ТРУДЫ ГЛЕБА МАКСИМИЛИАНОВИЧА КРЖИЖАНОВСКОГО (1872—19S9)
Г. М. Кржижановский — один из старейших членов Коммунистической партии Советского Союза, соратник и друг В. И. Ленина, выдающийся инженер-энергетик, возглавивший работы по электрификации Советской России, организатор перспективного народнохозяйственного планирования, непосредственный руководитель составления первых пятилетних планов, обеспечивших индустриализацию страны. Активная творческая и организаторская деятельность Г. М. Кржижановского в Комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), в Государственной плановой комиссии (Госплане), в Академии наук СССР оказала большое воздействие на формирование новых идей в территориальной организации производительных сил социалистического государства. Идеи, выдвинутые Г. М. Кржижановским при обосновании научной плановой перестройки социально-экономической структуры России, оказали большое влияние на формирование экономико-географической науки. Под их влиянием разрабатывались методологические основы советской экономической географии, определившие ее крупные достижения в конструктивном обосновании путей возрождения и преобразования жизни. * * * Глеб Максимилианович Кржижановский родился в Самаре (ныне Куйбышев). Внук ссыльного декабриста, сын бедного демократически мыслящего адвоката, он рано познал трудности и несправедливости жизни. В 1889 г. Кржижановский приезжает в Петербург и поступает в Технологический институт, который готовил инженеров широкого профиля. Кржижановский успешно овладевает широким кругом технических и математических дисциплин и заканчивает химическое отделение института в 1894 г., получив звание инженера-технолога. Во время учебы в институте он вошел в круг студенческого революционного подполья, приобщился к нелегальной социально-политической литературе, познакомился с будущими выдающимися русскими революционерами — Владимиром Ульяновым, Леонидом Красиным, Степаном Радченко и др., стал заниматься пропагандистской работой среди петербургских рабочих. После окончания института Г. М. Кржижановский принял предложение Нижегородской земской управы заняться сбором статистических сведений по кустарным промыслам Нижегородской губернии. Однако уже в следующем году по вызову Владимира Ильича он возвращается в Петербург и принимает самое активное участие в создании и работе ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Царская охранка выслеживает в конце 1895 г. руководителей «Союза» и бросает их в тюрьму. Более года Глеб Максимилианович пробыл в одиночном заключении. В начале 1897 г. ему объявляется приговор — три года ссылки. Село Тесинское Минусинского округа, куда был выслан Кржижановский, расположено невдалеке от Шушенского — места ссылки В. И. Ленина. Дружба двух революционеров в этот период особенно крепнет. В. И. Ленин оказал большое влияние на формирование мировоззрения Глеба Максимилиановича, со вниманием относился к его научно-инженерному подходу в решении главных задач освободительного движения России. После окончания срока ссылки Г. М. Кржижановский работал более года на станции Тайга в Томской губернии помощником начальника участка службы тяги. В 1901 г. Г. М. Кржижановский выезжает за границу, в Мюнхен, для встречи с В. И. Лениным, чтобы посоветоваться с ним о дальнейшем месте своей работы и революционной деятельности. Было решено возвратиться в Самару и отсюда развернуть подготовительную работу по созданию партии. Г. М. Кржижановский поступил на службу на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Вокруг него произошло объединение большой группы самарцев, солидаризующихся с ленинской «Искрой». Секретарем Самарского бюро был избран Кржижановский. В связи с угрозой ареста, нависшей над Самарским бюро, Кржижановский в 1903 г. уезжает из Самары в Нижний Новгород, а затем в Киев. Он работает в управлении Юго-Западной железной дороги и одновременно, как член ЦК РСДРП, активно участвует в революционном движении. В 1905 г. он возглавляет большую забастовку киевских железнодорожников. После подавления забастовки Кржижановскому была запрещена служба на всех железных дорогах России, он переходит на нелегальное положение и переезжает в Петербург. В 1906 г. ему удается поступить на работу в «Общество электрического освещения 1886 года», организованное зарубежными компаниями для осуществления электрификации Петербурга и Москвы. Здесь он прошел школу от электромонтера, техника до инженера кабельной сети. Электрификация вызвала у него большой интерес: он изучает научные работы по электричеству, следит за новой отечественной и зарубежной литературой, читает лекции инженерному и техническому персоналу. В 1910 г. принимает приглашение занять должность заведующего кабельным хозяйством Москвы. Здесь он сближается с выдающимися русскими инженерами-энергетиками Р. Э. Классоном, А. В. Винтером, В. Д. Кирпичниковым и др. Решая по долгу службы задачи соединения электростанций города в единую городскую электрическую сеть, Кржижановский много внимания уделяет перспективным проблемам электрификации. Он выступает одним из инициаторов строительства первой электростанции на торфе «Электропередача» (близ Павловского Посада Московской области), вынашивает идеи строительства мощных гидроэлектростанций на Волге, централизации электроснабжения и развития энергетических сетей. Его авторитет среди энергетиков настолько возрос, что его назначают коммерческим директором станции «Электропередача». Обобщая опыт работы этой станции, Кржижановский приходит к важным идеям электрификации Центральной России, изложенным в докладе на Московской конференции энергетиков в 1915 г. После Февральской революции Кржижановский избирается членом Московского Совета рабочих депутатов и заведует отделом топлива. Входя в состав фракции большевиков Совета он участвует в подготовке Октябрьского восстания в Москве. После переезда в Москву В. И. Ленина начинается напряженная работа по организации планирования народного хозяйства в целях научной перестройки всей социально-экономической структуры нашей страны. В конце 1919 — начале 1920 г. В. И. Ленин обращается к Г. М. Кржижановскому и настаивает на том, чтобы он возглавил работу по составлению государственного плана электри--фикации страны. Уже в брошюре «Основные задачи электрификации России», написанной в конце 1919 г., Г. М. Кржижановский излагает широкий научный подход к электрификации, выражающийся в обосновании не только восстановления и нового строительства электростанций, но и обеспечения рациональных народнохозяйственных пропорций. Став во главе Государственной комиссии по электрификации ..•России (ГОЭЛРО), Г. М. Кржижановский в короткие сроки смог сплотить большой коллектив ученых и инженеров, который за десять ^месяцев создал знаменитый перспективный план реорганизации всего народного хозяйства нашей страны. 23 декабря 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов Г. М. Кржижановский выступил с докладом об электрификации России — плане ГОЭЛРО, получившим одобрение съезда. Выступая на съезде, В. И. Ленин назвал план ГОЭЛРО «второй программой партии». Этот план, навсегда вошедший в историю нашей страны как ленинский план электрификации, явился первым в истории научным общегосударственным перспективным планом социалистического переустройства всей экономики страны. При работе над планом ГОЭЛРО Г. М. Кржижановский выступил не только как талантливый организатор научной работы в новой не исследованной ранее области, но и как крупный ученый-теоретик, выдвигающий новые методологические принципы плановой перестройки общества. Несколько глав плана ГОЭЛРО написано им самим. В условиях острых противоречий между слабо развитыми и неравномерно распределенными по огромной территории страны производительными силами и установившимися в результате социалистической революции новыми производственными отношениями главными идеями плана ГОЭЛРО были: электрификация производства, экономическое районированиеи магистрализация транспорта. Электрификация народного хозяйства рассматривается в плане ГОЭЛРО как необходимый технический базис социалистического производства, обеспечивающий максимальную производительность хозяйственной деятельности. Впервые в мировой практике поставлена задача рациональной территориальной организации производительных сил в масштабе всей страны. В нем сформулированы и практически осуществлены основные положения системно-структурного подхода, нацеленного на идею порайонной организации производительных сил: «...отдельные элементы и отрасли хозяйства не представляют собой определенных величин, значение их меняется в зависимости от того, в каком сочетании находятся эти элементы и отрасли. Необходимо поэтому изучать хозяйство в его целом и сравнивать между собою системы хозяйства, а не отдельные его звенья. В связи с этим при выработке рационального плана хозяйства для страны предстоит подразделить ее на хозяйственно-самостоятельные единицы — районы — и идти путем сравнения вариантов хозяйственного плана, вырабатываемых на почве проведения в жизнь различных мероприятий, в частности электрификации»'. Развернутые программы народнохозяйственного строительства каждого из восьми выделенных экономических районов были неотъемлемыми составными частями плана ГОЭЛРО. Они создавали основу для установления «общей схемы рационального сотрудничества районов... в целях наибольшей экономии рабочих сил страны и наилучшего использования естественных ресурсов различных районов»2. Для обеспечения эффективного сотрудничества экономических районов план ГОЭЛРО выдвигал идею магистрализации транспортной сети, т. е. «создание основного транспортного скелета из таких путей, которые соединили бы в себе дешевизну перевозок с чрезвычайной провозоспособностью»3. После одобрения плана ГОЭЛРО встал вопрос об организации специального органа, осуществляющего его реализацию. В феврале 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет об организации Государственной общеплановой комиссии (Госплана). Вместе с Г. М. Кржижановским Владимир Ильич намечает основной круг деятельности и главные направления работы этой организации. По рекомендации В. И. Ленина первым председателем Госплана был назначен Г. М. Кржижановский. Около десяти лет Глеб Максимилианович руководил Госпланом, организуя научный поиск для решения сложных проблем создания социалистической экономики и решения вопросов текущего и перспективного планирования. По инициативе В. И. Ленина, согласно постановлению VII съезда Советов, одним из первых поручений вновь созданному Госплану в 1921 г. было дано задание разработать проект нового административно-хозяйственного деления страны. В связи с этим в Госплане была образована секция районирования, которую возглавил И. Г. Александров. Проект Госплана о районировании был представлен в Совет Труда и Обороны (СТО) и заслушан на заседании 4 ноября 1921 г. По предложению В. И. Ленина, СТО обратился во ВЦИК с просьбой организовать авторитетную комиссию для рассмотрения проекта Госплана. Такая комиссия была создана при ВЦИК под председательством М. И. Калинина. Этой комиссии Госплан представил специальный доклад. Комиссия дополнила проект основными принципами увязки экономического районирования с национальной структурой Союза. В. И. Ленин непосредственно руководил этой важной работой через Г. М. Кржижановского. «Экономический район,— писал Г. М. Кржижановский,— приобретает в работах Госплана свое лицо лишь постольку, поскольку он является носителем принципа разделения труда. Район, таким образом,— проводник сотрудничества, а не сепаратизма... Экономическое районирование — своего рода защита позиций хозяйственного оптимума» (с. 37—38). Работа Госплана по районированию в первые годы его существования сыграла большую роль в выработке научных основ экономического районирования, в определении основных подходов к организации территориального планирования, в успешном проведении реформы административно-территориального деления страны. В первые годы Госплан осуществлял планирование по отдельным проблемным участкам экономики страны, выбор которых определялся кризисными ситуациями в снабжении топливом, продовольствием, обеспечением транспортом и т. п. Лишь через несколько лет перешли к всеобщему народнохозяйственному плану. Разработка первого пятилетнего плана явилась крупнейшим достижением творческого коллектива Госплана. В нем органически увязывались задачи индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, дорожного строительства и подъема экономического развития национальных окраин. Душой творческого искания новых плановых параметров развития экономики страны был Г. М. Кржижановский. В декабре 1927 г. он докладывает XV съезду партии проект директив по составлению пятилетнего плана. В своем выступлении Г. М. Кржижановский охарактеризовал основные задачи хозяйственного строительства на ближайшее время, обосновал пятилетний период для перспективной плановой работы, высказал соображения о совершенствовании системы социалистического планирования. В конце своего доклада он отметил, что «пятилетние перспективные планы — это вовсе не тот предел, которого мы не перейдем». Размах нашего социалистического строительства таков, что от пятилетних перспектив придется быстро переходить к десяти-и пятнадцатилетним, т. е. к генеральному плану. Г. М. Кржижановский внес большой вклад в организацию социалистического планирования в нашей стране. Его идеи научно-технического обоснования плановых заданий, сочетания перспективных и текущих планов, взаимосвязи отраслевого и территориального планирования, специализации районов и комбинирования производства не утратили своей ценности до наших дней. Многие принципиальные положения социалистического подхода к территориальной организации производительных сил, выдвинутые Г. М. Кржижановским, вошли в методологический арсенал не только новой плановой науки, но и советской экономической географии. Их кратко можно свести к следующему. Перспективный подходпри изучении хозяйственных явлений, учитывающий будущее развитие в неразрывной связи с проблемами текущего момента. Энергетический принципрайонирования, трактуемый широко, как наибольшая работоспособность экономического района в целом. Он требует такого технико-экономического подхода в район-нировании, который должен «...внести в дело социалистического строительства какую-то положительную прибавку. Если можно доказать, что данные границы районов максимально повышают работоспособность, или, что то же, энергетику каждого из них, то такое доказательство вместе с тем покажет, что районирование произведено экономически правильно» (7, с. 129—130). Территориальная специализация и комбинирование производствакак основа эффективного учета местных условий при построении плана. «СССР не может иначе строить и развивать свое народное хозяйство, как учитывая в полной мере все природные, экономические и национальные особенности обширного объединения и специализируя его отдельные части. Только этим путем и может быть достигнут наибольший коэффициент эффективности общественного труда» (4, с. 43). Особенно важно, подчеркивал Г. М. Кржижановский, комбинировать, увязывать размещение различных предприятий при новом строительстве: «...при постройке крупнейших предприятий их не должно рассматривать обособленно; нужно думать не об отдельном предприятии, а о целом комбинате предприятий. Все промышленное строительство надо собирать в определенные узлы и рассчитывать, как можно комбинировать различные производства, создавая их внутреннюю увязку таким образом, чтобы суммарная работоспособность (энергетика) таких предприятий была максимальна» (4, с. 43). Принцип эффективности экономического развития районов и размещения социалистического производства вытекал из представления о единстве народнохозяйственного комплекса Советского Союза в целом. Влияние первых плановых работ, выполненных под руководством Г. М. Кржижановского, на развитие советской географии трудно переоценить. Н. Н. Баранский первый оценил методологическое значение для экономической географии принципиальных положений госплановского подхода к территориальной организации хозяйства. Под их непосредственным воздействием он создавал курс экономической географии СССР, который имел подзаголовок «Обзор по областям Госплана». Многие видные советские географы участвовали в госплановских работах 20-х гг. — Н. Н. Колосовский, Н. П. Никитин, Л. Л. Никитин, П. Н. Степанов, К. Д. Егоров, В. И. Лавров, В. М. Четыркин и др. В своей последующей деятельности в области географии они продолжали развивать новые направления в науке и находили внимание и поддержку Г. М. Кржижановского. В 1929 г. Г. М. Кржижановский избирается действительным членом и вице-президентом Академии наук СССР. По его инициативе проведены крупные мероприятия, укрепившие связи советской науки с практическими нуждами социалистического строительства. Большой вклад Г. М. Кржижановский внес в организацию деятельности академических научных организаций в союзных республиках, в развертывании исследований по экономическим районам страны. В 1931 —1933 гг. он принимал активное участие в организации и работе конференций по изучению производительных сил Узбекской, Туркменской, Таджикской, Казахской ССР, Ленинградской области, Сибири и Дальнего Востока. Многим важным территориальным проблемам хозяйственного строительства, таким, как Днепрострой, Урало-Кузнецкий комбинат, сдвиг производства в восточные районы, Кржижановский посвятил свои выступления и печатные работы. В 1931 г. по инициативе Кржижановского создан Энергетический институт Академии наук СССР, который носит его имя. Его директором он оставался до самой своей кончины. В этом учреждении под его руководством проводились крупные исследования по изучению энергетических ресурсов страны, сделаны важные научные обобщения по концентрации производства и централизации распределения энергии, обоснованы понятия и методы построения Единой энергетической системы, Единого энергетического баланса, энергетического районирования страны. За вклад в географическое изучение страны он избирается почетным членом Географического общества СССР. Заслуги его высоко оценены партией и Советским правительством. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Важнейшие работы Г. М. Кржижановского 1. Основные задачи электрификации России.— Харьков: Губпечать, 1920. 2 Десять лет хозяйственного строительства СССР.— М.: Плановое хозяйство, 1927. 3. Научное строительство жизни.— М.: Центр, изд-во народов СССР, 1928. 4. Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР.— М., 1929. 5. Энергетические ресурсы Ленинградской области.--М.; Л., 1931. 6. Электроэнергетика //Соч.— М.; Л.: Энергоиздат, 1933.— Т. I. 7. Проблемы планирования //Соч. — М.; Л.: Энергоиздат, 1934.— Т. П. 8. Экономическое районирование России: Доклад Госплана сессии ВЦИК.-— М.: 9. Пять лет борьбы за план //Плановое хозяйство.-- 1926,— № 3. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|