ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ НИКИТИН (1884—1947)
Л. Л. Никитин — видный советский экономико-географ, принимавший активное участие в разработке экономико-географических проблем в период зарождения советской экономической географии как науки. Никитиным были сформулированы знаменитые «Тезисы по вопросу об экономическом районировании», принятые комиссией по районированию при Совете Труда и Обороны, руководимой М. И. Калининым, и Президиумом ВЦИКа в апреле 1922 г. Этот документ был положен в основу дальнейшего экономического районирования СССР. Никитин непосредственно руководил работами по составлению первого пятилетнего плана в районном разрезе; ему принадлежат вводные главы в третьем томе этого плана, опубликованном в 1928 г. Указанные работы имели большое значение для становления советской экономической географии. * * * Л. Л. Никитин родился в семье инженера путей сообщения в г. Вытегре, а затем в связи с переводом по службе отца жил в Вологде, где в 1900 г. закончил реальное училище. В том же году он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но, проучившись там три года, увлекся экономическими науками и перешел на экономическое отделение Петербургского политехнического института, которое окончил в 1911 г. В студенческие годы Никитин работал техником на изысканиях и вел экономические исследования по изучению судоходства в бассейнах рек Волги, Днепра, Вислы, на Мариинской водной системе, а затем по проекту Волго-Сибирского водного пути, по Риго-Херсонскому и Днепровско-Вислинскому водным соединениям. Окончив институт, Никитин был оставлен на кафедре экономики транспорта и командирован на два года в Германию, Францию и США. Из-за начавшейся войны он в 1914 г. вернулся в Россию. В годы войны Никитин работал в отделе земельных улучшений министерства земледелия, после революции — в отделе сельскохозяйственной мелиорации, в 1920—1921 гг. был заведующим этим отделом и заместителем председателя Главного комитета водного хозяйства и мелиорации ВСНХ. Уже в это время Никитин интересовался вопросами районирования; еще в 1915 г. он опубликовал статью «Мелиоративные районы России». В 1920 г. Никитин принимал участие в работах ГОЭЛРО по Западной Сибири. Здесь он впервые занимался проблемами экономического районирования в целом и задачами реконструкции отдельных районов. С этого времени начинается наиболее творческий, «госплановский» период его научной деятельности, который продолжался с 1921 по 1932 г. Никитин принимал непосредственное и самое активное участие в коллективной разработке теории советского экономического районирования в Госплане и в комиссии по районированию при СТО. Основная заслуга Никитина состояла в том, что он научно обобщил и сформулировал в виде отдельных положений («Тезисов») все суждения и материалы по районированию — этому важнейшему теоретическому и практическому вопросу советской экономической географии. В дореволюционных работах отечественных географов о разных районах не давалась целостная система районирования, непосредственно связанная с развитием всего народного хозяйства страны. После Октябрьской революции был поставлен вопрос о вы- делении районов как звеньев общей цепи производительных сил всей страны на основе плана социалистической реконструкции ее хозяйства. В работах по районированию, проводимых в Госплане СССР, был сделан новый шаг по пути развития и углубления теории экономического районирования. В своих «Тезисах», пронизанных историзмом и диалектикой, Л. Л. Никитин сжато и блестяще изложил принципиальные вопросы экономического районирования СССР. Экономический район — это исторически обусловленное и объективно существующее звено в общей цепи народного хозяйства. Решающее значение в развитии района приобретает план его социалистической реконструкции, использующей все возможности при наименьших затратах. Цель экономического районирования — ускорение преобразования социалистической экономики районов. Районное хозяйство характеризуется взаимно обусловленными всесторонностью (комплексностью) развития хозяйства и четкой специализацией районов. Экономическое районирование в отношении национальных, экономически отсталых районов должно послужить базой для их наивысшего расцвета в хозяйственном отношении; границы автономных образований нерушимы. Эти и другие теоретического характера положения открывали перед советским районированием твердую основу для практического социалистического строительства. Все установки, которые определились тогда в работах Госплана и комиссии по районированию при СТО, послужили базой для дальнейшего конкретного районирования, явились теоретическим обоснованием его, не превзойденным никакими позднейшими работами. Дальнейшее углубление работ по этим вопросам не опровергло тех основных положений, которые были оформлены в «Тезисах». Заслуга Никитина состояла не только в правильном охвате основных вопросов теории экономического районирования в период его становления, в широкой пропаганде экономического районирования на съездах по изучению производительных сил, на конференциях по районированию и в дальнейшем теоретической разработке относящихся сюда вопросов, но и в значительной мере в руководящей работе по практическому проведению экономического районирования СССР в жизнь. Сюда относятся: разработка планов хозяйственного развития районов, создание образцов их экономико-географической характеристики, экспертиза по крупнейшим межрайонным объектам социалистического строительства. Л. Л. Никитин непосредственно руководил работами по составлению первого пятилетнего плана в районном разрезе и активно участвовал в подготовке третьего, районного тома первого пятилетнего плана. В этом томе ему принадлежат вводные главы, в которых рассматриваются проблемы экономического районирования, специализации районов, межрайонных отношений, т. е. наиболее важные в теоретическом отношении вопросы. В этих главах экономическое районирование определяется как «планомерно осуществляемый метод территориальной организации труда на основе его порайонной специализации в целях достижения максимальной эффективности», показывается, что экономическое районирование и принцип национального самоопределения не только не противоречат, но и дополняют друг друга, выделяются основные типы экономических районов СССР этого периода, обосновывается необходимость межрайонного сотрудничества в связи с углублением географического разделения труда между районами и выявляются транспортные предпосылки межрайонного сотрудничества на пятилетку, четко ставится задача индустриализации и необходимости повышения значения и уровня хозяйства национальных, окраинных, отсталых районов. В 1926—1933 гг. Никитин выполнял поручения правительства по экспертизе ряда объектов крупнейших водохозяйственных сооружений и был основным докладчиком по экспертизе проектов Волго-Донского канала, Самарской Луки, Большой Волги и Большого Днепра. Он был также одним из крупных советских специалистов в области экономики транспорта, и притом в одном из самых трудных его разделах — в учении о тарифах. Еще до революции (в 1912 г.) он опубликовал работу «К вопросу о навигационных тарифах на хлебные грузы», за которую ему была присуждена ученая степень кандидата экономических наук. Им была также опубликована и другая работа по экономике водного транспорта — «Волго-Сибирский путь» (1912). В работе о тарифах, помимо изучения вопроса о хлебных тарифах в водных перевозках, автор проводит исследование основ железнодорожных тарифов, возникновения конкуренции железных дорог с водными путями, особенностей тех и других перевозок и значения их в народном хозяйстве страны. По поручению правительства Никитин выполнял ряд ответственных работ в области транспорта. Так, в 1923 г. он является председателем комиссии СТО по обследованию правлений железных дорог; в 1924 г. та же работа ему поручается по речным пароход-ствам; неоднократно он назначался председателем тарифных съездов железных дорог и судоходных предприятий и т. д. Эти работы не только не шли вразрез с его работами по экономическому районированию, но, наоборот, самым существенным образом подводили под них фундамент конкретной экономики, выявляя экономические связи по товарообмену между отдельными районами, узлы грузооборота, нерациональные перевозки и многое другое. Характерная черта работ Никитина — связь теории с практикой — сохраняется и здесь. Можно даже сказать, что углубленные занятия экономикой социалистического транспорта обязательно приводят к постановке вопроса об экономическом районировании. Исследования же по экономическому районированию предполагают необходимость исследования перспектив развития грузооборота между отдельными районами. С 1920 г. Л. Л. Никитин начал чтение лекций по экономике водного хозяйства в Межевом институте (теперь МИИГАиК), где он был избран профессором, а также в Высшем техническом училище по экономике транспорта в Политехническом институте, по экономическому районированию в транспортном институте. Характерной чертой преподавательской деятельности Никитина являлось то, что он читал те курсы, основные вопросы которых являлись предметом его научно-исследовательской работы. В 1932-1936 гг. Л. Л. Никитин работает в Комитете по высшему образованию под руководством академика Г. М. Кржижановского. В последующие семь лет он работает в Академии наук СССР: сначала - в СОПСе, а затем до 1944 г. — в Институте географии Академии наук СССР. В конце 1944 г. Госплан Эстонской ССР приглашает Никитина для организации при Госплане Научно-исследовательского института экономики. Работая в нем по экономике Эстонии, он написал экономико-географическую характеристику этой республики, которая явилась его последней научно-исследо-в а тел ьс ко й р а бото й. По возвращении в Москву Никитин был приглашен в Научно-исследовательский институт географии МГУ для развертывания нового тура работ по экономическому районированию СССР. В 1947 г. ученый совет географического факультета Московского университета единогласно присудил Никитину ученую степень доктора географических наук без защиты диссертации. Основные работы Л. Л, Никитина 1 Волго-Сиоирсмш пуп,. (.116., И) 12. 2. К вопрос)1 о навигационных тарифах на хлебные грузы. СПб., 1912. Л Топнем м<> nonpoev on экономическом районировании //Доклад Госплана III сессии ВЦИК. М.: И и во ВЦИК, 1922 1. Мелиора гпвные районы России //Записки Русского технического общества.-191Г>. Л" ti 7. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|