Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ НИКИТИН (1884—1947)



Л. Л. Никитин — видный советский экономико-географ, прини­мавший активное участие в разработке экономико-географических проблем в период зарождения советской экономической географии как науки. Никитиным были сформулированы знаменитые «Тезисы по вопросу об экономическом районировании», принятые комиссией по районированию при Совете Труда и Обороны, руководимой М. И. Калининым, и Президиумом ВЦИКа в апреле 1922 г. Этот


документ был положен в основу дальнейшего экономического райо­нирования СССР. Никитин непосредственно руководил работами по составлению первого пятилетнего плана в районном разрезе; ему принадлежат вводные главы в третьем томе этого плана, опубликованном в 1928 г. Указанные работы имели большое значе­ние для становления советской экономической географии.

* * *

Л. Л. Никитин родился в семье инженера путей сообщения в г. Вытегре, а затем в связи с переводом по службе отца жил в Вологде, где в 1900 г. закончил реальное училище. В том же году он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но, проучившись там три года, увлекся экономическими науками и перешел на экономическое отделение Петербургского политехниче­ского института, которое окончил в 1911 г.

В студенческие годы Никитин работал техником на изыска­ниях и вел экономические исследования по изучению судоходст­ва в бассейнах рек Волги, Днепра, Вислы, на Мариинской водной системе, а затем по проекту Волго-Сибирского водного пути, по Риго-Херсонскому и Днепровско-Вислинскому водным соединениям.

Окончив институт, Никитин был оставлен на кафедре эконо­мики транспорта и командирован на два года в Германию, Фран­цию и США. Из-за начавшейся войны он в 1914 г. вернулся в Россию.

В годы войны Никитин работал в отделе земельных улучше­ний министерства земледелия, после революции — в отделе сельско­хозяйственной мелиорации, в 1920—1921 гг. был заведующим этим отделом и заместителем председателя Главного комитета водного хозяйства и мелиорации ВСНХ. Уже в это время Никитин инте­ресовался вопросами районирования; еще в 1915 г. он опубликовал статью «Мелиоративные районы России».

В 1920 г. Никитин принимал участие в работах ГОЭЛРО по Западной Сибири. Здесь он впервые занимался проблемами эконо­мического районирования в целом и задачами реконструкции от­дельных районов. С этого времени начинается наиболее творческий, «госплановский» период его научной деятельности, который про­должался с 1921 по 1932 г.

Никитин принимал непосредственное и самое активное участие в коллективной разработке теории советского экономического райо­нирования в Госплане и в комиссии по районированию при СТО. Основная заслуга Никитина состояла в том, что он научно обобщил и сформулировал в виде отдельных положений («Тезисов») все суждения и материалы по районированию — этому важнейшему теоретическому и практическому вопросу советской экономической географии.

В дореволюционных работах отечественных географов о раз­ных районах не давалась целостная система районирования, не­посредственно связанная с развитием всего народного хозяйства страны. После Октябрьской революции был поставлен вопрос о вы-


делении районов как звеньев общей цепи производительных сил всей страны на основе плана социалистической реконструкции ее хозяйства. В работах по районированию, проводимых в Госплане СССР, был сделан новый шаг по пути развития и углубления тео­рии экономического районирования.

В своих «Тезисах», пронизанных историзмом и диалектикой, Л. Л. Никитин сжато и блестяще изложил принципиальные вопросы экономического районирования СССР. Экономический район — это исторически обусловленное и объективно существующее звено в общей цепи народного хозяйства. Решающее значение в развитии района приобретает план его социалистической реконструкции, использующей все возможности при наименьших затратах. Цель экономического районирования — ускорение преобразования социа­листической экономики районов. Районное хозяйство характери­зуется взаимно обусловленными всесторонностью (комплексностью) развития хозяйства и четкой специализацией районов. Экономи­ческое районирование в отношении национальных, экономически отсталых районов должно послужить базой для их наивысшего расцвета в хозяйственном отношении; границы автономных образо­ваний нерушимы.

Эти и другие теоретического характера положения открывали перед советским районированием твердую основу для практи­ческого социалистического строительства.

Все установки, которые определились тогда в работах Госплана и комиссии по районированию при СТО, послужили базой для дальней­шего конкретного районирования, явились теоретическим обосно­ванием его, не превзойденным никакими позднейшими работами. Дальнейшее углубление работ по этим вопросам не опровергло тех основных положений, которые были оформлены в «Тезисах».

Заслуга Никитина состояла не только в правильном охвате основных вопросов теории экономического районирования в период его становления, в широкой пропаганде экономического райониро­вания на съездах по изучению производительных сил, на конфе­ренциях по районированию и в дальнейшем теоретической разра­ботке относящихся сюда вопросов, но и в значительной мере в руководящей работе по практическому проведению экономического районирования СССР в жизнь. Сюда относятся: разработка планов хозяйственного развития районов, создание образцов их экономи­ко-географической характеристики, экспертиза по крупнейшим меж­районным объектам социалистического строительства.

Л. Л. Никитин непосредственно руководил работами по состав­лению первого пятилетнего плана в районном разрезе и активно участвовал в подготовке третьего, районного тома первого пя­тилетнего плана. В этом томе ему принадлежат вводные главы, в которых рассматриваются проблемы экономического районирова­ния, специализации районов, межрайонных отношений, т. е. наибо­лее важные в теоретическом отношении вопросы. В этих главах экономическое районирование определяется как «планомерно осу­ществляемый метод территориальной организации труда на основе


его порайонной специализации в целях достижения максимальной эффективности», показывается, что экономическое районирование и принцип национального самоопределения не только не противо­речат, но и дополняют друг друга, выделяются основные типы экономических районов СССР этого периода, обосновывается необ­ходимость межрайонного сотрудничества в связи с углублением географического разделения труда между районами и выявляются транспортные предпосылки межрайонного сотрудничества на пяти­летку, четко ставится задача индустриализации и необходимости повышения значения и уровня хозяйства национальных, окраин­ных, отсталых районов.

В 1926—1933 гг. Никитин выполнял поручения правительства по экспертизе ряда объектов крупнейших водохозяйственных соору­жений и был основным докладчиком по экспертизе проектов Волго-Донского канала, Самарской Луки, Большой Волги и Боль­шого Днепра.

Он был также одним из крупных советских специалистов в области экономики транспорта, и притом в одном из самых труд­ных его разделах — в учении о тарифах. Еще до революции (в 1912 г.) он опубликовал работу «К вопросу о навигационных та­рифах на хлебные грузы», за которую ему была присуждена уче­ная степень кандидата экономических наук. Им была также опубли­кована и другая работа по экономике водного транспорта — «Волго-Сибирский путь» (1912). В работе о тарифах, помимо изу­чения вопроса о хлебных тарифах в водных перевозках, автор проводит исследование основ железнодорожных тарифов, возникно­вения конкуренции железных дорог с водными путями, особен­ностей тех и других перевозок и значения их в народном хозяйстве страны.

По поручению правительства Никитин выполнял ряд ответ­ственных работ в области транспорта. Так, в 1923 г. он являет­ся председателем комиссии СТО по обследованию правлений желез­ных дорог; в 1924 г. та же работа ему поручается по речным пароход-ствам; неоднократно он назначался председателем тарифных съездов железных дорог и судоходных предприятий и т. д.

Эти работы не только не шли вразрез с его работами по эко­номическому районированию, но, наоборот, самым существенным образом подводили под них фундамент конкретной экономики, выявляя экономические связи по товарообмену между отдельными районами, узлы грузооборота, нерациональные перевозки и мно­гое другое. Характерная черта работ Никитина — связь теории с практикой — сохраняется и здесь. Можно даже сказать, что углубленные занятия экономикой социалистического транспорта обязательно приводят к постановке вопроса об экономическом районировании. Исследования же по экономическому районирова­нию предполагают необходимость исследования перспектив раз­вития грузооборота между отдельными районами.

С 1920 г. Л. Л. Никитин начал чтение лекций по экономике водного хозяйства в Межевом институте (теперь МИИГАиК), где


он был избран профессором, а также в Высшем техническом учи­лище по экономике транспорта в Политехническом институте, по экономическому районированию в транспортном институте. Харак­терной чертой преподавательской деятельности Никитина являлось то, что он читал те курсы, основные вопросы которых являлись пред­метом его научно-исследовательской работы.

В 1932-1936 гг. Л. Л. Никитин работает в Комитете по высше­му образованию под руководством академика Г. М. Кржижановско­го. В последующие семь лет он работает в Академии наук СССР: сна­чала - в СОПСе, а затем до 1944 г. — в Институте географии Академии наук СССР. В конце 1944 г. Госплан Эстонской ССР приглашает Никитина для организации при Госплане Научно-иссле­довательского института экономики. Работая в нем по экономике Эстонии, он написал экономико-географическую характеристику этой республики, которая явилась его последней научно-исследо-в а тел ьс ко й р а бото й.

По возвращении в Москву Никитин был приглашен в Научно-исследовательский институт географии МГУ для развертывания но­вого тура работ по экономическому районированию СССР.

В 1947 г. ученый совет географического факультета Москов­ского университета единогласно присудил Никитину ученую сте­пень доктора географических наук без защиты диссертации.

Основные работы Л. Л, Никитина

1 Волго-Сиоирсмш пуп,. (.116., И) 12.

2. К вопрос)1 о навигационных тарифах на хлебные грузы. СПб., 1912.

Л Топнем м<> nonpoev on экономическом районировании //Доклад Госплана III сессии ВЦИК. М.: И и во ВЦИК, 1922

1. Мелиора гпвные районы России //Записки Русского технического общества.-191Г>. Л" ti 7.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.