Здавалка
Главная | Обратная связь

A) Mancipatio (маннипация)



Манципация заключается в торжественной формуле ius civile, которая применялась не только к приобретению dominium, но и к разным иным ситуациям, связанным с властью, относящимся как к вещам («сервитут», § 172), так и к лицам (liberi in mancipio, § 96; женщины conventae in manum, § 109). В еще более отдаленные времена она служила также процедурой, заменявшей завещание (mancipatio familiae, § 301).

В присутствии, по крайней мере, пяти свидетелей — совершеннолетних римских граждан и при участии весовщика, libripens (которым являлся еще один совершеннолетний римский гражданин, державший в руке весы, libra), приобретатель, который назывался mancipio accipiens, произносил certa et sollemnia verba (слова эти изменялись, смотря по приобретению, на которое было направлено действие, в соответствии с целевыми nuncupationes, заранее установленными юриспруденцией понтификов) и, когда это требовалось, совершал некоторые ритуальные действия. Так, в случае mancipatio, имевшей своей целью приобретение права собственности, приносили вещь, а на весы бросали кусок необработанной меди, который назывался raudusculum. Другая сторона (mancipio dans) молчала и тем самым одобряла то, что совершалось. В силу этой своей auctoritas (одобрения) она оставалась уязвимой для иска actio auctoritatis в случае «эвикции» (т. е. когда приобретатель утрачивал впоследствии объект приобретенного права по причине vindicatio, которую успешно реализовывал по отношению к нему действительный собственник этого объекта). Actio auctoritatis предполагала ответственность по отношению к mancipio accipiens в двойном размере. Чтобы избежать на практике такого следствия в тех случаях, когда право передавалось безвозмездно или когда желали избежать ответственности за эвикцию, стоимость объекта символически оценивалась в момент акта в одну монету — nummus (так называемая тапcipatio питто unо).

Присутствие libripens со всеми сопутствующими этому атрибутами и тот факт, что в глубокой древности деньги не считали, а взвешивали, заставляют предполагать, что mancipatio возникла во времена, когда чеканной монеты как формы для осуществления передачи res за соответствующее возмещение (т. е., собственно говоря, продажи) еще не знали, и что лишь впоследствии, через сведение взвешивания к чисто символическому действию, этот акт был приспособлен к возможности приобретения по иным основаниям.

С приходом торжественных форм в упадок mancipatio стала постепенно утрачивать свое значение. В частности, претор осуществлял защиту приобретения res mancipi, сделанного даже с помощью простой traditio, и вообще признал имущественные права, доставшиеся субъекту без соблюдения «весовой» формы (так называемая преторская собственность, § 137).

Однако на протяжении всей классической эпохи mancipatio сохраняла свое значение важнейшего инструмента для достижения юридических результатов, которые были бы иначе невозможны (например, emancipate, § 103; adoptio, § 121; conventio in manum fiduciae causa, § 109 и т. д.).

В послеклассическую эпоху mancipatio хоть и сохранялась во имя традиции, однако оказалась лишенной всякого содержания и перешла в письменные документы в качестве стилистической оговорки, сообщая переходную действенность праву собственности или образовывая иные права. В юстиниановском праве она была формально упразднена.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.