Экономический анализ и его роль в управлении предприятием
Анализ(от греч. analisis) означает расчленение, разложение объектов или явлений на отдельные составные части и элементы, выявление внутренних взаимосвязей между ними и установление их значимости. В сочетании с синтезом (соединением) анализ служит основой диалектического познания. Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ на уровне предприятий относится к экономическому микроуровню и в зависимости от этого имеет соответствующее наполнение. Теория познания (гносеология), являясь методологической основой всех отраслей науки, определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Основой процесса познания выступает человеческое мышление. Оно в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, в том числе и анализ, отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитием и противоречии. Через понятия с помощью рассуждений что-либо утверждается или отрицается. Используя приемы индукции (движение от частного к общему) и дедукции (движение от общего к частному) суждения приводят к тому или иному умозаключению. Процесс мышления включает три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых умозаключений и практических предложений. Созерцанием обеспечивается сбор фактов, с учетом которых осуществляется абстрактное научное обобщение на уровне более высоких порядков. Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии. Это позволяет перейти к обобщающим выводам, новым умозаключениям и практическим предложениям. Экономический анализ, как и экономическая теория, основываются на теории познания и диалектике. В этом они схожи. Однако экономическая теория изучает действие экономических законов в рамках макроэкономики, а экономический анализ – в низовом звене, в рамках организации (предприятия). Анализ основывается на фундаментальных принципах диалектики, в соответствии с которыми все познается: в движении, определенных связях и взаимозависимости, причинно-следственной соподчиненности, координационной и субкоординационной определенности, проявлении необходимости и случайности, единстве и борьбе противоположностей, количественно-качественных изменениях, на основе отрицании отрицания. Аналитические исследования осуществляются с использованием ряда регулятивных принципов (табл.1).
Таблица 1 Регулятивные принципы ЭА
Становление ЭА как науки обусловлено объективными потребностями практики хозяйствования, а также развитием экономической науки в целом и ее отдельных отраслей. ЭА сформировался в результате дифференциации ряда наук. Он комплексно и системно использует данные, а в ряде случаев способы и приемы исследования, присущие математике и статистике, организации и планированию, бухгалтерскому учету, маркетингу, финансовому менеджменту и другим, непосредственно связанным с ним наукам. Взаимосвязь экономических наук изображена на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь экономических наук Содержание, предмет и задачи экономического анализа
ЭА как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную: а) с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных законов и факторов субъективного характера; б) с научным обоснованием бизнес-планов и объективной оценкой их выполнения; в) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия; г) с раскрытием тенденций и пропорций развития предприятия, определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов; д) с обобщением передового опыта, принятием оптимальных управленческих решений. Предметом ЭА являются причинно-следственные связи экономических процессов и явлений, т.е. финансово-экономическая информация, отражающая ход и результаты производственно-хозяйственная деятельность предприятия. ЭА проводится с целью обеспечения наиболее эффективного использования производственного потенциала предприятий и достижения на этой основе их финансовой устойчивости и конкурентоспособности, а также создания условий для удовлетворения материальных и других социально-экономических потребностей работников (акционеров). Исходя из целей, вытекают решаемые с помощью аналитических процедур задачи: · изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических процессов и явлений в конкретных условиях предприятия; · научное обоснование текущих и перспективных планов; · контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов; · изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности; · оценка результатов деятельности организации; · выявление и измерение внутрипроизводственных резервов; · оценка степени финансовых и операционных рисков, разработка внутренних механизмов управления ими; · разработка мероприятий по использованию внутренних резервов, устранению влияния отрицательных факторов. Задачи ЭА в свою очередь предопределяют его содержание: § исследование технико-экономических процессов в их взаимосвязи; § научное обоснование вырабатываемого ассортимента продукции, объемов производства (работ, услуг), степени использования производственных мощностей и уровня необходимых затрат; § оценка фактических показателей работы и величины отклонений их от базисных с идентификацией производственно-технического и финансово-экономического положения предприятия; § выявление положительных и отрицательных тенденций развития (в том числе использования производственных ресурсов), их количественная оценка; § определение перспектив развития с учетом выявленных резервов; § обеспечение руководителей соответствующих уровней и структур необходимой информацией для принятия оптимальных управленческих решений. ЭА органически связан с реализаций функций управления и маркетинга. В первом случае реализация основных и вспомогательных функций управления предполагает необходимость аналитических обоснований. Точно также при разработке маркетинговых программ и при осуществлении контроля за их выполнением нельзя обойтись без анализа влияния на экономику предприятий внешней и внутренней среды, состояния рынка, покупателей и потребителей, поведения конкурентов, рыночных цен, финансового положения предприятия и др. Большую роль в аналитических исследованиях играют экономико-математическое моделирование. При этом если изучаемые переменные величины связаны между собой функциональной зависимостью, используются функциональные уравнения типа у = f(х), где «у» является функцией аргумента «х». Если же связь между аргументами носит корреляционный характер, когда помимо основных факторов на изучаемый показатель оказывают влияние и побочные факторы, выделить и изолировать действия которых невозможно, используются методы корреляционно-регрессионного анализа. При экономико-математическом моделировании реальный ход того или иного хозяйственного (экономического) процесса отражается с помощью соответствующих математических моделей (формул). Для объективной и более глубокой оценки действительного положения дел результаты экономического анализа в комплексе увязывается с результатами аудиторских проверок. И то и другое, используя свои специфические или общие подходы, в конечном счете, направлено на изучение финансового положение предприятия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|