Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные экономико-географические работы Д. И. Менделеева



1. Фабрично-заводская промышленность и торговля России.— СПб., 1893.

2. Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвания и на
Кавказе//Собр. соч.—М.: Изд-во АН СССР, 1949.—Т. 10.

3. Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца // Собр. соч.— М.: Изд-во
АН СССР, 1949.—Т. 11.

4. Уральская железная промышленность в 1899 г.//Собр. соч.— М.: Изд-во
АН СССР, 1949.—Т. 12.

 

6. Мысли о развитии сельскохозяйственной промышленности // Собр. соч.—
М.: Изд-во АН СССР, 1951.—Т. 16.

7. К познанию России // Собр. соч.—М.: Изд-во Ан СССР, 1952.—Т. 21.


ВЕНИАМИН ПЕТРОВИЧ СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ (1870—19421

С именем Семеновых-Тян-Шанских связана целая эпоха в раз­витии русской географии1. Почти столь же знаменитым, как его отец Петр Петрович Семенов, чьи путешествия принесли семье почетную приставку к фамилии, был его сын Вениамин Петрович — ученый с необычайно широким кругом интересов.

Вторая половина жизни В. П. Семенова-Тян-Шанского проходит уже в советскую эпоху, поэтому мы с равным правом можем рас­сматривать его и как ученого дореволюционной формации, и как ученого советского.

Вениамин Петрович был одним из последних географов-энцикло­педистов. Если среди современников его отца широта географиче­ских интересов была еще обычным явлением, то в следующие 30—50 лет в географии резко усилились тенденции специализации, дифференциации отдельных географических дисциплин.

Вениамин Петрович родился в Петербурге. Еще в детстве отец часто совершал с ним экскурсии в деревне, где семья проводила лето. Живописная природа средней полосы России навсегда стала дорога его сердцу.

Поступив в Петербургский университет на естественное отделе­ние физико-математического факультета, В. П. Семенов-Тянь-Шан-ский окончил его в 1893 г. Это отделение давало в те годы очень раз-носторонюю подготовку. Молодой натуралист слушал лекции Менде­леева но химии, Воейкова по метеорологии и других выдающихся ученых; окончил он факультет, специализируясь по кафедре геологии и палеонтологии у выдающегося геолога, профессора А. А. Иностран-цева. В 90-е гг. он сначала под руководством Иностранцева, а затем самостоятельно проводил обширные геологические исследо­вания в Центральной России, на Алтае, на Южном Урале и в Казахстане. Эти исследования открыли перед молодым ученым ши­рокий круг физико-географических связей; позже многое из подме­ченного им в эти годы во время полевых и камеральных работ он использовал в монографии «Типы местностей Европейской России и Кавказа» (1915), посвященной строению поверхности этой части страны в связи с ее геологией и рядом физико-географических черт (и даже особенностей заселения).

Однако уже в это время определились географические интере­сы Вениамина Петровича в области изучения населения и хозяйства


под влиянием первой всероссийской переписи населения 1897 г. П. П. Семенов-Тян-Шанский принимал большое участие в органи­зации переписи. Он привлек сына на должность секретаря главной переписной комиссии. Работа по переписи увлекла Вениамина Петро­вича, и в дальнейшем он продолжал работать в области статистики, оставаясь, разумеется, и здесь географом. В 1900—1911 г. он про­вел большую статистическую работу для министерства финансов и промышленности. Она вышла под названием «Торговля и про­мышленность Европейской России по районам». В ней хозяйство страны В. П. Семенов-Тян-Шанский рассмотрел по наиболее дроб­ным «клеточкам», дав детальные описания выделенных им 1065 мик­рорайонов, которые затем были сгруппированы в 12 крупных районов — «полос». Увенчивала эту ювелирную работу карта в масштабе 40 верст в дюйме (1:1 680 000), на которой было по­казано размещение промышленности и торговли по каждому (!) населенному пункту в отдельности, а также специализация сель­ского хозяйства. Это было образцовое для своего времени карто­графическое произведение; оно заслужило первую премию и золотую медаль на международной выставке в Турине.

В 90-е гг. Вениамин Петрович начал и другую многолетнюю работу, для которой особенно важной оказалась его разносторонняя подготовка и широкий круг интересов. С замыслом издать хороший путеводитель по России он обратился к отцу; вместе стали они ду­мать над его планом. Было решено подготовить не одну книгу, а целых 22 тома, назвав их «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Редактором (а также автором многих раз­делов и глав) этого обширного издания и стал Вениамин Петрович (общее же руководство взял на себя П. П. Семенов-Тян-Шанский вместе с академиком В. И. Ламанским). Закончить это издание не удалось, но между 1899 и 1913 гг. вышло 11 томов, охвативших почти всю европейскую часть страны, Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Эта монументальная серия явилась лучшим, что было создано в царской России в области комплексного страно­ведения.

Население и в дальнейшем было главной темой статистических (вернее, статистико-географических) интересов Вениамина Петро­вича. Мы вправе считать его одним из основоположников гео­графии населения в нашей стране. В 1910 г. Вениамин Петро­вич выпустил свою классическую монографию по географии на­селения «Город и деревня в Европейской России». Он дал этому труду подзаголовок «Очерк по экономической географии», подчеркнув тем самым, что считает географию населения неотъемлемой частью экономической географии. В этой книге ученый показал различные типы сельского расселения, связав эти различия с особенностями географической среды (в этих объяснениях выпало или, во всяком случае, было недооценено решающее промежуточное звено — усло­вия сельскохозяйственного производства: в этом отношении книга методологически несовершенна). В отношении городов Вениамин Петрович решительно отказался от следования официальным адми-


нистративным критериям. Он искал у всех сколько-нибудь зна­чительных населенных пунктов наличие «истинных» признаков го­рода (совершенно правильно считая решающим уровень развития промышленных и торговых функций). Это была очень смелая для того времени попытка начисто перечеркнуть официальный список городов царской России и показать их действительную сеть. Инте­ресно, что после Октябрьской революции многие причисленные В. П. Семеновым-Тян-Шанским к этой сети поселения (он назвал их «экономическими городами») получили права города. В исследова­ние было введено и понятие «будущих городов»; большинство их было и в самом деле вскоре преобразовано в города или стало поселками городского типа (этого понятия царская Россия не знала вовсе).

Книга «Город и деревня» дает очень тщательно проработанную картину экономической географии предреволюционной России, вы­раженную через характер расселения в ней, особенно через характер сети городских поселений. Благодаря этому книга и сейчас сохраняет свое научное значение.

Начавшаяся в 1914 г. вторая мировая война дала Вениамину Петровичу повод обобщить многие из ранее высказанных им мыслей в виде интересного политико-географического очерка «О могущест­венном территориальном владении применительно к России». За­нявшись политической географией, он не стал обращаться «к сухому перечню границ»; его труд стал скорее размышлениями об истори­ческих судьбах славянских народов, напрягавших в это время свои силы в борьбе против кайзеровской Германии, о ходе расселения русского народа, о создании им великого государства «от моря до моря». Многое в этом очерке сейчас кажется нам наивным, но ра­циональным зерном его была главная мысль — о важности сдвига населения нашей страны на восток, на земли, где ему предстоит освоение огромных мало еще используемых ресурсов. Вениамин Пет­рович призывал «изменить наше обычное географическое представ­ление о Российской империи, искусственно делящейся Уральским хребтом на... европейскую и азиатскую части. Нам более, чем кому-либо на свете, не следует различать Европы от Азии, а, напротив, стараться соединить ее в одно географическое целое». Он считал, что пространство между Волгой и Енисеем не следует «никоим образом считать за окраину», это «коренная и равноправная» часть страны. Ей В. П. Семенов-Тян-Шанский предсказывал скорое превращение в высокоразвитый район. При этом он горько сетовал на казенное равнодушие к судьбам этой полосы, на запоздавшее оснащение ее железными дорогами.

Благодаря прогрессивным взглядам Вениамин Петрович после Октябрьской революции без колебаний посвятил свой большой талант родному народу, поставил его на службу Советской власти. С 1918 г. в качестве профессора он вел различные географические курсы во многих высших учебных заведениях Ленинграда; одновре­менно он стал уделять много внимания широко развернувшемуся в советское время краеведческому движению. Большое значение для


развития краеведения имели его книги «Что должен знать каждый краевед о географии человека» (1927) и «Район и страна» (1928). Последняя книга выросла из вводной части курса страноведения, который он читал в 20-х гг. По-прежнему увлекаясь географией населения, он предпринял в 1922 г. поистине титаническую рабо­ту— составление десятиверстной (т.е. в масштабе 1:420 000) детальной карты плотности населения СССР; на карте, для составле­ния которой анализировалась фактическая людность всех населен­ных пунктов, были с наибольшей точностью выделены «пятна» сгущений населения. Из 110 листов, которые должны были покрыть европейскую часть СССР, ему удалось составить и издать 47 листов. В советский период своей жизни Вениамин Петрович вообще много занимался составлением и редактированием карт. Карты с их лаконичным и очень емким языком оказались для него тем ви­дом научной «продукции», в которой наилучшим образом как бы сливались территория с ее всегда индивидуальными очертаниями, рельефом и т. п. и столь любимые им статистические показатели, а вкус художника (он имел большие способности к живописи) по­зволял ему придавать карте и высокое изящество. В 30-х гг. Вениамин Петрович подготовил много карт для «Большого совет­ского атласа мира», редактировал карты для гидрологических спра­вочников, составил топонимическую карту европейской части СССР (1940), ряд карт для атласа Ленинградской области и Карельской АССР (1934). Любовь к карте очень сближала его с Н. Н. Ба­ранским, который неизменно с большим уважением и душевной теп­лотой относился к В. П. Семенову-Тян-Шанскому.

Вениамин Петрович 43 года состоял членом Географического общества: с 1918 г. он был бессменным председателем его отделе­ния статистики (функции этого отделения в Географическом общест­ве впоследствии взяло на себя организованное в 1934 г. отделение экономической географии, существующее и поныне).

Помимо Географического общества, у Вениамина Петровича в предвоенные годы было еще одно любимое детище — созданный им Географический музей. К сожалению, это уникальное собрание экспонатов, занимавшее целый особняк, не сохранилось в виде еди­ного ансамбля. Чего только здесь не было: и чучела птиц и зверей, и орудия труда, применяемые в разных географических зонах и районах, и бесчисленное количество с большой выдумкой скомпоно­ванных и мастерски экспонируемых карт... Как бы фоном и лейтмо­тивом музея являлись десятки полотен кисти самого Вениамина Петровича, изображавшие типичные ландшафты нашей страны. Умер Вениамин Петрович в осажденном Ленинграде, в тяжелую блокадную зиму 1942 г. Он категорически отказался покинуть род­ной город; до последних дней он принимал деятельное участие в работе созданного Географическим обществом Бюро помощи фрон­ту. Умер ученый-патриот, как и жил, с великой верой в свой народ и в его будущее.


Основные экономико-географические работы В. П. Семенова-Тян-Шанского

1. Торговля и промышленность Европейской России по районам.-- СПб.,
1900—1911.

2. Город и деревня в Европейской России.— СПб., 1910.

3. О могущественном территориальном владении применительно к России.-
Пгр., 1915.

4. Что должен знать каждый краевед о географии человека. — Л.: Брокгауз —
Ефрон, 1927.

5. Район и страна.— М.; Л.: Госиздат, 1928.

6. Дазиметрическая карта Европейской России.— Пгр., 1923.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.