Здавалка
Главная | Обратная связь

Предмет, метод, система и значение дисциплины «Судоустройство»



Судоустройство – это учебная дисциплина правоведения, изучающая научно-теоретические проблемы организации и функционирования суда и иных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность в Республике Беларусь, государствах-участниках СНГ и других зарубежных странах, включая нормативную правовую базу, которая закрепляет структуру, задачи, принципы организации и деятельности, систему полномочий и взаимодействие органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Как и любая дисциплина, судоустройство имеет свой предмет. Уяснение его необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит – составить понятие о содержании, назначении и целях данного учебного курса, его отличии от других дисциплин. Приведенное определение курса «Судоустройство» позволяет обозначить предмет рассматриваемой дисциплины. В первую очередь в него входит ряд проблем, связанных с организацией и деятельностью суда (особое положение суда в системе государственных органов, приоритетность решаемых им задач и определило название курса – «Судоустройство»). Кроме того, представляет несомненный интерес и также включается в предмет курса изучение закономерностей построения и функционирования системы органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Под методом исследования (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение) в энциклопедическом значении понимается способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов или операций теоретического либо практического освоения (познания) действительности[1]. Исходя из этого, методы исследования традиционно подразделяют на теоретические (теоретическое освоение действительности) и эмпирические (практическое освоение действительности). В зависимости от целей конкретного исследования может применяться та или иная совокупность методов.

Применительно к судоустройству наиболее подробно система и сущность методов изложена В.Н. Бибило[2]. В частности, автор выделяет следующие теоретические методы исследования (мы приводим их в общем виде): институциональный, нормативно-ценностный, функциональный, исторический, сравнительный, социологический, системный метод, статистический анализ, формально-логический метод.

Эмпирические методы В. Н. Бибило формулирует следующим образом: изучение документов, опрос, метод экспертных оценок. Изучение документов предполагает получение информации, содержащейся, как правило, в архивах. Оговорка об архивах делается, поскольку распространение информации, например, по уголовному делу, не рассмотренному в судебном заседании, может быть расценено как попытка повлиять на суд, что абсолютно недопустимо. Кроме того, основываясь на постулатах презумпции невиновности (о чем более подробно речь пойдет ниже), та или иная трактовка сведений в отношении лица, пока выводы о его виновности (либо невиновности) не получили закрепление в соответствующем постановлении суда (приговоре по уголовному делу либо решении по гражданскому делу), может затронуть честь и достоинство гражданина. Отметим также, что представляется неэтичным в ходе исследования архивных материалов в случае их обнародования ссылаться на действительные анкетные данные лиц, фигурирующих в анализируемых документах.

Как и любая юридическая дисциплина, курс «Судоустройство» находится в постоянном взаимодействии с другими юридическими дисциплинами и отраслями права.

Судоустройство тесно связано с общей теорией права, которая составляет теоретическую базу всех наук юридического цикла, формулируя понятийный (терминологический) аппарат, изучая понятие и сущность государства и права, законность и правопорядок как социальные явления и принципы, методы их обеспечения, в том числе с помощью функционирования соответствующих государственных органов.

Судоустройство также связано с конституционным правом, поскольку основной источник названной отрасли – Конституция Республики Беларусь[3], – осуществляет правовое регулирование по таким направлениям, как «Основы конституционного строя» (раздел I), «Президент, парламент, правительство, суд» (раздел IV), «Прокуратура. Комитет государственного контроля» (раздел VI, глава 7), определяя тем самым общественное и государственное устройство, системно-функциональное построение и структуру государственных органов, в том числе, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Административное право, с которым также взаимосвязан курс «Судоустройство», детально закрепляет принципы построения механизма государства в целом и ряда органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Как указывалось выше, подобные проблемы входят в предмет дисциплины «Судоустройство» применительно к деятельности суда, прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.

Нельзя не отметить взаимосвязь курса «Судоустройство» с такими отраслями права, как уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и хозяйственно-процессуальное. Если в рамках дисциплины «Судоустройство» пристальное внимание уделяется построению и особенностям функционирования судебной системы, то уголовно-процессуальное, хозяйственно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, каждое в своем правовом поле, изучает механизм реализации декларированных принципов и основных положений в практике правоприменительной деятельности. Например, в рамках курса «Судоустройство» в качестве одного из принципов правосудия называют презумпцию невиновности, а Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее по тексту – УПК)[4] как основной источник уголовно-процессуального права закрепляет права и обязанности лиц, участвующих в деле, а также полномочия суда и органов уголовного преследования. Аналогичные положения можно привести и касаясь воплощения соответствующих принципов в нормах Гражданского процессуального кодекса (далее по тексту – ГПК)[5] и Хозяйственного процессуального кодекса (далее по тексту – ХПК)[6].

Трудно переоценить значение изучения курса «Судоустройство». Являясь теоретической дисциплиной правоведения, данный курс включает информацию по вопросам функционирования суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и других органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, формируя тем самым базу для более детального изучения целого ряда правовых дисциплин фундаментального характера. Понимание и успешное освоение положений уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, хозяйственно-процессуального права, целого ряда разработанных на их основе спецкурсов невозможно без знания системы соответствующих правоохранительных органов.

Для введения в курс «Судоустройство» представляет также интерес рассмотрение системы построения данной дисциплины. Систему курса «Судоустройство» составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в определенной последовательности и образующих три части: 1) общая часть; 2) особенная часть; 3) специальная часть[7].

Наглядно система курса «Судоустройство» представлена на схеме 1.

 

 

Схема 1

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.