Здавалка
Главная | Обратная связь

ИВАН ГАВРИЛОВИЧ АЛЕКСАНДРОВ (1875 — 1936)



И. Г. Александров — выдающийся инженер и экономист, мно­гогранный исследователь природы и хозяйства ряда экономиче­ских районов Советского Союза, один из основных участников составления плана ГОЭЛРО и проекта экономического райониро­вания России, подготовленного Госпланом в 1921 г. Его работы имели большое значение для развития советской экономической географии, а также для выработки научного метода комплексных исследований природы и хозяйства районов при их социалисти­ческой реконструкции. В своем докладе об экономическом райо­нировании России на VIII Всероссийском электротехническом съез­де в Москве 1 —10 октября 1921 г. Александров по-новому, по-со­циалистически подошел к этой географической проблеме, подчи­нив ее плановой системе развития социалистической экономики. «Районная разработка плана народного хозяйства позволяет ус­тановить теснейшую связь между природными ресурсами, навыка­ми населения, накопленными предыдущей культурой ценностями и новой техникой и получить наилучшую производственную комбина­цию, проводя таким образом, с одной стороны, целесообразное разделение труда между отдельными областями, а с другой — организуя область в крупную комбинированную хозяйственную си­стему, чем достигается, очевидно, лучший хозяйственный резуль­тат» (2, с. 23),— докладывал Александров съезду. Через месяц он докладывал от имени Госплана проект районирования на засе­дании Совета Труда и Обороны В. И. Ленину, принципиально одоб­рившему доклад. От многочисленных дореволюционных опытов райо­нирования, ограничивавшихся только познавательными целями, со­ветское экономическое районирование, над которым так много и успешно работал Александров, резко отличается прежде всего своим преобразовательным устремлением: «...все развитие должно


пойти по новым путям, указывае­мым современными достижениями мировой науки и техники. Таким образом, определяющим моментом при выделении каждого экономи­ческого района должен служить перспективный план его хозяйст­венного возрождения с учетом но­вых форм использования энергии (электрификация) и новых форм транспортной связи (сверхмагистра-лизация транспорта)» (1, с. 7—8).

И. Г. Александров родился в Москве в семье фельдшера. В 1894 г. после окончания реального учили­ща Александров поступил в Мос­ковское высшее техническое учи­лище, где проучился два года.

В 1896 г. в Москве открылось новое высшее учебное заведение — Московское инженерное училище при министерстве путей сообщения. Привлеченный его новой программой, Александров переходит туда, кончает теоретический курс в 1901 г. и уезжает на двухгодичную практическую работу на строившуюся тогда Оренбург-Ташкентскую железную дорогу, после чего защищает диплом. До 1918 г. Алек­сандров работал инженером на ряде строек, занимался технически­ми и экономическими изысканиями и проектированием.

Подлинный расцвет его многосторонних талантов начинается после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1918 г. он работает в Комитете государственных сооружений ВСНХ (Комгоссоор), а с февраля 1920 г.— в Комиссии по составлению плана ГОЭЛРО. Им написаны разделы плана: «В. Электрифика­ция и водяная энергия» и «Д. Электрификация и транспорт» (совместно с Г. О. Графтио). Обе эти работы, как и весь план ГОЭЛРО, построены на широкой географической основе и затра­гивают животрепещущие экономико-географические вопросы: прео­доление огромных пространств и развитие производительных сил СССР с учетом всего многообразия природных и экономических особенностей разных частей страны.

Электрификацию и магистрализацию транспорта Александров тесно связывает с идеей экономического районирования как осно­вой для социалистической системы географического разделения труда, специализации районов и межрайонного сотрудничества.

С 1921 по 1924 г. Александров руководит подкомиссией по районированию, образованной по постановлению Совета Труда и Обороны в составе Госплана. Работы эти были организованы по географическому (районному) принципу и осуществлялись спе-


циальными бюро этой подкомиссии по каждому из районов. Здесь был составлен упомянутый ранее общий проект районирования СССР. Подкомиссия организовывала съезды и конференции на местах по всей стране для изучения производительных сил районов и обоснования экономического районирования. Это находилось в свя­зи с прямым указанием В. И. Ленина Госплану о том, что экономиче­ское районирование должно быть проведено не сверху, путем дек­рета, утверждающего ту или иную схему районирования, разрабо­танную в центре, а подняв это гигантское дело снизу, «на пле­чах масс», соединив творческую революционную инициативу на­родных масс с новейшими достижениями науки и техники.

Научной заслугой Александрова является его участие (совмест­но с Л. Л. Никитиным) в подготовке «Тезисов по районирова­нию», сохранивших свое научное значение для экономической географии и планированию до настоящего времени.

Основные его подходы к районированию можно кратко сфор­мулировать так:

1. Энергетический метод, предполагающий социалистическую
организацию производства в районах на основе передовой элект­
рической техники и организационно-производственное объедине­
ние хозяйства в виде районных комбинатов.

2. Подчиненность государственному планированию, в отличие
от стихийности районирования капиталистических стран.

3. Историзм формирования районов — экономическое райони­
рование «не может быть решено без изучения общего хода раз­
вития страны как в прошедшем (история) и настоящем, так и буду­
щем (ее перспектив)» (1, с. 7).

4. Экономическая комплексность районного хозяйства в той
или иной мере специализации и географического разделения тру­
да в общегосударственном масштабе (вместо хозяйственной «одно­
родности» большинства дореволюционных работ по райониро­
ванию) .

5. Взаимосвязь с государственно-политическим делением и
с формами хозяйственного управления.

В дальнейших своих работах Александров производил прак­тическое комплексное изучение производительных сил ряда райо­нов СССР в связи с проектами реконструкции их хозяйства. Это изучение явилось первым опытом непосредственного приложения теоретических основ советского районирования к практике строи­тельства. Им были изучены следующие районы: Южный горно­промышленный район Украины (в связи с работами по плану ГОЭЛРО и руководством работой Южной горнопромышленной сек­цией Госплана, а также разработкой проекта Днепровского энерго­промышленного комплекса); Среднеазиатский (в связи с проектами электрификации района и проектированием Чирчикской ГЭС); Восточная Сибирь (в связи с проектами «Ангарстроя»); Поволжье (в связи с проектом сооружения Камышинской ГЭС, ирригации За­волжья и созданием Нижневолжского промышленного комплекса).


Во всех этих работах Александров показал себя не только инженером, но и крупным исследователем природы и хозяйства страны, изучившим с реконструктивными целями территорию, дале­ко превышающую по площади Западную Европу.

С 1921 по 1927 г. Александров разрабатывает проект Днеп­ровской ГЭС в Запорожье и Днепровского энергопромышленного комбината. Проект этот был расширен им до охвата проблем всего Южного горнопромышленного района и создал ему мировое имя.

С 1928 г. Александров занимается проблемой использования р. Чирчик под Ташкентом для энергетики, ирригации и в связи с проектированием здесь азотно-тукового комбината. В дальней­шем тема эта расширяется и охватывает общую схему электри­фикации Средней Азии.

С 1930 г. Александров возглавил разработку проблемы «Ан-гарстроя» (при участии Н. Н. Колосовского и В. М. Малышева), начатую в Госплане СССР в 1925—1928 гг. по указанию правитель­ства. По возможной выработке энергии «Ангарстрой» — самая крупная водная энергосистема в СССР. Совместно с рядом передо­вых ученых СССР Александров разработал многолетний план комп­лексных исследований Восточной Сибири — этого обширного и мало изученного района. План был принят на состоявшейся в Иркутске в 1930 г. первой конференции по изучению производительных сил Восточной Сибири, положен в основу дальнейших работ над пробле­мой Ангары.

Вся система комплексных исследований «Ангарстроя» — это расширенный и углубленный метод, ранее примененный для Днеп­ра, а также для Урало-Кузбасского проекта. Проект «Ангарстроя» (законченный уже Н. Н. Колосовским и В. М. Малышевым) был высоко оценен экспертизой в 1936 г.

В 1932 г. Александрову было поручено составление проек­та ирригации засушливых районов Заволжья на основе использова­ния энергии мощной гидростанции на Волге у г. Камышина. В его руках ирригационное (казалось бы, отраслевое) задание превра­щается в широкий план реконструкции целого района.

В последние годы жизни Александров занимается разработ­кой генеральной схемы развития железнодорожной сети СССР. Работу эту он проводит сначала по научно-техническому совету НКПС, а затем в качестве руководителя созданной им транспорт­ной секции Академии наук СССР.

Заслуги Александрова высоко оценены правительством. В 1932 г. имя его как автора проекта заносится на доску Почета Днепро-строя. Он избирается действительным членом Академии наук СССР. За проект Днепростроя И. Г. Александров награждается орденом Ленина, за работы по планированию народного хозяйства — орденом Трудового Красного Знамени. Он был представителем СССР в Международной комиссии по большим плотинам.

Несмотря на занятость, Александров много писал, редак­тировал, направлял издание научных трудов и исследований. Таш­кентский университет считает его одним из своих создателей.


Александров возглавлял работы Организационного комитета Туркестанского университета: подбирал кадры, материалы и биб­лиотеку для этого нового университета, получившего позднее название Среднеазиатского.

Широкий научный профиль Александрова не укладывается в рамки узкой специальности, что имеет место почти со всеми действи­тельно крупными учеными. Его признают «своим» самые различные ученые корпорации — инженеры, физики, экономисты и географы. Именно поэтому особенно трудно дать характеристику его научного облика в краткой статье, ограниченной в своей целевой установке пределами одной какой-либо науки.

Разработанные им методы экономического районирования, с исправлениями и дополнениями, внесенными в них позже, исполь­зованы в современной теории районирования, принятой в совет­ской экономико-географической науке.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.