Здавалка
Главная | Обратная связь

Нужна ли булава герою?



Насколько оправданно применение булавы героями в фэнтези-мире? Вопрос неоднозначный.

Если ему предстоит идти на крупного монстра или великана — булава тут совершенно ни к чему, потому что удары ею будут чувствоваться слишком слабо. А вот внушительный чекан на длинной ручке или экзотический гердан может и пригодиться.

А вот в драке со сворой гоблинов или другой подобной нечисти булава выручит — не застрянет и не даст завалить вас массой.

Если же вы воюете с себе подобными — это может быть хорошей ставкой при превосходящих силах и уступающем качестве врага, но против мастера клинка я бы с булавой идти не стал — скорость оружия не та.

Есть в фэнтези-мирах и противники, в бою с которыми булава или молот — по определению лучшая ставка. Это всевозможные каменные големы, горгульи и прочие подобные конструкции: топор им, может, и страшен, да только после боя с каменным противником его можно выбрасывать, восстановлению не подлежит. О мече уж не говорю.

Но главное — отправляясь в дальний поход, лучше следовать правилам тамплиеров и брать с собой то оружие, которого хватит надолго. Это, как вы уже поняли, опять-таки булава. Можно вместе с мечом или топором, но — брать обязательно.

На поле боя

Предположим, вы — генерал, и у вас под командой находится полк пехоты с булавами. Какие тактические задачи вы предпочли бы перед ним поставить?

Конечно, мы постараемся не ставить его в оборону: булава все же — в первую очередь оружие наступательное (а вот с молотами можно и обороняться). И уж тем паче не будем пытаться остановить им кавалерийскую атаку — это настолько без шансов, что ваши солдаты, скорее всего, просто разбегутся.

Но вот разогнать строй пикинеров с большими щитами — любо-дорого. Если это, конечно, не римские легионеры, а обычные средневековые щитоносцы, сиречь плохо обученное войско. Кавалерии прорыв через него обойдется в трудновосполнимые потери, а солдаты с булавами сделают то же самое намного «дешевле».

Мечники — тоже неплохая цель, и весьма. Особенно те, которые в броне. А вот против алебардщиков, как уже говорилось выше, их ставить не очень здорово; правда, шансы против них пропорциональны тяжести алебарды. Если она маломаневренна — прорвутся.

Не стоит бросать наш полк в атаку против стрелков: легкие щиты не спасут, хотя при отсутствии альтернатив рассыпной строй принесет свою пользу.

И, наконец, последнее: среди всех пехотных частей булавоносцы, пожалуй — лучшая кандидатура на засадный полк. При атаке с фланга и так далее они эффективнее любой другой пешей части. И спрятать их, как ни крути, легче, чем конницу...

Определитель ударного оружия

Булава

Она же — насека. Головка ее — шарообразная либо грушевидная: латинское слово bulla и означает шарик (сравните с английским bullet — пуля). На ней могут быть выступы, но если это — длинные шипы, то и название оружию уже другое — моргенштерн.

Древнеегипетская булава.

Впервые она, по-видимому, появилась в Египте, причем еще в Древнем Царстве. Римляне знают булаву примерно со II века нашей эры. Однако массово ее ввели в обиход арабы: в их краях в ходу были легкие доспехи, против которых она работала превосходно. Особенно мощно булавы показали себя при завоевании Персии, славной своей кольчужной кавалерией. Неплохо помогали и в войнах с Византией.

У арабов булаву позаимствовали обитатели степи (хазары, печенеги, половцы), африканские народы (у них она состояла на вооружении вплоть до европейской колонизации), возможно — индийцы, а впоследствии, через крестоносцев — европейцы.

Правда, в Европе булаву знали и раньше, во времена франков, но потом она временно исчезла, сохранившись только у северян-викингов. От кого переняла это свое любимейшее оружие Русь — неизвестно, может, от степняков, а может, от варягов.

По мере утяжеления доспехов булава понемногу заменяется на пернач, чекан и моргенштерн. Но вот украинцы, основным противником которых долгое время были турки, применяли ее в неизмененном виде довольно долго. Именно булава стала знаком гетманской власти.

Это интересно: многие считают, что и не только гетманской, полагая, что булава — прообраз скипетра. Они отчасти правы, но только отчасти: исходно скипетр произошел от пастырского посоха, однако некоторые народы придали ему вид, более похожий на булаву. Скипетр российский, подаренный Борису Годунову Рудольфом II, тоже по сути своей жезл, хотя на гербе все больше и больше начинает напоминать булаву или пернач.

Брус

Почему, собственно говоря, головка булавы круглая, а не в форме кубика? Что ж, было и такое оружие. Но если рабочая часть булавы оформлена в виде куба или призмы, то называется такой предмет брусом. На Руси они встречались, хотя и не слишком часто.

Дело в том, что брус, не давая особого преимущества по пробивной силе, менее безразличен к углу удара (и по той же причине чаще соскальзывает с брони).

Да и некрасивый он...

Палица

Переходный вид между дубиной и булавой и самое древнее оружие из этого семейства, палица отличается от дубины либо закрепленным на конце рукояти камнем, либо воткнутыми прямо в древко шипами. Шипы могут быть каменными, железными (вплоть до банальных гвоздей!), и даже такой экзотикой, как акульи зубы.

Архиерейская палица.

Это — действительно совсем примитивное оружие, и авторы посконно-домотканых исторических романов, пытающиеся вооружить таким образом русского князя в 13-м веке, злостно на него клевещут.

Древнеегипетская палица.

Появление булав не вытеснило палицы, но из всеобщего оружия они перешли в разряд простонародного. Однако справедливости ради надо заметить, что это не совсем справедливо: палица маневреннее, быстрее и легче булавы, и упоминавшаяся ранее веерная техника, очень сложная для булавы, с палицей намного проще.

Это интересно: быть может, вам случалось видеть архиерея в полном облачении? При случае обратите внимание на кусок ткани в форме ромба, который свисает у него на ленте с правого бока. Вы не поверите, но это... палица. Во всяком случае, называется именно так и считается символическим изображением духовного оружия, коим служит слово божие (некоторые, впрочем, считают, что когда-то это был простой платок для вытирания рук...). Палицу можно встретить еще в облачении архимандрита, а иногда простого священника — он может носить ее в качестве особой награды.

Ослоп

Ослоп — двуручная палица, то, что в играх обычно именуют Great Club. Это здоровенная, как правило — окованная и уснащенная шипами дубина, массой 7-12 килограммов.

Вооружают такой штуковиной тех, у кого силушки молодецкой в избытке, а с боевым навыком дела так себе. Не случайно другая форма этого слова — «остолоп». Впрочем, бывали и настоящие профи с ослопом — вспомним Геракла...

Ослоп работает не так, как прочее оружие этого класса. Он просто сносит противника, словно кеглю сбивает. Можно — вместе с конем. Импульс у 10-килограммового бревна ого-го какой.

Кстати, это чуть ли не единственное оружие, с которым можно проделывать те трюки, которые так обожают киношники: вертеть им в воздухе на уровне плеч с криком: «Зашибуууу!». Почему именно с ним, а не с мечом или топором? Потому что не застрянет!

Пернач и шестопер

Часто путаемый с булавой, пернач — оружие с головкой в форме нескольких клинообразных «перьев» (если их 4, то это просто пернач, если 6 — шестопер). Перья бывали различной формы: простые треугольные, треугольные с шиповидным выступом и так далее. Рукоять, как правило, сделана полностью из металла, обычно — трубчатая.

Перначи. В центре — шестопер.
Шестопер.

Внимание — миф: несколько отечественных фантастов, не сговариваясь, описали шестоперы двухметровой длины и безо всяких «перьев». Видимо, они произвели это слово от «шест» и «переть», а не от «шесть» и «перо».

Пернач гораздо лучше пробивает броню, чем классическая булава, и в то же время почти так же не подвержен заклиниванию. И неудивительно, что с 13-14 веков он стремительно вытесняет булаву почти по всей Европе, включая и Русь.

Буздыхан

Усовершенствование классической булавы — шар усыпан не слишком длинными, но внушительными остриями. Эта картинка нам всем хорошо знакома, потому что в играх и на иллюстрациях к фэнтези булаву чаще всего рисуют именно так.

Однако буздыхан был широко популярен только на Руси, у монголов и некоторых других сопредельных народов, в Европе его почти не встречалось. Наши же предки его знали и ценили; не случайно он дал название одному из ударов в технике русского кулачного боя.

Буздыхан.

В Средней Азии некоторое время бытовала двуручная разновидность буздыхана — гердан. Это — один из самых тяжелых видов холодного оружия в истории, и не диво, что герданы не слишком широко распространились. Удар им страшен, но длина слишком мала, и гердан, в отличие от ослопа, не создает вокруг своего владельца «круга безопасности».

Моргенштерн

Моргенштерн.

Булава (или палица) с длинными-предлинными лучевидными шипами. Еще так называют разновидность цепа, но об этом речь в другой статье.

Возник моргенштерн как еще один ответ на утяжеление доспехов. Бывал он и «профессиональным» (с качественным железным шаром, в который ввинчены шипы), и «крестьянским» (дубина с шипами, по сути — та же палица).

Он еще лучше пернача пробивал броню, однако мог заклиниться, потерять шипы и так далее. Кроме того, «профессиональный» моргенштерн очень тяжел: одна головка весит, в лучшем случае, килограмма полтора, а то и куда поболе.

Молот

Изначально он произошел от обычного кузнечного молота, и иногда его просто пересаживали на рукоять подлиннее и шли в бой. Но это, конечно, не настоящий боевой молот. Настоящий же практически всегда обладает клинообразной рабочей частью — не острой как у клевца, но и не плоской, как у кувалды.

Чекан.

Боевой молот правильнее называть чеканом.

Но что вместо боевого молота рисуют обычно в играх и фэнтези! Даже в игре Warhammer, которой, казалось бы, просто неприлично не знать внешнего вида боевого молота, рисуют загадочное и явно недешевое устройство с отшлифованной плоской боевой частью.

На всякий случай замечу, что у молота, разумеется, может быть плоская часть, но она не боевая — это обух. Использовали его в основном не в бою — скажем, забить колья для частокола.

Чекан — один из лучших видов оружия по пробивной силе, при этом он, как и булавы, крайне редко застревает в броне. Тем и славен.

А почему не застревает? Потому, что доспехи (и щиты) он не столько пробивает, сколько проламывает. То есть образует не отверстие под свой размер, а широкий пролом, из которого легко выходит.

Рукоятка молота может быть и сравнительно короткой, и длинной — двуручной. Короткий конный чекан был на Руси признаком атаманской власти у разбойников и некоторых казаков.

Существовали и длинные двуручные молоты с колющим шипом на конце древка — люцернские молоты, или вороньи клювы. Но о них мы говорили в предыдущей статье.

Недостаток молота по сравнению с булавой — нет «симметрии», из-за чего богатство приемов существенно снижается.

Клевец

Если у чекана еще вытянуть рабочую часть, создав длинный клюв наподобие кирки, получится клевец (иногда его так и называют — «боевая кирка»).

Клевец.

Это — страшное оружие, против которого не помогают почти никакие доспехи. Большая масса, рубящий замах и острый клюв... Он не только пробивает защиту, но и наносит при этом страшные раны.

Однако клевец растерял многие замечательные свойства своей родни. И в первую очередь — его может заклинить, как в щите, так и в теле врага. Более того — он запросто может соскользнуть.

Зато он не слишком тяжел — бывали клевцы весом всего в килограмм и даже меньше. Кроме того, встречалась такая экзотика, как метательный клевец — нечто вроде индейского томагавка.

Иногда клевец относят к топорам. Но рубящие удары им невозможны, а потому едва ли такое определение правомерно. Эффект клевца представляет собой нечто среднее между ударным и колющим — его не особенно точат, но клин намного уже, чем у того же чекана.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.