Здавалка
Главная | Обратная связь

Источники курса «Судоустройство»



Теоретические и нормативные положения, касающиеся круга проблем судоустройства, получают объективацию (закрепление в реальной действительности) в различных внешних формах, которые обычно именуют источниками.

Под источниками курса «Судоустройство» понимается совокупность внешних форм закрепления, интерпретации и применения правовых норм, а также иных социальных норм, регулирующих статус судебной власти и правоохранительных органов в государстве и ее организационное выражение[16].

Поскольку учебную дисциплину «Судоустройство» невозможно сопоставить с определенной отраслью права (как, например, курс «Конституционное право» в качестве основного предмета исследования имеет отрасль конституционного права), источники названной дисциплины могут быть нормативными (правовыми) и не содержащими общеобязательных для исполнения норм права ).

Система источников курса представлена на схеме 3. На данной схеме называемые в литературе источники курса «Судоустройство» мы представили в обобщенном виде. Источники курса образуют определенную иерархию, в которой одни источники обладают большей юридической силой по отношению к другим. Не вызывает сомнений приоритетное положение источников правового характера, поскольку неправовые источники во многом существуют и получают дальнейшее развитие за счет внутреннего движения нормативной правовой базы, комментируя и интерпретируя данную динамику. Мы приведем более детальный анализ именно группы правовых источников, поскольку неправовые получили достаточно широкое освещение в литературе[17].

Классификация источников курса различными авторами излагается по-разному и достаточно условна, так как тот или иной источник можно отнести к нескольким классификационным группам. Например, Конституция Республики Беларусь названа в качестве основного источника, она же относится, согласно Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»[18], к группе нормативных правовых актов. В то же время, на основании названного закона группа источников «Иные нормативные правовые акты» может быть разбита на подгруппы по юридической силе (например, на законодательные и подзаконные акты), по субъекту принятия (принятые Парламентом Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь и т.п.) и по другим основаниям.

 

Схема 3

 

Рассмотрим систему правовых источников курса.

1. Конституция Республики Беларусь является наиболее важным источником курса «Судоустройство». Все правовые акты должны соответствовать Конституции, которая обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на территории государства. Конституционному регулированию подвергнуты многие аспекты организации и деятельности суда. В главе 6 «Суд» закрепляются принадлежность судебной власти судам, принципы построения судебной системы, принципы правосудия, дается обоснование конституционного судопроизводства. В главе 3 «Президент Республики Беларусь» (ст. 84) содержатся правовые нормы, определяющие порядок формирования судейского корпуса. Статья 23 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Статья 26 Конституции Республики Беларусь содержит формулировку презумпции невиновности. Вытекающие из нее положения также сформулированы в Конституции Республики Беларусь (обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; никто не обязан свидетельствовать против себя самого и своих близких и пр.).

2. Международные правовые акты как источники курса «Судоустройство» имеют некоторые особенности. Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь»[19] определил, что международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь, являются частью действующей национальной системы права. Как правило, последние подлежат имплементации (включению с помощью разработки новых либо изменения действующих правовых норм) в национальное законодательство. В этих целях при Совете Министров Республики Беларусь создана и действует Комиссия по имплементации международного гуманитарного права[20].

Международные нормы могут иметь также прямое действие. Тогда указывается, например, что «международные договоры Республики Беларусь, определяющие права и свободы человека и гражданина, в уголовном процессе применяются наряду с УПК» (ст.1 УПК). Статья 3 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – УИК)[21] закрепляет несколько иной порядок, указывая следующее: «Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, чем те, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством Республики Беларусь, то применяются непосредственно правила международного договора, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта».

К наиболее значимым в курсе «Судоустройство» актам международно-правового характера следует отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.)[22]; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)[23]; Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.)[24]; Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (1985 г.)[25]; Основные принципы, касающиеся роли юристов (в зависимости от перевода иногда встречается название «Основные положения о роли адвокатов») (1990)[26] и другие.

3. Иные нормативные правовые акты

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, в котором лишь в самом общем виде закреплены правовые нормы, касающиеся судоустройства. Более детальная регламентация содержится в отраслевом законодательстве, система которого представлена в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»[27].

В данной группе источников среди других названы кодексы Республики Беларусь. Основополагающее значение для курса «Судоустройство» имеет принятие 29 июня 2006 г. Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей[28]. По своей структуре названный Кодекс включает шесть разделов, последовательно раскрывающих такие вопросы, как основы, задачи и принципы деятельности судебной системы (раздел I); порядок формирования и компетенцию судов (раздел II); статус судьи и народного заседателя (раздел III); органы судейского сообщества (раздел IV); обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества (раздел V). Раздел VI Кодекса посвящен заключительным положениям, в соответствии с которыми (ст. 192) Кодекс вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования[29], и акты законодательства Республики Беларусь применяются в той части, в которой они не противоречат требованиям Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

4. Концепция судебно-правовой реформы занимает особое положение в качестве источника курса. Принятая Парламентом (Верховным Советом) Республики Беларусь 23 апреля 1992 г.[30], Концепция определяет пути преобразования правоохранительной системы республики. Именно принятие рассматриваемого документа представительным законодательным органом страны позволяет нам говорить о правовом характере Концепции как источника дисциплины «Судоустройство», хотя нельзя отрицать дискуссионность данного момента ввиду особенностей содержания и действия Концепции. Наиболее полное толкование документ получил в работе И.И. Мартинович и М.И Пастухова «Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Суд присяжных и другие нововведения в законодательстве о судоустройстве» [31], авторы которой детально анализируют положения концепции, сопровождая их авторским комментариями.

5. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь утверждена 10 апреля 2002 г. Указом Президента Республики Беларусь № 205[32] «… в целях повышения эффективности нормотворческого процесса, перспективного решения актуальных проблем функционирования национальной правовой системы и определения основных направлений и способов совершенствования законодательства Республики Беларусь в соответствии с принципами демократического социального правового государства». Указанная концепция включает две части – общую и особенную. В общей части проводится анализ современного законодательства Республики Беларусь, определяются основы его развития и совершенствования с учетом международно-правовых обязательств республики и опыта зарубежных государств, принципы формирования законодательства и роль систематизации и правовой информатизации национального законодательства. На основе данных положений создан функционирующий в режиме свободного доступа на русском и английском языках Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, который включает эталонный банк, банк данных «БИЗНЕС», юридический словарь и другие рубрики, содержащие правовую информацию. Создание Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь – основного государственного информационного ресурса Интернет в области права и правовой информатизации, позволило впервые в истории белорусского нормотворчества обеспечить официальное опубликование правовых актов в электронном виде. Так, Президент Республики Беларусь подписал ряд нормативных правовых актов[33], согласно которым к источникам официального опубликования отнесена электронная версия издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, размещаемая на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Официальное опубликование правовых актов в электронном виде существенно расширяет возможности доступа каждого к полной, достоверной и своевременной официальной правовой информации и соответствует международным требованиям, предъявляемым к общедоступности такой информации в современном демократическом обществе.

Особенная часть Концепции закрепляет основные проблемы в различных сферах нормативного регулирования, на разрешение которых должны быть направлены правотворческие усилия. Данные рекомендации во многом учтены в ходе совершенствования действующего законодательства. Так, в системе хозяйственных судов действуют суды апелляционной инстанции (гл. 31 ХПК). Кроме того, выше уже упоминалось о разработке и принятии Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, что в полном объеме отвечает требованиям Концепции о создании единого нормативного правового акта в данной сфере правового регулирования.

6. Судебная практика.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» названы в числе других нормативными правовыми.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь издаются в форме решений по вопросам, являвшимся предметом рассмотрения. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд Республики Беларусь не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов Парламента и Президента, но по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, подлежат переработке и приведению в соответствие Конституции; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению. В качестве примера можно привести решение Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2005 году»[34].

Республика Беларусь является государством с континентальной системой права. Это означает, что основным источником права является не прецедент (решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом для разрешения аналогичных дел в дальнейшем), а нормативный правовой акт. Тем не менее, руководящие разъяснения (постановления) Пленумов соответствующих судов, которые содержат толкование и общие рекомендации единообразного применения наиболее сложных положений нормативных правовых актов, обязательны для всех нижестоящих судов республики. Отметим также, что Г.А. Василевич не только относит решения Конституционного Суда к важнейшим источникам права, но и высказывает мнение, что в качестве источников правового регулирования могут также выступать судебный и административный прецеденты, которые по своему характеру должны иметь по отношению к закону подчиненную роль[35].

Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение курса «Судоустройство».

2. Что представляет собой предмет курса «Судоустройство»?

3. Какие методы курса «Судоустройство» вы можете назвать?

4. Охарактеризуйте соотношение курса «Судоустройство» с другими юридическими дисциплинами и отраслями права.

5. Какие элементы включает в себя система курса «Судоустройство»?

6. Что такое правоохранительная деятельность государства? Каково ее значение, отличительные черты и виды?

7. Как раскрывается термин «юстиция»?

8. Назовите основные органы государства, осуществляющие правоохранительную деятельность.

9. Какова классификация источников курса «Судоустройство»?

10. Охарактеризуйте источники курса «Судоустройство».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.