены основные интересы личности, выделяют экономический, политический, теоретический, социальный (сфера общения с людьми), эстетический и религиозный типы личности. Тип личности, объединяющий в себе совокупность вневременных совершенств (добродетелей) называют идеальным. Тип личности, заключающий в себе качества необходимые на данное время, обозначают как нормативный. Тип личности, сочетающий наиболее распространенные качества, именуют модальным. Иногда тип личности выделяют в соответствии с героями художественных произведений. Так, говорят о таких типах, как «хлестаковы», «ноздревы», «плюшкины» (по Гоголю), «смердяковы» (по Достоевскому), «терминаторы» (герой американского фильма) и др. Существует и множество иных типологий личности. Специфика личности определяется ее социальным качеством, то есть совокупностью взаимосвязанных элементов, обусловленных типом социального взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях. Эту совокупность составляют следующие элементы: 1. Социально определенная цель деятельности. 2. Социальные статусы. Например, он мужчина, отец, муж, член профкома, человек средних лет и т. п. Совокупность всех статусов называется статусным набором. Но не все статусы индивида равнозначны. Главным статусомименуют наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди и с которым он сам себя отождествляет. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для мужчин, чаще всего, это профессионально-должностной статус. Женщины часто идентифицируются как жены кого-либо: главный статус определяется по мужу. Существуют различные виды статусов. Так выделяют социальный и личный статусы. Социальный статус–положение индивида в обществе как представителя большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личный статус–положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личностными качествами. Индивид может иметь высокий социальный статус (например, статус адвоката) и низкий личный (плохая репутация в адвокатской конторе, где он работает). Различают также приписываемый и достигаемый статус. Приписываемый или прирожденный статус–это статус, который индивид занимает вне своих личностных усилий, по рождению (пол, национальность и др.). Достигаемый статус–это позиция в обществе, которую индивид сам выбирает и достигает (профессия, принадлежность к определенной политической партии, религиозной общине и др.) В общественном мнении наличествует (но ни в каких документах не зарегистрирована) иерархия статусов, когда один статус уважается больше других. Место в этой иерархии называется рангом. Существует межгрупповая и внутригрупповая иерархия. И индивид, обладая высоким рангом в первой, может обладать низким во второй. 3. Социальные роли. Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на определенный статус. Это нормативный образец поведения индивида, занимающего определенную социальную позицию (в обществе, в социальной организации, в социальной группе) и выполняющего соответствующие ей функции. Некоторые роли индивид свободно избирает, стремясь активно освоить (например, роль жены, матери, мужа), другие же заданы ему независимо от его воли и желания (роль женщины, мужчины, члена этнической группы). С социальной ролью связаны определенные права и обязанности индивида, степень реализации которых зависит не только от содержания ролевых требований, а и от возможностей, способностей самого индивида. Каждый статус предполагает ряд ролей. Например, статус доцента вуза соотносится с ролями преподавателя, ученого, воспитателя, члена кафедры, автора статей и т. п. Выполнение каждой роли требует определенных качеств. И в рамках статуса может с блеском выполняться одна роль и плохо – другая. Таким образом, любая роль персонифицируется и субъективируется, то есть осуществление индивидом определенной социальной роли обусловлено не только объективными, но и субъективными факторами. Социальная роль характеризуется также комплексом нормативных требований к поведению и ожиданий (экспектаций). Если статус подчеркивает сходство людей, то реальное ролевое поведение – различия. Членам социальной группы, выполняющим ту или иную роль, взаимодействующие с ними представители группы (общества) предъявляют требования, предписания способов социального поведения, отношений, установки и т. п. Эти требования, предписания приобретают форму ожидания определенного поведения. Так, от матери окружающие ожидают, что она будет заботиться о своем ребенке, от специалиста, – что он будет профессионально выполнять свои функциональные обязанности и т. д. Конституция РФ определяет права, свободы и обязанности гражданина, то есть его конституционный статус. Это одновременно и ролевые требования к гражданину России. Если имеешь определенные права и свободы, то должен иметь и соответствующие обязанности. Ожидания и требования являются компонентами системы регуляции социального поведения, взаимодействия в группах, обществе. 4. Нормы и ценности, которыми человек руководствуется в процессе своей деятельности. Социальные нормы – это требования общества, социальных групп, которые воплощаются в эталоны, модели, стандарты надлежащего поведения. Это и правовые нормы, и обычаи, традиции и тому подобное. Ценность – это не всегда то, что действительно нужно и необходимо человеку. Часто человек оценивает вещи, предметы, явления сквозь призму распространенных в данном обществе, в сознании той или иной социальной группы ценностных критериев, готовых оценок и представлений относительно должного, прекрасного, полезного и справедливого. Если в кругу друзей кожаная куртка является признаком достоинства, то ее отсутствие – это уже почти трагедия, в особенности для подростка. Вот и используются любые способы приобретения этого признака, и криминальные тоже. Кстати, подобные ситуации могут рассматриваться как один из факторов увеличения преступности несовершеннолетних. 5. Система знаков, которую личность использует. Знаки (слова, жесты и т. д., а также способы их сочетания) являются средством трансляции и организации совместной деятельности людей. Как и в орудиях труда, в них «закодированы» определенные способы социальных действий человека. При помощи знаков социальная общность управляет деятельностью индивидов. Для того чтобы они могли участвовать в социальной деятельности, они должны усвоить принятые в данной социальной общности (социальной группе, организации) знаки и способы их сочетания. Усвоив это в процессе социальной деятельности, индивид может использовать их для управления своим собственным поведением. Но знак выполняет свои функции лишь постольку, поскольку он имеет значение. Значение же – продукт социального опыта. 6. Совокупность знаний, позволяющих исполнять свои роли и ориентироваться в окружающем мире. 7. Уровень образования и специальной подготовки. 8. Социально-психологические особенности. 9. Активность и степень самостоятельности в принятии решений. 10. Если у индивида есть свобода выбора, то он несет ответственность за свое бытие в обществе – за активность или пассивность, за характер активности, за свой статус, за выполнение социальной роли. Ответственность бывает объективной и субъективной. Объективная ответственность – это подотчетность какому-либо социальному институту, накладывающему санкции. Здесь различают правовую, нравственную, административную ответственность. Субъективная ответственность – это подотчетность человека самому себе (своей совести, чувству долга). Индивид ответственен в той мере, в какой он обладает свободой, в силу чего многие люди пытаются избежать свободы, а отсюда и связанной с нею ответственностью. Каждый индивид в обществе выполняет множество ролей – более или менее постоянных (студент, муж) или временных (покупатель, пассажир троллейбуса и др.). Часто при этом наблюдаются ролевые конфликты, когда выполнение одной роли плохо совмещается с выполнением другой. Например, следователь, вынужденный задерживать своего друга, студент заочник в силу нехватки времени вынужденный пренебрегать выполнением какой либо роли (роли студента, профессиональными или семейными обязанностями). Все перечисленные элементы в их устойчивой взаимосвязи и образуют систему личности. Таким образом, личность исследуется в системе социальных связей. Социальная связь – вся совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места и времени ради достижения конкретных целей. Связи могут быть личностные, социально-групповые, организационные, институциональные и т. д. Изучение личности в системе социальных связей, прежде всего, предполагает исследование ее социальных функций (ролей) и статусов. Социальные роли могут рассматриваться как механизм взаимодействия личности и общества. Статус может рассматриваться через совокупность прав и обязанностей. Роль представляет собой динамический аспект статуса. Личность социально наделяется статусом и обладает им относительно иных статусов. Осуществляя права и выполняя обязанности, составляющие ее статус, личность играет определенную роль. Но при этом необходимо учитывать и относительную автономию личности в системе социальных связей.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|