Транспортные тарифы и правила их применения
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов [16], которые включают в себя: · плату, взыскиваемую за перевозку грузов: · сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов; · правила исчисления платы и сборов. Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов. Существует несколько видов тарифов: На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы. Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительные тарифы – это тарифы, устанавливаемые с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок и скидок. Они могут быть повышенными или пониженными и распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенной цели, а также грузов самих железных дорог. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Такого рода платежи называются сборами и взыскиваются за выполнение железной дорогой операций по хранению, взвешиванию, проверке груза, подаче или уборке вагонов, дезинсекции вагонов, экспедированию грузов, погрузочно-разгрузочным работам и др. Основные факторы, от которых зависит стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом: вид отправки, тип вагона, принадлежность вагона или контейнера, объем перевозимого груза. На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют: - сдельные тарифы; - тарифы за повременное пользование автомобилями; - тарифы за перегон подвижного состава; - договорные тарифы и др. На размер тарифной платы на автомобильном транспорте оказывают влияние следующие факторы: расстояние перевозки, масса груза, объем и вес груза, грузоподъемность автомобиля, общий пробег, тип автомобиля, время использования автомобиля. Каждый тариф на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а некоторые из них, наиболее существенные в данных условиях перевозки. Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов речным транспортом, – тарифы на перевозку грузов и сборы за перегрузочные работы, связанные с перевозками. Они определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, где пароходство выступает как транспортная организация. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Оплата за перевозку грузов на морском транспорте осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Тарифы на воздушном транспорте устанавливаются по договоренности сторон (договорные тарифы) с учетом предельной нормы прибыли. Они зависят от расстояния перевозки и тарифного класса. Сложность установления тарифа на трубопроводном транспорте заключается в невозможности определения среднерыночной стоимости транспортировки из-за уникальности технико-экономических характеристик каждого трубопроводного проекта. К таким характеристикам относится мощность, количество ниток, количество перекачивающих станций, толщина стенки, диаметр трубопровода и др. Для трубопроводов, проходящих по территории Российской Федерации, существуют утвержденные Федеральной службой по тарифам методики расчета тарифов на услуги по транспортировке. Данные методики определения тарифов опираются на такое понятие, как «Необходимая выручка», которая представляет собой сумму всех проектируемых на время действия тарифа затрат предприятия и проектируемой чистой прибыли.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|