ИВАН ГАВРИЛОВИЧ АЛЕКСАНДРОВ (1875 — 1936)
И. Г. Александров — выдающийся инженер и экономист, многогранный исследователь природы и хозяйства ряда экономических районов Советского Союза, один из основных участников составления плана ГОЭЛРО и проекта экономического районирования России, подготовленного Госпланом в 1921 г. Его работы имели большое значение для развития советской экономической географии, а также для выработки научного метода комплексных исследований природы и хозяйства районов при их социалистической реконструкции. В своем докладе об экономическом районировании России на VIII Всероссийском электротехническом съезде в Москве 1 —10 октября 1921 г. Александров по-новому, по-социалистически подошел к этой географической проблеме, подчинив ее плановой системе развития социалистической экономики. «Районная разработка плана народного хозяйства позволяет установить теснейшую связь между природными ресурсами, навыками населения, накопленными предыдущей культурой ценностями и новой техникой и получить наилучшую производственную комбинацию, проводя таким образом, с одной стороны, целесообразное разделение труда между отдельными областями, а с другой — организуя область в крупную комбинированную хозяйственную систему, чем достигается, очевидно, лучший хозяйственный результат» (2, с. 23),— докладывал Александров съезду. Через месяц он докладывал от имени Госплана проект районирования на заседании Совета Труда и Обороны В. И. Ленину, принципиально одобрившему доклад. От многочисленных дореволюционных опытов районирования, ограничивавшихся только познавательными целями, советское экономическое районирование, над которым так много и успешно работал Александров, резко отличается прежде всего своим преобразовательным устремлением: «...все развитие должно пойти по новым путям, указываемым современными достижениями мировой науки и техники. Таким образом, определяющим моментом при выделении каждого экономического района должен служить перспективный план его хозяйственного возрождения с учетом новых форм использования энергии (электрификация) и новых форм транспортной связи (сверхмагистра-лизация транспорта)» (1, с. 7—8). И. Г. Александров родился в Москве в семье фельдшера. В 1894 г. после окончания реального училища Александров поступил в Московское высшее техническое училище, где проучился два года. В 1896 г. в Москве открылось новое высшее учебное заведение — Московское инженерное училище при министерстве путей сообщения. Привлеченный его новой программой, Александров переходит туда, кончает теоретический курс в 1901 г. и уезжает на двухгодичную практическую работу на строившуюся тогда Оренбург-Ташкентскую железную дорогу, после чего защищает диплом. До 1918 г. Александров работал инженером на ряде строек, занимался техническими и экономическими изысканиями и проектированием. Подлинный расцвет его многосторонних талантов начинается после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1918 г. он работает в Комитете государственных сооружений ВСНХ (Комгоссоор), а с февраля 1920 г.— в Комиссии по составлению плана ГОЭЛРО. Им написаны разделы плана: «В. Электрификация и водяная энергия» и «Д. Электрификация и транспорт» (совместно с Г. О. Графтио). Обе эти работы, как и весь план ГОЭЛРО, построены на широкой географической основе и затрагивают животрепещущие экономико-географические вопросы: преодоление огромных пространств и развитие производительных сил СССР с учетом всего многообразия природных и экономических особенностей разных частей страны. Электрификацию и магистрализацию транспорта Александров тесно связывает с идеей экономического районирования как основой для социалистической системы географического разделения труда, специализации районов и межрайонного сотрудничества. С 1921 по 1924 г. Александров руководит подкомиссией по районированию, образованной по постановлению Совета Труда и Обороны в составе Госплана. Работы эти были организованы по географическому (районному) принципу и осуществлялись спе- циальными бюро этой подкомиссии по каждому из районов. Здесь был составлен упомянутый ранее общий проект районирования СССР. Подкомиссия организовывала съезды и конференции на местах по всей стране для изучения производительных сил районов и обоснования экономического районирования. Это находилось в связи с прямым указанием В. И. Ленина Госплану о том, что экономическое районирование должно быть проведено не сверху, путем декрета, утверждающего ту или иную схему районирования, разработанную в центре, а подняв это гигантское дело снизу, «на плечах масс», соединив творческую революционную инициативу народных масс с новейшими достижениями науки и техники. Научной заслугой Александрова является его участие (совместно с Л. Л. Никитиным) в подготовке «Тезисов по районированию», сохранивших свое научное значение для экономической географии и планированию до настоящего времени. Основные его подходы к районированию можно кратко сформулировать так: 1. Энергетический метод, предполагающий социалистическую 2. Подчиненность государственному планированию, в отличие 3. Историзм формирования районов — экономическое райони 4. Экономическая комплексность районного хозяйства в той 5. Взаимосвязь с государственно-политическим делением и В дальнейших своих работах Александров производил практическое комплексное изучение производительных сил ряда районов СССР в связи с проектами реконструкции их хозяйства. Это изучение явилось первым опытом непосредственного приложения теоретических основ советского районирования к практике строительства. Им были изучены следующие районы: Южный горнопромышленный район Украины (в связи с работами по плану ГОЭЛРО и руководством работой Южной горнопромышленной секцией Госплана, а также разработкой проекта Днепровского энергопромышленного комплекса); Среднеазиатский (в связи с проектами электрификации района и проектированием Чирчикской ГЭС); Восточная Сибирь (в связи с проектами «Ангарстроя»); Поволжье (в связи с проектом сооружения Камышинской ГЭС, ирригации Заволжья и созданием Нижневолжского промышленного комплекса). Во всех этих работах Александров показал себя не только инженером, но и крупным исследователем природы и хозяйства страны, изучившим с реконструктивными целями территорию, далеко превышающую по площади Западную Европу. С 1921 по 1927 г. Александров разрабатывает проект Днепровской ГЭС в Запорожье и Днепровского энергопромышленного комбината. Проект этот был расширен им до охвата проблем всего Южного горнопромышленного района и создал ему мировое имя. С 1928 г. Александров занимается проблемой использования р. Чирчик под Ташкентом для энергетики, ирригации и в связи с проектированием здесь азотно-тукового комбината. В дальнейшем тема эта расширяется и охватывает общую схему электрификации Средней Азии. С 1930 г. Александров возглавил разработку проблемы «Ан-гарстроя» (при участии Н. Н. Колосовского и В. М. Малышева), начатую в Госплане СССР в 1925—1928 гг. по указанию правительства. По возможной выработке энергии «Ангарстрой» — самая крупная водная энергосистема в СССР. Совместно с рядом передовых ученых СССР Александров разработал многолетний план комплексных исследований Восточной Сибири — этого обширного и мало изученного района. План был принят на состоявшейся в Иркутске в 1930 г. первой конференции по изучению производительных сил Восточной Сибири, положен в основу дальнейших работ над проблемой Ангары. Вся система комплексных исследований «Ангарстроя» — это расширенный и углубленный метод, ранее примененный для Днепра, а также для Урало-Кузбасского проекта. Проект «Ангарстроя» (законченный уже Н. Н. Колосовским и В. М. Малышевым) был высоко оценен экспертизой в 1936 г. В 1932 г. Александрову было поручено составление проекта ирригации засушливых районов Заволжья на основе использования энергии мощной гидростанции на Волге у г. Камышина. В его руках ирригационное (казалось бы, отраслевое) задание превращается в широкий план реконструкции целого района. В последние годы жизни Александров занимается разработкой генеральной схемы развития железнодорожной сети СССР. Работу эту он проводит сначала по научно-техническому совету НКПС, а затем в качестве руководителя созданной им транспортной секции Академии наук СССР. Заслуги Александрова высоко оценены правительством. В 1932 г. имя его как автора проекта заносится на доску Почета Днепро-строя. Он избирается действительным членом Академии наук СССР. За проект Днепростроя И. Г. Александров награждается орденом Ленина, за работы по планированию народного хозяйства — орденом Трудового Красного Знамени. Он был представителем СССР в Международной комиссии по большим плотинам. Несмотря на занятость, Александров много писал, редактировал, направлял издание научных трудов и исследований. Ташкентский университет считает его одним из своих создателей. Александров возглавлял работы Организационного комитета Туркестанского университета: подбирал кадры, материалы и библиотеку для этого нового университета, получившего позднее название Среднеазиатского. Широкий научный профиль Александрова не укладывается в рамки узкой специальности, что имеет место почти со всеми действительно крупными учеными. Его признают «своим» самые различные ученые корпорации — инженеры, физики, экономисты и географы. Именно поэтому особенно трудно дать характеристику его научного облика в краткой статье, ограниченной в своей целевой установке пределами одной какой-либо науки. Разработанные им методы экономического районирования, с исправлениями и дополнениями, внесенными в них позже, использованы в современной теории районирования, принятой в советской экономико-географической науке. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|