Здавалка
Главная | Обратная связь

Правоохранительная деятельность государства



В развитие конституционного положения о правовом характере государственности (ст. 1 Конституции Республики Беларусь), ст. 2 Конституции закрепляет, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности».

Ответственность государства за создание подобных условий обеспечивается эффективным функционированием системы государственных органов. Каждый из органов, являющихся составной частью данной системы, наряду с другими, более конкретными, задачами, в качестве основной цели своей деятельности декларирует обеспечение прав и свобод граждан, гарантированных им Конституцией Республики Беларусь. Законодательная, исполнительная и судебная власть в лице представляющих ее органов и должностных лиц действуют во благо индивида и всего общества в целом. Тем не менее, существует совокупность органов, специализирующихся исключительно на выполнении правоохранительной функции государства.

Иными словами, правоохранительная деятельность в широком смысле – это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле слова – это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. В дальнейшем мы будем говорить не правоохранительной деятельности вообще, а о правоохранительной деятельности, осуществляемой должностными лицами специально созданных правоохранительных органов на профессиональной основе.

Осуществляемая государственными органами и учреждениями, правоохранительная деятельность является одной из форм государственной деятельности, в силу чего она обладает всеми признаками и свойствами государственной деятельности вообще. В то же время, можно выделить отличительные черты правоохранительной деятельности:

1) базируется на детальной правовой регламентации (действует принцип «разрешено то, что прямо оговорено в законе»[8]);

2) осуществляется в точном соответствии с требованиями закона, как по форме, так и по содержанию (законом в полной мере урегулированы процедурные вопросы и система полномочий, выйти за пределы которых должностное лицо соответствующего государственного органа не вправе);

3) реализуется системой специально созданных государственных органов и должностных лиц, управомоченных на ее осуществление;

4) осуществляется, как правило, государственными служащими на профессиональной основе (за исключением, пожалуй, случаев участия народных заседателей в уголовном судопроизводстве);

5) обеспечивается в полном объеме мерами государственного воздействия, в том числе мерами государственного принуждения.

Таким образом, правоохранительная деятельность – это урегулированная нормами права деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц, осуществляемая, как правило, на профессиональной основе и направленная на предупреждение нарушений прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, общества и государства, восстановление нарушенных прав, обеспечение исполнения возложенных законом обязанностей, применение мер государственного воздействия к лицам, посягающим на охраняемые законом права и интересы.

Правоохранительная деятельность однородна по своему содержанию, что предопределяет разнообразие органов, её осуществляющих. Законодательство не закрепляет круг тех организаций и учреждений, которые образуют систему правоохранительных органов. В юридической литературе также нет единства взглядов на данную проблему. Тем не менее, всеми учеными бесспорно признается ведущее место суда в осуществлении правоохранительной деятельности[9]. Мы придерживаемся позиции В. Н. Бибило, которая, употребляя формулировку «суд и иные правоохранительные органы», тем самым относит орган, осуществляющий правосудие, к правоохранительным органам, подчеркивая, что суд отвечает всем признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти[10].

Существующая в Республике Беларусь система правоохранительных органов построена в соответствии с предметом их компетенции. В перечень правоохранительных органов включаются различные элементы государственного аппарата. Мы назовем те из них, принадлежность которых к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, не вызывает сомнений. Это такие органы, как суд, прокуратура, адвокатура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, нотариат, юридическая служба организации.

Вышеперечисленные органы имеют ряд признаков, позволяющих именовать их правоохранительными:

1. Правоохранительный орган действует на основе специально созданной нормативной базы, основу которой составляет Конституция Республики Беларусь. В идеале, структура, компетенция и другие вопросы деятельности правоохранительного органа следует определять с помощью законодательного регулирования (а не в подзаконных нормативных правовых актах), поскольку каждый подобный орган потенциально способен существенно вторгаться в сферу прав и свобод индивида.

2. Правоохранительный орган в лице своих должностных лиц функционирует согласно процедурам, также закрепленным нормативно (как правило, в законе). Отступление от данного положения влечет соответствующую ответственность должностного лица, допустившего нарушения, а также признание его действий и их последствий незаконными, не влекущими юридических последствий для заинтересованных лиц.

3. Правоохранительные органы обладают властными полномочиями. Действуя от имени государства, они наделены возможностью (отметим, что это не право, а обязанность должностного лица) принятия императивных (обязательных) решений и применения в соответствующих случаях мер государственного принуждения в зависимости от характера поведения лица и допущенного им нарушения закона.

4. Правоохранительные органы объединяет общность целей и задач: частная превенция (предупреждение совершения правонарушений конкретным лицом, ранее допускавшим противоправное поведение), общая превенция (предупреждение совершения правонарушений всеми членами общества), восстановление нарушенного права; привлечение правонарушителей к ответственности с применением мер ее реализации.

Обобщая вышесказанное, правоохранительные органы – структурный элемент механизма государства, система специализированных государственных органов, действующих на основе и во исполнение закона, призванных осуществлять защиту прав и охраняемых интересов путем использования предоставленных властных полномочий, в том числе мер государственного принуждения.

При рассмотрении понятия «правоохранительные органы» следует обратить внимание на термин «органы юстиции», поскольку иногда они употребляются в качестве синонимов. Юстиция (лат. justitia – «справедливость, законность») – термин, который употребляется в нескольких смыслах: 1) в широком смысле обозначает правосудие вообще; 2) в более узком – совокупность судебных учреждений, 3) может обозначать Юстицию – римскую богиню, изображавшуюся с весами и мечом в руках, и с повязкой, закрывающей глаза[11].

Исходя из этого, под органами юстиции в узком смысле слова понимается система учреждений, осуществляющих правосудие (то есть система судов). Широкое понимание слова «органы юстиции» предполагает, кроме судов, также органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Ввиду того, что в основном данные функции реализуются Министерством юстиции Республики Беларусь (далее по тексту – Минюст), к органам юстиции также иногда относят адвокатуру и нотариат, поскольку организационное обеспечение адвокатской и нотариальной деятельности также возложено на Минюст.

В теории и практике отсутствует также единое понимание термина «органы уголовной юстиции». В советский период наиболее распространенной была точка зрения, согласно которой под органами уголовной юстиции подразумевались органы внутренних дел, прокуратуры и суда, а также, реже, – органы государственной безопасности[12]. Относительно принадлежности судов к системе органов уголовной юстиции имеются различные точки зрения. Одни авторы по-прежнему относят их к органам уголовной юстиции[13], другие считают, что суды являются носителями судебной власти и по этой причине в систему органов уголовной юстиции входить не могут[14]. По мнению В.Н. Кудрявцева, систему органов уголовной юстиции образуют: 1) органы предварительного расследования; 2) органы прокуратуры (как при осуществлении следствия, так и в ходе надзора за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо при поддержании обвинения в суде); 3) суды при рассмотрении уголовных дел[15].

Функционирование правоохранительного органа (его правоохранительная деятельность) находит свое объективное выражение в тех основных функциях, которые возложены на правоохранительный орган законом (либо иным нормативным правовым актом), для реализации которых он создавался.

Исходя из особой значимости суда в системе органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, функция осуществления правосудия также приоритетна, поскольку в любом из своих проявлений означает, прежде всего, защиту прав и свобод лица, общества, государства, закрепленных законом.

Правоохранительный орган может осуществлять только одну правоохранительную функцию (например, суд осуществляет правосудие), либо несколько функций (так, органы внутренних дел осуществляют и оперативно-розыскную деятельность, и расследование преступлений). В то же время, определенную правоохранительную функцию имеют право осуществлять только определенные органы (функцию прокурорского надзора осуществляют только органы прокуратуры). Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов (оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами государственной безопасности).

Исходя из общности выполняемых правоохранительными органами целей и задач, правоохранительные функции тесно взаимосвязаны. На схеме 2 правоохранительные функции мы сформулируем исходя из предложенной нами выше системы органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, подчеркнув при этом особую важность и значимость функции осуществления правосудия.

 

 

Схема 2

 
 

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.