Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные работы Н. Н. Баранского



1.Краткий курс экономической географии: Вып. 1: Общие понятия. Очерк
мирового хозяйства: Учеб. пособие для совпартшкол и рабфаков.— М.; Л.: Гиз, 1928.

2. Краткий курс экономической географии: Выи. 2: Общий обзор СССР в целом.
Обзор по экономическим районам: Учеб. пособие для совпартшкол и рабфаков.—
М.; Л.: Гиз, 1928.

3. География СССР: Ч. 1: Учебник для средней школы,—М.: Учпедгиз, 1933.

4. География СССР: Ч. 2: Учебник для средней школы.— М.: Учпедгиз, 1933.

5. Союз Советских Социалистических республик //Всеобщая география /Под
ред. Н. Н. Баранского.— М.: Госполитиздат, 1938.

6. Экономическая география США: Ч. 1: Ощий обзор.— М.: Ин-т межд. отно­
шений, 1946.

7. Исторический обзор учебников географии (1876—1934).— М.: Географгиз,
1954.

8. Экономическая география в средней школе. Экономическая география в выс­
шей школе: Сб. статей.— М.: Географгиз, 1957.

9. Очередные задачи географии //Известия ВГО.— 1957.— Т. 89.— № 1.

10. Еще раз о большой географии СССР //Известия ВГО.— 1958.— Т. 90 —
№ 2.


НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ КОЛОСОВСКИЙ (1891 — 1954)

Н. Н. Колосовский — один из создателей районного направле­ния советской экономической географии и основатель собствен­ной научной школы, которая развивается в пределах этого на­правления и которую обычно называют конструктивной. Н. Н. Коло­совский пришел в экономическую географию в наиболее острый момент ее развития, когда Н. Н. Баранский приступил к разработ­ке современной теории этой науки. Все основные положения Н. Н. Баранского нашли глубокий отклик в творчестве его друга и соратника Н. Н. Колосовского.

Сформировавшись как ученый после победы Октября, воспри­няв передовые социальные идеи своего времени, работая в непосред­ственном контакте с талантливыми учеными — авторами плана ГОЭЛРО, и в первую очередь с Г. М. Кржижановским и И. Г. Алек­сандровым, участвуя в решении сложнейших народнохозяйственных задач, Н. Н. Колосовский через всю жизнь пронес идеи плана ГОЭЛРО, развивая, углубляя и конкретизируя их применительно к новой обстановке. Это идеи о процессах комплексности, народно­хозяйственной эффективности, научно-техническом прогрессе в их неразрывной связи. Заслуга Н. Н. Колосовского состоит в том, что он показал новое содержание экономико-географических яв­лений в социалистических странах, исходя из совокупности трех названных процессов. Новая методологическая база экономической географии, созданная Н. Н. Баранским совместно с Н. Н. Коло-совским, привела Н. Н. Колосовского к созданию теории произ­водственно-территориальных комплексов (по современной термино­логии территориально-производственных комплексов — ТПК), ре­шению важнейших задач экономической географии в области эконо-


мического районирования и территориального планирования, раз­работке методов анализа хозяйства территориальных образований различного ранга. Он, как никто другой из географов, был непо­средственно и тесно связан с практикой социалистического строи­тельства, руководя разработкой проектов развития хозяйства ряда районов. Высказанные им идеи, созданные им теории на десяти­летия определили развитие экономической географии и оказали влияние на другие науки.

* * *

Н. Н. Колосовский родился в Нижнем Новгороде (г. Горький). После окончания реального училища он поступает в Петербург­ский институт инженеров путей сообщения, который оканчивает в 1916 г. Глубокие знания транспортных проблем помогли ему впо­следствии решать сложнейшие задачи организации хозяйства Урало-Кузнецкого межрайонного комбината (УКК)-

После окончания института Колосовский был направлен в За­байкалье. Начав трудовую деятельность с производителя работ, он уже в 1920 г. становится начальником Восточно-Сибирского округа шоссейных дорог (Иркутск). Работая в Сибири, Н. Н. Коло­совский глубоко и всесторонне изучает природу и экономику Си­бирского края, которым занимался в течение всей своей жизни. Исследования молодого инженера, прекрасное знание им хозяйства этого отдаленного и огромного района Советской России обратили на себя внимание в Москве, и его приглашают в Горный совет ВСНХ. По поручению ВСНХ Н. Н. Колосовский начинает за­ниматься проблемами Урало-Кузнецкого комбината, вначале как эксперт проекта, разработанного томскими инженерами, затем как один из ведущих соавторов нового проекта. В 1920 г. Николай Николаевич принимает активное участие в работах VIII электро­техническою съезда, обсуждавшего план ГОЭЛРО. Именно на съез­де возникли творческие связи Н. Н. Колосовского с Г. М. Кржижа­новским и Г. А. Александровым. С 1921 г. Николай Николаевич Колосовский -■- работник Госплана СССР. Здесь он консультирует и руководит планированием хозяйства Восточной Сибири, Дальнего Востока, исследованиями по экономическому районированию. Бу­дучи сотрудником Госплана, он возглавляет организацию и прове­дение съездов по развитию производительных сил Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 1925 г. Н. Н. Колосовский, проанализировав и обобщив материалы, характеризующие развитие хозяйства Сибири и Дальнего Востока, сделал очень важные выводы и разработал конкретные предложения по экономическому развитию этих районов, указал ключевые проблемы, связанные со строитель­ством Урало-Кузнецкого комбината, Прибайкальского комплекса, Транссибирской магистрали, назвал основные очаги хозяйственного освоения Сибирского Севера, Сахалина, Камчатки. Эти предло­жения были направлены в ВСНХ, где получили положительную оценку и в сокращенном виде были опубликованы (см. 1).


В 1928—1929 гг. Колосовский принимает активное участие в составлении первого пятилетнего плана. В связи с решениями XVI съезда партии в 1930 г. создается комиссия по Урало-Кузнецко­му комбинату при президиуме Госплана СССР; ее организация бы­ла поручена Колосовскому. Проблемами УКК он занимался вплоть до 1932 г., опубликовав немало трудов, в которых рассматривают­ся различные подходы к их решению. Из этих работ прежде всего следует назвать выдающуюся, хотя сравнительно небольшую по объему книгу «Будущее Урало-Кузнецкого комбината» (1932). УКК — веха в теории комплексной организации хозяйства, в особен­ности межрайонных комплексов. Одним из выводов общенаучного значения, который был сделан Н. Н. Колосовским в поисках конкрет­ных путей комбинирования углей Кузбасса и железных руд Урала, это — решающая роль магистрального электрифицированного транспорта, служащего в УКК «энергетическим хребтом». Были учтены и многие другие достижения социалистического строитель­ства.

С 1931 г. основное внимание Николай Николаевич уделяет проблемам развития Прибайкальского комплекса. Для разработки проекта этого комплекса («Ангарстроя») было создано «Ангар­ское бюро», которое возглавил И. Г. Александров, его замести­телями были назначены Н. Н. Колосовский и В. М. Малышев. Зна­чение проекта определялось тем, что впервые в практике социа­листического строительства рассматривались проблемы и предла­гались конкретные меры по освоению огромной территории, протя­нувшейся вдоль Восточно-Сибирской железной дороги от Байкала до Тайшета, разрабатывалась схема использования гидроресурсов Ан­гары. Окончанием этой сложнейшей работы Колосовскому пришлось руководить одному в связи со смертью И. Г. Александрова и В. М. Малышева. На его долю выпала также защита проекта на экспертизе Госплана СССР. До настоящего времени работы по При­байкальскому комплексу остаются непревзойденным исследованием по глубине мысли, новизне методов, широте охваченных проблем, а главное, по их значению для развития теории комплексной орга­низации хозяйства и экономического районирования.

Опыт проектирования Прибайкальского комплекса доказал, что основная проблема, решаемая для хозяйства экономического района и определяемая условиями района,— территориальная орга­низация его хозяйства — требует изучения предприятий, что оп­ределение наиболее эффективных вариантов их внутрирайонной тер­риториальной увязки на основе отраслевого принципа невозможно. В проекте Прибайкальского комплекса были сформулированы принципы территориальной организации хозяйства района (5, 10). Содержание этих принципов определяется целесообразностью группировки предприятий на базе совместного использования ре­сурсов общего назначения, поточного размещения взаимосвязанных предприятий, технологического комбинирвания и кооперирования, производства продукции, дополняющей целостные машинострои­тельные и другие комплексы, общей организации производственной и социальной сфер обслуживания.


После окончания работ по «Ангарстрою» Н. Н. Колосовский трудится в Совете по изучению производительных сил, тогда входившему в состав АН СССР. В годы Великой Отечественной войны он выполнял ответственное задание правительства, будучи членом комиссии по мобилизации ресурсов Урала и Востока на нужды войны, занимаясь разработкой важнейших мероприятий по реконструкции железнодорожной сети Урала, транспортировке куз­нецких углей в европейскую часть страны, развитию транспорта Казахстана, определению пунктов размещения эвакуируемых пред­приятий и т. д. За эту работу ему была присуждена Государствен­ная премия.

Вернувшись в Москву из эвакуации, по просьбе Н. Н. Баран­ского Николай Николаевич переходит на географический факультет Московского университета (где и раньше, начиная с 1932 г., он читал лекции). Колосовский совершенствует созданные им прежде курсы по экономическому районированию и географии транспорта, консультирует исследовательские и проектные работы, связанные со строительством Иркутской ГЭС, оказывает научную помощь по проблемам гидростроительства в КНДР, руководит научной работой географического факультета МГУ и его крупнейшей Восточно-Си­бирской экспедицией. За эти годы Н. Н. Колосовский обобщил на­копленный им громадный материал по природе и хозяйству обшир­ной территории Сибири и европейской части СССР, что позволило ему создать основополагающие труды по теории комплексной ор­ганизации хозяйства, методологии и методике экономического районирования, теории экономической географии, взаимосвязи географических дисциплин (2, 4, 5, 6, 8, 9).

Научные задачи, решенные Н. Н. Колосовским, сложны и много­образны. Они охватывают как кардинальные вопросы теории науки, многие из которых разрабатывались совместно с Н. Н. Баранским, так и конкретные исследования хозяйства отдельных экономиче­ских районов, но все же ведущими темами всех этих исследований всегда оставались экономическое районирование, комплексная ор­ганизация хозяйства экономических районов. Эти темы разраба­тывались Колосовским и в теоретическом и в практическом аспек­тах. Им было уточнено определение экономического района социа­листической страны, данное еще в 20-х гг. Госпланом СССР при этом была раскрыта непосредственная связь процесса образова­ния экономических районов в социалистических странах с комп­лексностью хозяйственного развития, вскрыты факторы формиро­вания экономических районов, дана их классификация, заложены основы теории территориальных пропорций народного хозяйства. По его мысли «...экономическое районирование СССР есть наивы­годнейшая система территориальных сочетаний природных и об­щественно-экономических факторов развития народного хозяйства (с учетом перспективы), обеспечивающих наивысшую производи­тельность труда во всей системе на основе полного экономиче­ского и политического равноправия национальностей» (7, с. 65). В своих работах Н. Н. Колосовский на конкретных примерах пока-


зал, что развитие хозяйства экономического района может быть правильно намечено лишь в случае подхода к району как определен­ной части народного хозяйства страны. Отсюда прямая связь со специализацией экономических районов, т. е. с эффективностью территориальных пропорций народного хозяйства страны. Вслед за Г. М. Кржижановским и И. Г. Александровым Колосовский рас­сматривал экономическое районирование СССР как важнейший инструмент территориального планирования. При этом он различал планово-экономический и технико-экономический аспекты. Он также подчеркивал тесную связь и взаимообусловленность экономического районирования с политико-административным делениеим страны.

Теорию комплексной организации хозяйства Николай Николае­вич создал в то время, когда в науке и практике планирования господствовали отраслевые позиции, он предвосхитил современ­ные предплановые исследования. Н. Н. Колосовскому пришлось по­тратить немало усилий, отстаивая свои идеи. В настоящее время теория комплексной организации хозяйства страны и ее отдельных районов полностью победила и достигла новых рубежей.

Идеи Н. Н. Колосовского полностью использованы в документе, на основе которого в настоящее время ведутся предплановые иссле­дования,— в «Методических указаниях к разработке государствен­ных планов экономического и социального развития СССР», утверж­денных постановлением Госплана СССР в 1980 г.

Колосовский считал, что цель территориальной организации хо­зяйства СССР в достижении наибольшей народнохозяйственной эффективности всей системы экономических районов страны. За­дачи экономической географии при определении народнохозяйст­венной эффективности он видел в поисках рациональной террито­риальной организации хозяйства, преимуществ экономико-геогра­фического положения, рациональном использовании природных и экономических ресурсов (7, с. 138). Колосовский показал, что территориальная организация хозяйства в социалистических стра­нах должна быть комплексной, причем комплексность он непосред­ственно связывал с народнохозяйственной эффективностью, которая достигается в интересах всего общества.

Николай Николаевич Колосовский проводил всегда четкое раз­граничение между содержанием производственных форм терри­ториальной организации социалистических и капиталистических стран. Эта его позиция была одним из основных, разрабатывае­мых им принципиальных положений теории экономического райо­нирования, в частности понимания экономического района социалис­тической и капиталистической страны, а также методов их иссле­дования.

Предложенный Н. Н. Колосовским метод изучения производст­венной сферы экономических районов — энергопроизводственные циклы (ЭПЦ) — теперь широко используется вопреки его критике левацко настроенными экономистами. Очень важно отметить, что Николай Николаевич, разрабатывая свой метод, исходил из важ­нейших теоретических положений развития хозяйства страны, сфор-


мулированных В. И. Лениным в его знаменитой статье «Набросок плана научно-технических работ». Положение В. И. Ленина о необ­ходимости приближения производства к источникам сырья, полу­чения наибольшей эффективности для общества при осуществлении всех последовательных производственных стадий от добычи сырья до получения готового продукта — основа метода ЭПЦ. Опираясь на это положение В. И. Ленина, Колосовский на базе сочетания определенных видов сырья и энергии разработал конкретные сово­купности производственных процессов, последовательно развиваю­щиеся в районах, условия формирования таких совокупностей, их специфику и т. д. Он определил также и область использования предложенного им метода: производственные территориальные комп­лексы экономических районов разных рангов социалистических стран. Для автора ЭПЦ они не были раз и навсегда заданной сово­купностью производственных процессов. Под влиянием научно-тех­нического прогресса, по его мнению, изменяется состав процессов в каждой совокупности. Могут изменяться и сами совокупности. На­пример, указывая на неизбежность использования атомной энергии в мирных целях, Н. Н. Колосовский указывал и на неизбежность формирования соответствующих ЭПЦ (7, с. 142—175).

Наряду с методом ЭПЦ, предложенным для обширных террито­риальных образований (исходя из предприятий, их составляющих), Н. Н. Колосовский разработал также и специальный узловой метод для локальных комплексов, которые часто выступают как особый тип микрорайонов, или (по терминологии Колосовского) промыш­ленные узлы с характерным для них сосредоточением крупных, как правило, союзного значения предприятий. Метод анализа и планирования локальных комплексов он назвал географическими группировками предприятий (ГГП).

В локальных комплексах на первый план выступают вопросы рационального распределения ресурсов общего назначения — во­ды, промышленных площадок, трудовых ресурсов и т. д. между предприятиями, входящими в локальный комплекс. При этом пробле­мы технологического комбинирования должны решаться совмест­но с проблемами рационального распределения ресурсов общего назначения. Предприятия объединяются в географические группы на основе учета обоих факторов.

Исследования Колосовского, посвященные перспективной систе­ме экономических районов СССР, опираются как на изложенные методологические и методические позиции, так и на глубокие проработки конкретного материала и содержат несколько этапов. После раскрытия принципов и методов экономического райониро­вания социалистических стран он переходит к расчетам по оп­ределению специализации и территориальной организации хозяй­ства страны и ее отдельных райнов в перспективе. Для опреде­ления параметров производства основных видов продукции он ис-пользовал данные душевых норм по 84 видам продукции ведущих капиталистических стран с учетом динамики роста населения в СССР. Для решения вопроса о структуре народного хозяйства он


изучал важнейшие существующие и возможные в перспективе про­порции: между городским и сельским населением, между производ­ствами группы «А» и группы «Б», взаимозаменяемость различных видов продукции, влияние технического прогресса на народнохо­зяйственную эффективность, взаимосвязь производительности тру­да с производственными навыками населения, особенностями при­роды и накопленных материальных ценностей отдельных частей страны. Названные пропорции он исследовал в целом для страны в территориальном разрезе, используя в последнем случае девять регионов, отличающихся уровнем развития производительных сил и освоения ресурсов. За исходное предположение при этом было принято размещение населения по территории страны. Затем ис­следовались вопросы энерговооруженности труда. При этом учиты­вались особенности энергопотребления и производства энергии востока и запада страны.

Рассматривая совместно вопросы энерговооруженности труда и возможного энергопотребления с вопросами использования ре­сурсов в различных частях страны, Колосовский подбирал наибо­лее эффективные в народнохозяйственном отношении сочетания труда, энергии и сырья. Применительно к выявленным сочетаниям всех видов ресурсов делалась разверстка определенных на пер­вых этапах исследования объемов (параметров) производства про­дукции. Описанные исследования сопровождались балансовыми рас­четами по каждому району (на основе метода ЭПЦ) и в целом по стране. Выполняя эту работу с небольшим числом помощников, Н. Н. Колосовский ограничился составлением материальных балан­сов лишь по ведущим видам продукции.

Н. Н. Колосовский считал, что проведенные им исследования могут послужить основой для определения межрайонных отношений и, следовательно, совершенствования транспортной системы стра­ны, а главное, выработки гипотезы экономических районов страны. Со времен плана ГОЭЛРО «в непосредственную связь с районирова­нием производства ставится районирование сбыта продукции и меж­районный обмен», писал Колосовский. Эта его идея явилась веду­щей в разработке районирования обращения.

Таким образом, система экономических районов СССР, пред­ложенная Н. Н. Колосовским (см. с. 242), опирается на многолетние и глубокие исследования, в которых был использован громадный статистический материал, данные экспедиционных исследований, лично проводившихся Николаем Николаевичем во многих районах страны, проектные проработки важнейших народнохозяйственных проблем, плановые наметки и т. д.

Связь экономического районирования с районированием обра­щения и транспортом, по мнению Колосовского, имеет не только хозяйственное, но и важное политическое значение. Транспорт, по его мнению,— это одно из самых могущественных средств воздей­ствия на хозяйственное и политическое развитие страны. А основной принцип транспортного развития СССР есть соответствие тран­спортной сети задачам народнохозяйственного строительства. При


Экономические районы СССР.

этом вопросы комплексной увязки отдельных отраслей транспорта друг с другом столь же значимы, как и вопросы увязки транспорта с промышленным и сельскохозяйственным производством, с непро­изводственной сферой.

Н. Н. Колосовский учитывал, что любая научная категория, в том числе и экономико-географическая, может быть раскрыта лишь в том случае, если ученый опирается на предмет исследо­вания соответствующей науки. Без четкого определения предме­та исследования не могут быть определены и задачи той или иной науки. Именно поэтому Колосовский придавал огромное значение определению предмета исследования экономической географии и во многих своих работах рассматривал эту кардинальную пробле­му нашей науки.

Подходы Н. Н. Колосовского к определению предмета исследо­вания экономической географии характеризуются рядом научных положений, которые он отстаивал и разрабатывал. Он считал, что экономическая география — «пограничная» наука. Это ее по­ложение приводит к тому, что она «размывает водораздел» между естественными и общественными науками. Такая позиция опреде­ляется известным положением марксизма о единстве науки вооб­ще, которое неизбежно приводит к тому, что на границах частных


наук развиваются различные «пограничные» науки. Однако грани­цы каждой частной науки должны быть установлены достаточно оп­ределенно. Следовательно, важно не только четкое определение объ­екта исследования экономической географии (территориальные системы хозяйства), но и те стороны его, которые являются прерога­тивой изучения той или иной науки (т. е. ее предмет исследования). Николай Николаевич считал, что «экономическая география при­звана изучать производительные силы (с учетом производственных отношений) территориально, в связи с природной средой, способом производства и его техникой на земном шаре в целом, по странам и районам» (6, с. 135).

Экономическую географию Николай Николаевич относил к гео­графическим, а не экономическим наукам. В предмет ее исследо­вания он никогда не включал производственных отношений. Такая позиция Н. Н. Колосовского приводит к выводу о том, что экономи-ко-географ при решении «своих» проблем обязан глубоко изучить выводы смежных дисциплин и наук, чтобы он мог опереться на них. К таким смежным дисциплинам и наукам Н. Н. Колосовский относил природоведческие, экономические и технические науки и дисциплины, причем географ в своих исследованиях обязан учесть все особенности развития процессов, изучаемых смежными дисцип­линами, в каждом районе страны.

Научные задачи экономической географии Колосовский не огра­ничивал лишь производственной сферой; в ряде своих работ он много внимания уделяет и непроизводственной сфере, рассматривая ее натурально-вещественное содержание.

Как и Н. Н. Баранский, Колосовский подчеркивал необходимость сочетания отраслевого и территориального подходов при исследо­вании хозяйства отраслей и экономических районов. Однако отрас­ли он рассматривал не как изолированные и самостоятельно развивающиеся совокупности предприятий, а как совокупности, эле­менты которых (предприятия) вступают в сложные отношения друг с другом. При анализе этих отношений важно учитывать, по Коло-совскому, не только межотраслевые отношения, когда отрасль вы­ступает как определенное целое, а связи предприятий вне зави­симости от их отраслевой «принадлежности». Подчеркивая особую важность развития таких процессов, как химизация, механизация, автоматизация, электрификация народного хозяйства, Николай Ни­колаевич указывал, что развитие этих процессов обеспечивается и развитием соответствующих отраслей.

Подход к экономической географии как географической науке обусловил и разработку идей о взаимосвязях двух основных географических дисциплин — экономической и физической геогра­фии. Научный анализ производительных сил, по Колосовскому, не терпит однобокого подхода с позиций либо только естествен­ных, либо только общественных наук. Применительно к географии, развивая идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о единстве науки, отражаю­щей единство мира, он в своей широко известной статье «Научные проблемы географии» писал: «Преобразование мира, а не только опи-


сание ■- вот одна из линий борьбы с буржуазными пережитками в географии. Принципиальное и практическое единство всей геогра­фической группы знаний о мире природы, о мире общественной жизни и о мире технического творчества людей, вещной материально-технической базы производства — вот вторая линия продолжающей­ся борьбы за новую географию коммунизма». Раскрывая содержа­ние географической науки как выявление, открытие закономерностей целостной картины мира, Николай Николаевич всегда подчеркивал недопустимость «нивелировки» общественных отношений. Наоборот, «целостная картина мира» в ее реальном проявлении может быть правильно воспринята и понята лишь в том случае, если будет рас­смотрена исходя из того, что в мире существуют «страны с различны­ми способами производства и социальным строем». При этом важ­нейшая проблема географии — взаимосвязи природы и общества — развивается в определенной конкретной экономической и социаль­ной обстановке, которая накладывает свой определяющий отпе­чаток на эти взаимосвязи (6).

Основные работы Н. Н. Колосовского

1 Хозяйство Восточной Сибири и Дальнего Востока в связи с районированием //Плановое хозяйстно. 19'25. № 9.

2. Великая ( нбнрекая сверхмагистраль. - М.: Планхозгпз, 19.40.

3. Сибирский край, Як\шя. Глря1-Монголия в пятилетке. М.; Л.: Госиздат,
1930.

4. Будущее Урало-Кузнецкого комбината. М.; ."I.: Соцэкгиз. 1932.

Г>. Предпосылки организации энергетических комбинатов Ангаро-Ннисейстроя и транспортная проблема /'Tpviu I Всесоюзной конференции по размещению производительных сил Союза ССР. М.: Советская Азия. 1932.

(>. Район в советской экономической географии /Вопросы географии. - ! 949. -№ 21.

7. Научные проблемы reoi рафии //Вопросы географии. 1955.- № 37.

8. Основы 'экопомичееко[ о районирования. - М.: Госполитиздат, 1958.

9. Теория экономическою районирования. -■- М.: Мысль, 1969.

10. Проблемы территориальной организации производительных сил Сибири.
Новосибирск: Наука. 1971.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.