Анализ эффективности транспортного процесса
Решение задач организации рационального взаимодействия процессов производства, материально-технического снабжения и потребления с процессами на транспорте и взаимодействия отдельных видов транспорта вызывает необходимость рассмотрения целостных интегрированных транспортно-технологических систем. При этом обеспечивается более высокая общая эффективность по сравнению с суммарной эффективностью частей, взятых отдельно. Эффект взаимодействия в теории систем рассматривается как проявление в сложных системах свойства целостности (эмерджентности), которое присуще системе в целом, а не ее составляющим элементам. Стоимостные и некоторые натуральные показатели (трудоемкость, энергозатраты) могут характеризовать изменения, происходящие как в отдельно взятых системах транспортировки, производства и потребления, так и суммарно, т. е. интегральный эффект. Многообразие условий и требований к организации транспортного процесса требует, кроме того, определения системы показателей частной эффективности отдельных процессов, а также работы автотранспортного предприятия, включающей различные не интегрируемые измерители (рис. 4.2). Ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. Различают локальные (частные) и обобщенные (комплексные) критерии эффективности.
Рис. 4.2. Показатели эффективности организации процессов грузовых перевозок Локальные критерии эффективности применяют, если сравниваемые варианты перевозок отличаются по одному отдельно взятому показателю. Различие в сравниваемых вариантах в этом случае может быть оценено, например, следующими показателями: - сокращение порожних пробегов; - коэффициент использования пробега; - общий пробег; - расход топлива и др. Комплексные показатели эффективности применяют тогда, когда проводимые мероприятия одновременно меняют несколько характеристик транспортного процесса. Например, замена подвижного состава приводит к изменению таких параметров, как: - грузоподъемность; - простой под погрузкой и разгрузкой; - удельный расход топлива; - амортизационные отчисления и др. В этом случае недостаточно какого-либо частного критерия. В качестве показателей эффективности используют технологические параметры транспортного процесса: · среднее расстояние перевозки; · нулевой пробег; · порожний пробег; · суммарная грузоподъемность автомобилей; · средний коэффициент использования грузоподъемности; · суммарный простой автомобилей; · потребность в автомобилях; · тонно-часы, затрачиваемые на выполнение заданного объема перевозок; · общее время на выполнение перевозок; · своевременность доставки; · стоимость груза в пути; · скорость доставки груза; · величина потерь груза в пути; · сохранность груза; · энергоемкость; · материалоемкость.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|