Здавалка
Главная | Обратная связь

Дротик, рогатина и все-все-все



Оружейная терминология, особенно западная, различает много десятков разновидностей копья. Русская чуть поскупее (она специализируется на ударном оружии, такая, видать, местная специфика). Поговорим о самых известных из истории видах.

Пика или копье?
В чем разница между пикой и копьем? Как ни странно, на этот счет есть далеко не одно мнение. Не побоюсь сказать, что в литературе — даже специальной — существует немалая путаница. Первая точка зрения — что пика просто длиннее копья. Другими словами, то, что длиннее двух метров — пика, а все, что короче — копье. В таком случае, рогатина, дротик и протазан — копья, а рыцарь и фалангит вооружались пикой. Вторая, менее популярная версия — что различие в форме наконечника. Ориентированный на пробой доспехов узкий наконечник — пика, широкий листовидный — копье. В этой статье я стараюсь придерживаться первой версии, как поддержанной более авторитетными источниками. Но, если вам по душе называть копье пикой, в этом нет большого греха. Тем более что даже сами владельцы боевых копий (или пик?) нередко в этом путались.

Дротик

Он же — сулица, фрамея или фэйцян, смотря по национальности. Классическое метательное копье: тыкать им в ближнем бою, конечно, можно, но предназначено оно в основном для броска. Типичная длина дротика — около полутора метров, но возможны варианты. Древко дротика не такое мощное, как у пики — ему не надо держать удар, а надо летать подальше. Но длина его, как ни странно это для незнакомых с предметом, имеет первостепенное значение: длинный дротик дальше летает.

(А то, чем играют в дартс, называется обычно «метательной стрелкой» и к дротику никакого отношения не имеет. Но в последнее время повелось называть стрелку тоже дротиком; в общем, муха тоже вертолет, только маленький совсем.)

Если хотите знать, на какое расстояние его можно швырнуть — ознакомьтесь с таблицей олимпийских достижений. То, что кидают спортсмены — именно дротик. А если серьезно, то считается, что дротик можно кидать на расстояние до 20 собственных длин, а с копьеметалкой (петлей или дощечкой) — вдвое дальше.

Дротик возник как охотничье оружие в первобытные времена (тогда его снабжали обычно костяным или роговым наконечником). В античности его сперва начали было вытеснять луки; но оказалось, что у дротика выше пробивная сила, и греческие, а равно римские армии вернулись к «классике». Впоследствии появились более мощные луки, что и ознаменовало конец применения дротика цивилизованными народами. Дикие же обитатели джунглей, вполне возможно, пользуются ими и по сей день.

В играх:встречается в стратегиях на римскую и греческую тематику, хотя иногда его вдруг решают сделать непригодным для метания. Из фэнтези-стратегий сходу вспомнился классический Master of Magic, где он служил национальным оружием людоящеров (и в самом деле отличался высокой пробивной силой). В ролевых играх дротики обычно, в дань традиции, моделируются, но толку от них чрезвычайно мало. Впрочем, большинство фэнтези-миров находится на более высокой стадии развития военной техники, так что это можно считать закономерным.

Пилум

Пилум.

По сути — это разновидность дротика, но такая знаменитая, что грех не посвятить ей отдельную главку. Пилум — дротик римских легионеров, пригодный и для метания, и для ближнего боя.

Самая интересная черта пилума (появившаяся, впрочем, не сразу) — длинное, зазубренное железко, чуть ли не в метр длиной, сделанное из мягкого железа. Пилум служил для того, чтобы метнуть его в щит врага: там он застревал и ломался, не давая как следует использовать щит. После чего неприкрытый враг становился уязвим.

Было у такого длинного наконечника и еще одно применение: имея дело с галлами, которые не слишком полагались на щиты, а в бой рвались с яростью берсерков, римляне подставляли пилумы под их мечи. Железо у галлов было дрянное, быстро тупилось, а колоть мечами они не умели и не любили...

Метали пилум посредством амендума — ремня-копьеметалки. Его римляне, по-видимому, позаимствовали у греческих метателей дротика — пельтастов.

Век пилума не закончился с падением Рима. Франкские воины, по-латыни не разумевшие, называли его ангоном, но боевые качества пилума от этого не пострадали.

В играх:в Rome: Total War пилум присутствует, но играет роль самого обычного дротика. Особых свойств за ним не замечено ни в одной известной мне игре.

Гарпун

Еще один ближайший родич дротика, отличающийся зазубренным наконечником и зачастую веревкой, привязанной к его концу. Охотничье оружие, в основном на рыбу или морского зверя, хотя есть и сухопутные вариации.

Гарпуны известны также с первобытных времен и просуществовали до наших дней; правда, сегодня их не кидают рукой, а выстреливают из пушки.

На войне гарпуны никогда не применялись; впрочем, пару столетий назад покалеченные гарпуном люди порой встречались. Китобои — люди темпераментные, и отношения между собой выясняли порой самым решительным образом.

В играх:практически не встречается, только в старенькой Midnight Tale он был лучшим оружием против... белых медведей.

Острога

Конголезская острога.

Острога или кол — древко без наконечника, просто заточенное или обожженное. Одна из древнейших разновидностей копья. Предназначена для охоты или рыбной ловли; но благодаря распространившимся данным о полезности именно такого оружия против вампира появилась в фэнтези и в играх.

Также острогой называют тонкое рыболовное копье с зазубренным наконечником.

Кавалерийские пики

Наконечник кавалерийской пики.

Конные пики (lances) известны с античности, но в те времена были они по преимуществу дротиками. Как уже упоминалось, без стремян пытаться с разгона поразить кого-то копьем очень опрометчиво: предательский удар наносит закон сохранения импульса. Лошадь продолжает гордо скакать в атаку, а всадник, описав красивую параболу, приземляется в распростертые объятия вражеской пехоты.

Однако скифы придумали стремена — и вскоре все профессиональные армии пересаживаются в седла. Еще недавно главной силой войска была пехота, и вот...

Для использования с коня нужно самое обычное длинное копье, разве что его стоит снабдить упором (либо на самом копье, либо на доспехах всадника), чтобы удобнее было наносить удар — силушка-то у лошади нешуточная. Делать древко особо прочным нерационально: скорее всего, после атаки копье сломается. Их даже специально облегчали — чтобы сломалось точно. А то вдруг попадешь в дерево — тогда и стремена не удержат.

Это интересно:глядя на московский герб со святым Георгием, поражающим змея копьем, вы видите великолепный экземпляр развесистой клюквы. Во-первых, святой Георгий, будучи римлянином, конечно, не мог ни вооружиться таким образом, ни сесть на коня со стременами. Во-вторых, согласно каноническим текстам, он вовсе не сразил дракона копьем, а будучи святым, увещевал его словом божьим. Хотя надо признать, что идея атаковать дракона рыцарским копьем сама по себе неплоха, если дракон не очень поворотлив.

До стремян длинную пику с коня пытались использовать парфяне и македонские катафракты; это была обычная пехотная сарисса, привязанная к лошади (то есть всадник не держал ее рукой, а только направлял). Оружие это довольно неуклюжее, и стремена многое изменили в тактике кавалерии.

Помимо реального боевого эффекта, атака кавалеристов с копьями еще и чрезвычайно устрашает. Очень трудно не броситься врассыпную, когда на тебя скачет этакий монстр с пикой наизготовку. А кавалерии, ясное дело, только того и надо...

Единственным оружием всадника пика не была никогда. К ней обязательно прилагался меч, булава либо бердыш. Причины очевидны.

В рыцарские времена пика развилась чрезвычайно. Появился закрывающий руку щиток, и полученное оружие очень мало напоминало изначальный заостренный шест. Возникла и специальная турнирная разновидность с тупым наконечником в форме жемчужины.

Defender of the Crown: рыцарский турнир.

Внимание — миф:из романа «Айвенго» и фильмов по нему все знают, что на рыцарском турнире можно было выбрать бой на турнирном или боевом оружии. Описан даже красивый церемониал этого выбора. Все это прекрасно, но в действительности такого, конечно, не было: риск и так был достаточно велик. И даже убитый на турнире французский король Генрих II погиб от самого что ни на есть «безопасного» турнирного копья.

В играх:обязательное оружие тяжелой кавалерии во множестве стратегий, хотя ее эффект по пробиванию строя в полной мере реализован только в серии Total War.

Есть игры, где в качестве элемента реализован рыцарский турнир — например, Defender of the Crown. А на конец 2006 года анонсирован даже симулятор турнирного боя — Ivanhoe: Ashby Tournament. Что забавно, пока там не обещают дать поиграть за самого Айвенго, предлагая в качестве выбора Черного Лентяя (Ричарда Львиное Сердце), Реджинальда Фрон де Бефа или сэра Томаса Малтона, который, хоть и был доблестным рыцарем, на турнире в Ашби, согласно Вальтеру Скотту, не присутствовал.

Ultima Online — одна из немногих ролевок, где можно в полной мере воспользоваться конной пикой.

Рогатина

Наконечник рогатины.

Она же — загонное копье. Незнакомые с вопросом люди представляют себе что-то странное о двух длинных остриях, на самом же деле у рогатины всего одно острие, и она не слишком отличается на первый взгляд от классического копья. Основные особенности: толстое древко (так, чтобы только-только обхватить рукой) и, зачастую, небольшая перекладина сразу за боевой частью наконечника. Длина — около двух метров.

Рогатина — оружие изначально охотничье, предназначенное против кабана, медведя и других крупных и опасных зверей. Такое толстое древко нужно затем, чтобы удержать зверя, уперев тупой конец оружия в землю. Перекладина — затем же (а то, чего доброго, зверюга своим весом навалится на копье и доберется до охотника). Выставив острие вперед на атакующее животное, тупой конец заранее упирали, да еще и придерживали его ногой.

На войне рогатина служила оружием против лошадей. Преимущество — все то же: не дает добраться до хозяина. Но всадники вооружились длинными пиками, и пришлось удлинять оружие и пехоте; а следовательно — делать древко тоньше, потому что рогатину в четыре метра не всякий удержит в руках.

В качестве атакующего оружия рогатина неудобна: тяжелая и без противовеса. Метать ее охотнику иногда приходилось, но удовольствия он, скорее всего, не получал.

В играх:практически не встречается. И это глупо, потому что лучшего оружия против многих фэнтези-монстров и не придумаешь. Правила на этот счет в D&D имеются, хотя и очевидно недостаточные.

Протазан

Протазан.

Нечто среднее между копьем, рогатиной и мечом. Быть может, правильнее было бы обсуждать его в статье об алебардах, потому что это — типичный переходный вид от копья к секире. Но все же он — преимущественно колющее оружие, и потому сегодня он с нами.

Эспантон.

Представляет он собой плоский металлический наконечник с выступами-«крыльями» или перекладиной наподобие гарды меча, на древке длиной в 170-220 см. Заточен наконечник с обеих сторон, что позволяет использовать протазан не только для укола, но еще для подрезания сухожилий лошадей (эта техника боя была очень популярна в 15-17 веках).

Появился он на вооружении ландскнехтов в конце 15 века, в Смутное время они занесли его и в Россию, где он стал церемониальным оружием и под подпольной кличкой эспантон дожил до 19 века.

Поскольку протазан, как и рогатина, может использоваться, чтобы не подпустить кого-то близко, он был в 16-18 веках популярен в качестве оружия телохранителей. К тому же протазан — это просто красиво.

В играх:популярен в action/RPG за счет сочетания длины и мощных рубящих ударов. В чистых ролевках и в стратегиях предмет достаточно редкий. Впрочем, если войдут в моду игры по Роберту Джордану (пока была всего одна такая), положение может сильно измениться. Но об этом речь будет ниже.

Пехотная пика

Наконечник пехотной пики.

Этот родич рогатины применялся и против конницы, и против пехоты. Подлинную славу пике принесла македонская фаланга: там использовались пики трех разных видов (короткие — в первом ряду, гигантские, чуть ли не шестиметровые — в дальних рядах). Таким образом получалось, что противник вынужден был иметь дело с пиками сразу трех-пяти воинов.

Пика длиннее трех метров обыкновенно снабжалась противовесом: иначе ее просто не повернуть, и толку с нее немного. Правда, даже в таком варианте пику никак не назовешь маневренным оружием. Ей вообще не столько бьют, сколько просто поворачивают в сторону врага. Македонский сарисофор вообще обычно не видел врага за щитами...

Внимание — миф:существует такой зверски эффективный маневр, как «поднятие на копья». Это выражение сподвигло много кинорежиссеров на такие дивные сцены: стражник с копьем, крякнув, подымает на острие пики в небеса здоровенного дядьку в доспехах. Расстояние между руками у стражника при этом — сантиметров 50-70, расстояние до летающего дядьки — метра три... Как подсказывает нам закон рычага, бравый стражник бодро подымает килограммов 400-500. Тяжелоатлеты нервно курят в сторонке.

Часто пикинеров набирали из самого бросового войска — ополченцев, не умеющих ровно ничего. Держать пику прямо — много ума не надо. А то, что противника почти не видно — тоже достоинство, не так страшно...

Казалось бы, все замечательно, но есть одно маленькое «но»: чтобы маневрировать с пикой, нужна нешуточная выучка. Македонская фаланга была славна именно тем, что ухитрялась приемлемо двигаться со своими многометровыми монстрами.

Те из вас, кому случилось проходить военную подготовку, наверное, помнят такое странное при современной тактике действо, как строевая подготовка. Школа строевой маршировки возникла именно благодаря пикам: если не обучить пикинеров ходить в ногу, они будут сшибать друг друга с ног и ломать строй. Впоследствии эта наука пригодилась для построения стены щитов и много для чего еще.

Это интересно:византийская военная наука требовала ни в коем случае не делать подразделения одинакового размера. Иначе, говорили византийцы, по нашим боевым порядкам с помощью простейшей арифметики враг сможет сразу подсчитать нашу численность.

Именно недостаток маневренности не дал пике стать «царицей полей» в эпоху рыцарства. Если удастся обойти полк пикинеров сбоку, так, что тот не успеет повернуться, — ему не устоять. А вот алебарда и ее родичи были в этом смысле куда удобнее. Но тем не менее как дешевые ополченцы, так и профессиональные наемники пользовались ею весьма часто: даже на Куликовом поле стояли наемные генуэзские полки пикинеров. На стороне татар, кстати.

В играх:в стратегиях пика весьма популярна, и неплохо работает против конницы, причем я не замечал, чтобы она сильно влияла на маневренность. Противопехотные пики хорошо себя показали в Warhammer Fantasy. Героям-одиночкам из ролевок она обычно ни к чему, и это правильно.

Трезубцы и вилы

Причудливому оружию — причудливую технику боя!

Все, наверное, хоть раз да видели статую Нептуна с вилкой-переростком в руке? Именно так представляет себе боевой трезубец большинство населения современной Европы. И совершенно зря.

Это интересно:в голодном Мадриде 1941 года кто-то повесил на статую Нептуна плакат: «Дайте чего-нибудь поесть или заберите вилку!».

У настоящего боевого трезубца одно острие — центральное — существенно выдвинуто вперед, а два других образуют боковые «усы» намного меньшей длины. В противном случае наивно было бы ожидать, что трезубец хоть когда-нибудь пробьет доспехи. «Усы» же нужны для удержания (как перекладина рогатины и «крылья» протазана) и, иногда, для захвата вражеского оружия (хотя такие фокусы проделывали все больше на Востоке). Боевые вилы — примерно то же самое.

Трезубец.

Такое оружие вообще редко встречалось в Европе; а вот любители экзотических боевых искусств на востоке знали множество его видов: магари яри, сасумата, ба, пан, прославленная Г. Л. Олди «волчья метла»... Некоторые затачивали лезвия трезубца с боков, чтобы им можно было рубить (пан) или добавляли много мелких лезвий (волчья метла). В общем, полнейшее разнообразие.

Конечно, бывало, что крестьяне использовали в бою и самые обычные вилы. Но, коли нужда придет, можно и граблями вооружиться, и лопатой, даже совковой. Не о том речь.

В играх:как ни смешно, в ролевых играх изо всего копейного семейства трезубцы — чуть ли не самые популярные. Смотрятся красиво, вот и причина. И, конечно же, изображают их в виде все той же гигантской вилки. Один удар — три дырки?

Копья в фэнтези

Когда задумывалась эта серия, многие спрашивали: как, дескать, описывать «реальное» оружие в мирах фэнтези? Там ведь автор такого напридумывает...

Бывает, бывает. И костяные мечи случались, и еще что похлеще. Но все же большинство авторов пытается придерживаться правды жизни. А вот что получается — совсем другой вопрос.

Порой описания бывают на удивление реалистичными. Так, например, желающие ознакомиться с римской, византийской и кочевнической боевой наукой вполне могут узнать много полезного из книг Гарри Тортлдава (серия «Видесс», известная также как «Пропавший легион»). Тортлдав — профессиональный историк-византинист, и это чувствуется. Анджей Сапковский, даром что в «ведьмачьем» сериале имеется изрядное смешение времен, тоже вполне серьезно подходит к оружейным вопросам.

Ну а тем, кто хочет узнать побольше разновидностей копья (да и другого оружия тоже), можно смело порекомендовать «Путь меча» Г. Л. Олди. Этот творческий дуэт подходит к делу с любовью и знанием.

Да и просто так эти книги, право же, стоит прочитать.

Сага о Копье

Я принес вам, народы Кринна, то, что поможет вам объединиться
и не дать Злу навеки погрузить Кринн во мрак. Я принес вам Копье!

Терос Железодел

Пехотный Dragonlance.

Возможно, самые знаменитые копья из фэнтези — те самые Dragonlances из мира Кринн, давшие название всей книжной серии. Выкованные при помощи серебряной руки и/или молота Хараса из особого металла, они призваны поражать драконов.

Dragonlance здесь изображен как-то странно, без щитка.

Копье это интересно еще и тем, что предназначено в первую очередь для использования с дракона. Есть и пешие варианты, но в основном...

Седла драконьего наездника оборудованы крепежом для копья, что очень разумно: вылетать из седла в воздухе совсем уж грустно...

В играх:замечательная игра DragonStrike 1990-го года рождения позволит вам в полной мере насладиться этим необычным оружием. Симулятор полета на драконе и боя dragonlance'ом — у этой игры до сих пор нет прямых аналогов.

Айил

Омойте копья — жизнь сну подобна,

Омойте копья — ведь сон не вечен...







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.