Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и различные типы владения



Несмотря на то что в обыденном языке термины «владение» и «собственность» используются как взаимозаменяющие, «владение» не является синонимом «собственности», это специальный термин, выражающий вполне определенное юридическое понятие. Именно под «владением вообще» понимают фактическое положение (res facti), в силу которого субъект материально удерживает вещь, вне зависимости от того, имеет ли он на то право. Следовательно, владение может быть следствием как собственности, так добросовестного приобретения от несобственника, а также найма, воровства и т. д.

Хотя речь здесь и идет о res facti, защита владения как такового является необходимостью для любого правопорядка, а значит, и римского. Иначе владелец вещи всегда мог бы быть лишен своего владения первым встречным или был бы принужден при всяком осложнении (если предположить, что для этого хватало бы времени) подвергать себя бесконечно тянущимся и создающим массу неудобств тяжбам, чтобы доказать юридические основания своего владения.

Наоборот, в целях удобства и чтобы не вызывать потрясений в общественном устройстве, правопорядок полагает целесообразным «временно» защитить факт владения таким, каким он является, вне зависимости от того, кто владелец, разумеется, не предрешая вопроса о праве, который всегда может быть разрешен впоследствии обычными судебными средствами.

Поэтому юридическая защита принимает различный вид в зависимости от разных аспектов, которые могут выявиться из факта владения, т. е. в зависимости от большей или меньшей степени важности, придаваемой правом различным конкретным проявлениям владения.

Исходя из этого, в римском правопорядке выделяются разные формы владения.

К первой относится владение того, кто находится в естественном отношении к вещи (corpore possidere) и имеет намерение удержать эту вещь за собой (animus possidendi или animus rem sibi habendi), будь то добросовестно или недобросовестно.

Когда два эти момента (corpus и animus) сходятся вместе, налицо совершенное владение, рассматриваемое само по себе (т. е. вне зависимости от права на владение) как достойное юридической защиты. Поскольку такая защита осуществляется посредством преторских интердиктов (§ 80), это владение называют владением ad interdicta.

Имеется и иной тип владения, называемый естественным владением, naturalis possessio, которое состоит в простом материальном удержании вещи, без намерения оставить ее себе, и даже напротив, когда намерение состоит в том, чтобы удерживать ее не для себя, а для другого лица, рассматриваемого в качестве настоящего ее владельца. Здесь имеется момент corpore possidere, но отсутствует animus possidendi, и потому простой держатель вещи для другого не удостаивается защиты по интердикту. Напротив, она предоставляется тому, для которого держатель вещи ее удерживает, поскольку он-то и имеет animus possidendi, а физическое отношение с res он осуществляет посредством держателя, который ministerium suum praestat (оказывает услугу).

Наконец, имеется квалифицированное владение, которое называется possessio civilis или ad usucapionem (для давности). Под этим подразумевается весьма древняя форма, известная уже в Законах XII таблиц, поскольку она была включена в более широкое понятие usus. Здесь владелец, помимо наличия у него animus possidendi, имеет также и основание (iusta causa possidendi), на котором базируется его владение (например, дефектная продажа, передача в составе приданого чужого имущества и т. д., которые являются оправдывающими основаниями для владения, даже если они недостаточны, поскольку в них имеются дефекты, для немедленного приобретения права собственности). В таком случае владение может привести к приобретению права собственности по давности, если будут выдержаны и другие требования, различные в разные эпохи, прежде всего истечение установленного срока давности (§ 153).

Уместно напомнить, что, когда говорят о «владении» без всякого уточнения, это относится к обычному владению, образованному corpore possidere и animus possidendi.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.