Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономическая целесообразность доставки товара различными видами транспорта



При обосновании вы­бора вида транспорта приходится сопоставлять многие факторы: стоимость перевозки и погрузо-разгрузочных ра­бот, скорость движения грузов, проблемы складирования и сохранности груза и т.п.

С точки зрения экономической целесообразности наиболее привлекательными являются водный и трубопроводный транспорт, но главным ограничением при этих перевозках является характер грузов. Для природного газа система магистральных газопроводов является фактически единственным транспортом; нефть дешевле перевозить водным транспортом, хотя такие перевозки могут выз­вать серьезные экологические проблемы. Водный транспорт неза­меним при перевозке значительных объемов песка, щебня, гра­вия, контейнерной отправке нескоропортящихся грузов, но этот вид транспорта самый тихоходный и зависит от погодных и климатических условий.

Железные дороги и автомобильный транспорт являются крупнейшими и универсальными перевозчиками страны. Постоянно внедряются новые типы вагонов, платформ, прицепов. Автомобиль­ные перевозки обеспечивают высокую оперативность транспорт­ных услуг, освобождают клиентов от перегрузки товаров, обеспе­чивают гибкость маршрутов и графиков движения.

Очевидно, что приборы, ювелирные изделия, скоропортящи­еся продукты, живые цветы выгодно отправлять воздушным транс­портом, хотя тарифы авиаперевозок значительно выше всех дру­гих. Авиатранспорт быстро перевозит грузы в самые отдаленные районы страны и дает высокие гарантии сохранности грузов. Смешанные перевозки стали весьма рентабельными с внедрением контейнеризации, рельсовых и судовых контрейлеров, позволяющих легко и быстро перегружать товары с одного вида транспорта на другой.

Необходимость комплексного использования различных видов транспорта и их специфические особенности делают необходимым выбор наиболее целесообразных транспортных средств на отдельных участках грузовых сообщений. Критериями эффективности являются технико-экономические показатели, характеризующие основные качественные особенности транспортных средств.

Методика определения границ эффективности заключается в сравнении скорости и экономичности грузовых сообщений при использовании различных видов транспортных средств: определяются расстояния, на которые грузовые отправления доставляются одновременно или с одинаковыми денежными затратами на их перевозку. Эти расстояния являются границей применения сравниваемых средств транспорта по скорости или себестоимости перевозок. Только с учетом конкретных условий, с учетом всех факторов может быть найдена граница эффективности применения транспортных средств.

Существует две методики выбора видов транспорта:

· метод расчета экономического эффекта от выбранного варианта перевозок по конкретной корреспонденции;

· метод определения рациональных сфер или равновыгодных расстояний использования того или иного вида транспорта.

В обоих случаях сравниваются затраты на перевозки грузов по каждому из рассматриваемых видов транспорта.

Основные элементы транспортных затрат грузовладельцев подразделяются на несколько групп:

- расходы на выполнение погрузочно-разгрузочных операций Зпр;

- расходы на завоз-вывоз грузов к магистральному транспорту Ззв;

- расходы на начально-конечные операции Знк;

- расходы на перемещение груза Здв на 1 км;

- дополнительные расходы, связанные с потерями грузов, природоохранными мероприятиями, сервисным обслуживанием Здоп.

Плата за перевозку по i-му варианту определяется по формуле (4.4).

Зi = Зпр+ Ззв + Знк + Здв lпр + Здоп, (4.4)

где lр – расстояние перевозки.

Кроме перечисленных затрат, у грузовладельцев могут возникнуть расходы, различающиеся по отдельным видам транспорта.

Экономический эффект выбора i-го варианта перевозок грузов по сравнению с действующим определяется по формуле

ΔЭi = (Зд – Зi)*Q, (4.5)

где Зд - плата за перевозку по действующему варианту;

Зi - плата за перевозку по выбранному варианту

Q - масса перевозимого груза, т.

Для упрощения процедуры выбора видов транспорта в практике планирования перевозок чаще пользуются заранее установленными рациональными сферами применения видов транспорта или равновыгодными расстояниями. Особенно часто используют предельные расстояния при принятии решения о выборе автомобильного или железнодорожного транспорта.

Равновыгодная дальность, различающая сферы использования видов транспорта при прочих равных расходах определяется по формуле (4.6).

lр = [(ЗнкЖ + Zперпер) - ЗнкА]/ (ЗдА - ЗдЖ), (4.6)

где ЗнкЖ, ЗнкА - удельные затраты (тарифные ставки) на начальные и конечные операции транспортного процесса, включая расходы на погрузку и выгрузку, подачу подвижного состава;

Zпер - число перегрузочных операций;

Зпер - удельные затраты на перевалочные операции с автомобильного на железнодорожный транспорт и обратно;

ЗдЖ, ЗдА - удельные затраты на движение соответственно по железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок.

Перевозки на расстояния меньше полученной равновыгодной дальности следует относить к сфере экономически выгодной зоны использования автомобильного транспорта, а на большие расстояния – к сфере использования железнодорожного варианта перевозок.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.