Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРУДЫ ГЛЕБА МАКСИМИЛИАНОВИЧА КРЖИЖАНОВСКОГО (1872—19S9)



Г. М. Кржижановский — один из старейших членов Комму­нистической партии Советского Союза, соратник и друг В. И. Ле­нина, выдающийся инженер-энергетик, возглавивший работы по электрификации Советской России, организатор перспективного на­роднохозяйственного планирования, непосредственный руководитель составления первых пятилетних планов, обеспечивших индустриа­лизацию страны. Активная творческая и организаторская деятель­ность Г. М. Кржижановского в Комиссии по электрификации Рос­сии (ГОЭЛРО), в Государственной плановой комиссии (Госплане), в Академии наук СССР оказала большое воздействие на формиро­вание новых идей в территориальной организации производитель­ных сил социалистического государства. Идеи, выдвинутые Г. М. Кржижановским при обосновании научной плановой пере­стройки социально-экономической структуры России, оказали боль­шое влияние на формирование экономико-географической науки. Под их влиянием разрабатывались методологические основы со­ветской экономической географии, определившие ее крупные дости­жения в конструктивном обосновании путей возрождения и преоб­разования жизни.

* * *

Глеб Максимилианович Кржижановский родился в Самаре (ныне Куйбышев). Внук ссыльного декабриста, сын бедного демо­кратически мыслящего адвоката, он рано познал трудности и не­справедливости жизни.

В 1889 г. Кржижановский приезжает в Петербург и посту­пает в Технологический институт, который готовил инженеров широкого профиля. Кржижановский успешно овладевает широким кругом технических и математических дисциплин и заканчивает химическое отделение института в 1894 г., получив звание ин­женера-технолога. Во время учебы в институте он вошел в круг студенческого революционного подполья, приобщился к нелегальной социально-политической литературе, познакомился с будущими вы­дающимися русскими революционерами — Владимиром Ульяновым,


Леонидом Красиным, Степаном Радченко и др., стал заниматься про­пагандистской работой среди петербургских рабочих.

После окончания института Г. М. Кржижановский принял пред­ложение Нижегородской земской управы заняться сбором статисти­ческих сведений по кустарным промыслам Нижегородской губер­нии. Однако уже в следующем году по вызову Владимира Ильича он возвращается в Петербург и принимает самое активное участие в создании и работе ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Царская охранка выслеживает в конце 1895 г. руководителей «Союза» и бросает их в тюрьму. Более года Глеб Максимилианович пробыл в одиночном заключении. В начале 1897 г. ему объявляется приговор — три года ссылки. Село Тесинское Минусинского округа, куда был выслан Кржижановский, расположено невдалеке от Шу­шенского — места ссылки В. И. Ленина. Дружба двух революционе­ров в этот период особенно крепнет. В. И. Ленин оказал большое влияние на формирование мировоззрения Глеба Максимилиановича, со вниманием относился к его научно-инженерному подходу в ре­шении главных задач освободительного движения России.

После окончания срока ссылки Г. М. Кржижановский работал более года на станции Тайга в Томской губернии помощником начальника участка службы тяги.

В 1901 г. Г. М. Кржижановский выезжает за границу, в Мюн­хен, для встречи с В. И. Лениным, чтобы посоветоваться с ним о дальнейшем месте своей работы и революционной деятельности. Было решено возвратиться в Самару и отсюда развернуть подгото­вительную работу по созданию партии. Г. М. Кржижановский по­ступил на службу на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Вокруг него произошло объединение большой группы самарцев, со­лидаризующихся с ленинской «Искрой». Секретарем Самарского бюро был избран Кржижановский.

В связи с угрозой ареста, нависшей над Самарским бюро, Кржижановский в 1903 г. уезжает из Самары в Нижний Новгород, а затем в Киев. Он работает в управлении Юго-Западной желез­ной дороги и одновременно, как член ЦК РСДРП, активно участ­вует в революционном движении. В 1905 г. он возглавляет боль­шую забастовку киевских железнодорожников. После подавления забастовки Кржижановскому была запрещена служба на всех же­лезных дорогах России, он переходит на нелегальное положение и переезжает в Петербург.

В 1906 г. ему удается поступить на работу в «Общество электри­ческого освещения 1886 года», организованное зарубежными ком­паниями для осуществления электрификации Петербурга и Москвы. Здесь он прошел школу от электромонтера, техника до инженера кабельной сети. Электрификация вызвала у него большой интерес: он изучает научные работы по электричеству, следит за новой оте­чественной и зарубежной литературой, читает лекции инженерному и техническому персоналу. В 1910 г. принимает приглашение занять должность заведующего кабельным хозяйством Москвы. Здесь он


сближается с выдающимися русскими инженерами-энергетиками Р. Э. Классоном, А. В. Винтером, В. Д. Кирпичниковым и др.

Решая по долгу службы задачи соединения электростанций города в единую городскую электрическую сеть, Кржижановский много внимания уделяет перспективным проблемам электрификации. Он выступает одним из инициаторов строительства первой элект­ростанции на торфе «Электропередача» (близ Павловского Посада Московской области), вынашивает идеи строительства мощных гидроэлектростанций на Волге, централизации электроснабжения и развития энергетических сетей. Его авторитет среди энерге­тиков настолько возрос, что его назначают коммерческим дирек­тором станции «Электропередача». Обобщая опыт работы этой станции, Кржижановский приходит к важным идеям электрифи­кации Центральной России, изложенным в докладе на Московской конференции энергетиков в 1915 г.

После Февральской революции Кржижановский избирается чле­ном Московского Совета рабочих депутатов и заведует отделом топлива. Входя в состав фракции большевиков Совета он участ­вует в подготовке Октябрьского восстания в Москве.

После переезда в Москву В. И. Ленина начинается напряженная работа по организации планирования народного хозяйства в це­лях научной перестройки всей социально-экономической структуры нашей страны. В конце 1919 — начале 1920 г. В. И. Ленин обра­щается к Г. М. Кржижановскому и настаивает на том, чтобы он возглавил работу по составлению государственного плана электри--фикации страны.

Уже в брошюре «Основные задачи электрификации России», написанной в конце 1919 г., Г. М. Кржижановский излагает ши­рокий научный подход к электрификации, выражающийся в обосно­вании не только восстановления и нового строительства электро­станций, но и обеспечения рациональных народнохозяйственных пропорций.

Став во главе Государственной комиссии по электрификации ..•России (ГОЭЛРО), Г. М. Кржижановский в короткие сроки смог сплотить большой коллектив ученых и инженеров, который за десять ^месяцев создал знаменитый перспективный план реорганизации всего народного хозяйства нашей страны. 23 декабря 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов Г. М. Кржижановский выступил с докладом об электрификации России — плане ГОЭЛРО, получив­шим одобрение съезда. Выступая на съезде, В. И. Ленин назвал план ГОЭЛРО «второй программой партии». Этот план, навсегда вошедший в историю нашей страны как ленинский план электрифи­кации, явился первым в истории научным общегосударственным перспективным планом социалистического переустройства всей экономики страны.

При работе над планом ГОЭЛРО Г. М. Кржижановский выступил не только как талантливый организатор научной работы в новой не исследованной ранее области, но и как крупный ученый-теоре­тик, выдвигающий новые методологические принципы плановой


перестройки общества. Несколько глав плана ГОЭЛРО написано

им самим.

В условиях острых противоречий между слабо развитыми и неравномерно распределенными по огромной территории страны производительными силами и установившимися в результате со­циалистической революции новыми производственными отношения­ми главными идеями плана ГОЭЛРО были: электрификация произ­водства, экономическое районированиеи магистрализация транс­порта.

Электрификация народного хозяйства рассматривается в пла­не ГОЭЛРО как необходимый технический базис социалисти­ческого производства, обеспечивающий максимальную производи­тельность хозяйственной деятельности. Впервые в мировой прак­тике поставлена задача рациональной территориальной органи­зации производительных сил в масштабе всей страны. В нем сфор­мулированы и практически осуществлены основные положения системно-структурного подхода, нацеленного на идею порайонной организации производительных сил: «...отдельные элементы и от­расли хозяйства не представляют собой определенных величин, значение их меняется в зависимости от того, в каком сочетании находятся эти элементы и отрасли. Необходимо поэтому изучать хозяйство в его целом и сравнивать между собою системы хозяй­ства, а не отдельные его звенья.

В связи с этим при выработке рационального плана хозяйст­ва для страны предстоит подразделить ее на хозяйственно-само­стоятельные единицы — районы — и идти путем сравнения вариан­тов хозяйственного плана, вырабатываемых на почве проведения в жизнь различных мероприятий, в частности электрификации»'. Развернутые программы народнохозяйственного строительства каж­дого из восьми выделенных экономических районов были неотъем­лемыми составными частями плана ГОЭЛРО. Они создавали основу для установления «общей схемы рационального сотрудничества районов... в целях наибольшей экономии рабочих сил страны и наилучшего использования естественных ресурсов различных

районов»2.

Для обеспечения эффективного сотрудничества экономиче­ских районов план ГОЭЛРО выдвигал идею магистрализации транс­портной сети, т. е. «создание основного транспортного скелета из таких путей, которые соединили бы в себе дешевизну перевозок с чрезвычайной провозоспособностью»3.

После одобрения плана ГОЭЛРО встал вопрос об организации специального органа, осуществляющего его реализацию. В февра­ле 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет об организации Государст­венной общеплановой комиссии (Госплана). Вместе с Г. М. Кржижа­новским Владимир Ильич намечает основной круг деятельности и


главные направления работы этой организации. По рекомендации В. И. Ленина первым председателем Госплана был назначен Г. М. Кржижановский. Около десяти лет Глеб Максимилианович руководил Госпланом, организуя научный поиск для решения слож­ных проблем создания социалистической экономики и решения во­просов текущего и перспективного планирования.

По инициативе В. И. Ленина, согласно постановлению VII съез­да Советов, одним из первых поручений вновь созданному Госпла­ну в 1921 г. было дано задание разработать проект нового адми­нистративно-хозяйственного деления страны. В связи с этим в Гос­плане была образована секция районирования, которую воз­главил И. Г. Александров.

Проект Госплана о районировании был представлен в Совет Труда и Обороны (СТО) и заслушан на заседании 4 ноября 1921 г. По предложению В. И. Ленина, СТО обратился во ВЦИК с просьбой организовать авторитетную комиссию для рассмотрения проекта Госплана. Такая комиссия была создана при ВЦИК под председательством М. И. Калинина. Этой комиссии Госплан пред­ставил специальный доклад. Комиссия дополнила проект основными принципами увязки экономического районирования с национальной структурой Союза. В. И. Ленин непосредственно руководил этой важной работой через Г. М. Кржижановского.

«Экономический район,— писал Г. М. Кржижановский,— приоб­ретает в работах Госплана свое лицо лишь постольку, поскольку он является носителем принципа разделения труда. Район, таким образом,— проводник сотрудничества, а не сепаратизма... Эко­номическое районирование — своего рода защита позиций хозяй­ственного оптимума» (с. 37—38).

Работа Госплана по районированию в первые годы его су­ществования сыграла большую роль в выработке научных основ экономического районирования, в определении основных подходов к организации территориального планирования, в успешном про­ведении реформы административно-территориального деления страны.

В первые годы Госплан осуществлял планирование по отдель­ным проблемным участкам экономики страны, выбор которых опре­делялся кризисными ситуациями в снабжении топливом, продоволь­ствием, обеспечением транспортом и т. п. Лишь через несколько лет перешли к всеобщему народнохозяйственному плану. Разработ­ка первого пятилетнего плана явилась крупнейшим достижением творческого коллектива Госплана. В нем органически увязыва­лись задачи индустриализации страны, коллективизации сельско­го хозяйства, дорожного строительства и подъема экономического развития национальных окраин. Душой творческого искания новых плановых параметров развития экономики страны был Г. М. Кржи­жановский. В декабре 1927 г. он докладывает XV съезду партии проект директив по составлению пятилетнего плана. В своем вы­ступлении Г. М. Кржижановский охарактеризовал основные за­дачи хозяйственного строительства на ближайшее время, обосновал


пятилетний период для перспективной плановой работы, высказал соображения о совершенствовании системы социалистического пла­нирования. В конце своего доклада он отметил, что «пятилетние перспективные планы — это вовсе не тот предел, которого мы не перейдем». Размах нашего социалистического строительства таков, что от пятилетних перспектив придется быстро переходить к десяти-и пятнадцатилетним, т. е. к генеральному плану.

Г. М. Кржижановский внес большой вклад в организацию социа­листического планирования в нашей стране. Его идеи научно-технического обоснования плановых заданий, сочетания перспек­тивных и текущих планов, взаимосвязи отраслевого и террито­риального планирования, специализации районов и комбинирова­ния производства не утратили своей ценности до наших дней.

Многие принципиальные положения социалистического под­хода к территориальной организации производительных сил, вы­двинутые Г. М. Кржижановским, вошли в методологический арсе­нал не только новой плановой науки, но и советской экономической географии. Их кратко можно свести к следующему.

Перспективный подходпри изучении хозяйственных явлений, учитывающий будущее развитие в неразрывной связи с проблемами текущего момента.

Энергетический принципрайонирования, трактуемый широко, как наибольшая работоспособность экономического района в це­лом. Он требует такого технико-экономического подхода в район-нировании, который должен «...внести в дело социалистического строительства какую-то положительную прибавку. Если можно до­казать, что данные границы районов максимально повышают работо­способность, или, что то же, энергетику каждого из них, то та­кое доказательство вместе с тем покажет, что районирование произведено экономически правильно» (7, с. 129—130).

Территориальная специализация и комбинирование производ­ствакак основа эффективного учета местных условий при по­строении плана. «СССР не может иначе строить и развивать свое народное хозяйство, как учитывая в полной мере все природные, экономические и национальные особенности обширного объедине­ния и специализируя его отдельные части. Только этим путем и может быть достигнут наибольший коэффициент эффективности об­щественного труда» (4, с. 43).

Особенно важно, подчеркивал Г. М. Кржижановский, комбини­ровать, увязывать размещение различных предприятий при новом строительстве: «...при постройке крупнейших предприятий их не должно рассматривать обособленно; нужно думать не об от­дельном предприятии, а о целом комбинате предприятий. Все про­мышленное строительство надо собирать в определенные узлы и рассчитывать, как можно комбинировать различные производст­ва, создавая их внутреннюю увязку таким образом, чтобы суммар­ная работоспособность (энергетика) таких предприятий была мак­симальна» (4, с. 43).

Принцип эффективности экономического развития районов и


размещения социалистического производства вытекал из представ­ления о единстве народнохозяйственного комплекса Советского Союза в целом.

Влияние первых плановых работ, выполненных под руковод­ством Г. М. Кржижановского, на развитие советской географии трудно переоценить. Н. Н. Баранский первый оценил методологиче­ское значение для экономической географии принципиальных поло­жений госплановского подхода к территориальной организации хо­зяйства. Под их непосредственным воздействием он создавал курс экономической географии СССР, который имел подзаголовок «Об­зор по областям Госплана».

Многие видные советские географы участвовали в госпла­новских работах 20-х гг. — Н. Н. Колосовский, Н. П. Никитин, Л. Л. Никитин, П. Н. Степанов, К. Д. Егоров, В. И. Лавров, В. М. Четыркин и др. В своей последующей деятельности в области географии они продолжали развивать новые направления в науке и находили внимание и поддержку Г. М. Кржижановского.

В 1929 г. Г. М. Кржижановский избирается действительным членом и вице-президентом Академии наук СССР. По его инициа­тиве проведены крупные мероприятия, укрепившие связи совет­ской науки с практическими нуждами социалистического строи­тельства.

Большой вклад Г. М. Кржижановский внес в организацию деятельности академических научных организаций в союзных рес­публиках, в развертывании исследований по экономическим районам страны. В 1931 —1933 гг. он принимал активное участие в орга­низации и работе конференций по изучению производительных сил Узбекской, Туркменской, Таджикской, Казахской ССР, Ленинград­ской области, Сибири и Дальнего Востока. Многим важным терри­ториальным проблемам хозяйственного строительства, таким, как Днепрострой, Урало-Кузнецкий комбинат, сдвиг производства в восточные районы, Кржижановский посвятил свои выступления и печатные работы.

В 1931 г. по инициативе Кржижановского создан Энергети­ческий институт Академии наук СССР, который носит его имя. Его директором он оставался до самой своей кончины. В этом учреж­дении под его руководством проводились крупные исследования по изучению энергетических ресурсов страны, сделаны важные науч­ные обобщения по концентрации производства и централизации распределения энергии, обоснованы понятия и методы построения Единой энергетической системы, Единого энергетического балан­са, энергетического районирования страны.

За вклад в географическое изучение страны он избирается почетным членом Географического общества СССР.

Заслуги его высоко оценены партией и Советским прави­тельством. Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.


Важнейшие работы Г. М. Кржижановского

1. Основные задачи электрификации России.— Харьков: Губпечать, 1920. 2 Десять лет хозяйственного строительства СССР.— М.: Плановое хозяйство, 1927.

3. Научное строительство жизни.— М.: Центр, изд-во народов СССР, 1928.

4. Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР.— М., 1929.

5. Энергетические ресурсы Ленинградской области.--М.; Л., 1931.

6. Электроэнергетика //Соч.— М.; Л.: Энергоиздат, 1933.— Т. I.

7. Проблемы планирования //Соч. — М.; Л.: Энергоиздат, 1934.— Т. П.

8. Экономическое районирование России: Доклад Госплана сессии ВЦИК.-— М.:
Госплан, 1921.

9. Пять лет борьбы за план //Плановое хозяйство.-- 1926,— № 3.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.