Понятие и сущность судебной власти
Статья 1 Конституции Республики Беларусь, определяя сущность белорусского государства, указывает: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В государстве, отвечающем указанным признакам, органы власти, иные юридические лица различных форм собственности и физические лица (граждане республики, иностранные граждане и лица без гражданства) каждое из своих действий соотносят с требованиями правовых норм. Тем не менее, неизбежны столкновения интересов указанных субъектов, возникновение правовых конфликтов, что объясняется порой правовым нигилизмом (низкая правовая культура, незнание требований законов и подзаконных актов, что, как известно, не освобождает нарушителя от ответственности), различным толкованием правовых норм и пониманием пределов своего права, а зачастую осознанным противоправным поведением субъекта. Деятельность законодательных органов (принятие законов, парламентский контроль), функционирование органов исполнительной власти (реализация законодательных положений, административная юстиция) сами по себе не могут предотвратить либо разрешить уже имеющиеся конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т.е. обеспечить правопорядок. Выполнение данной задачи возложено на суды – независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает установленные права и свободы, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «право там, где средства его защиты»[36]. Признаком правового государства, наряду с другими, является реализация в практике государственного строительства принципа разделения властей. В соответствии с конституционно установленной в Республике Беларусь концепцией разделения властей, государственная власть включает в себя три основных направления (ветви): законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции Республики Беларусь). Наиболее последовательно и четко этот принцип проводится в организации и деятельности судебной системы, поскольку судебная власть призвана обладать самой высокой степенью независимости. Так, в развитие названного принципа, в Конституции Республики Беларусь содержится глава 6 «Суд». В данной главе термин «судебная власть» раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. В действующем белорусском законодательстве понятие «судебная власть» употребляется, но сущность его не раскрывается. Понятие судебной власти сформулировано в науке. Судебная власть – это принадлежащая судам возможность на основе права влиять на конфликтные общественные отношения в целях всесторонней и всеобъемлющей защиты субъективных прав, свобод и законных интересов[37]. Судам принадлежит судебная власть, осуществляемая независимо от законодательной и исполнительной ветвей власти. Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающий права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в государственном механизме. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти, непосредственно воздействующей на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов. При этом судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду), но всем судам Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь закрепляет: 1) принадлежность судебной власти судам и принципы построения судебной системы; 2) гарантии прав граждан в ходе реализации полномочий судебной властью; 3) основы статуса судей; 4) общие положения о функционировании Конституционного суда Республики Беларусь. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность давления на суд со стороны других ветвей власти, закрепить правовые гарантии деятельности суда, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции. Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти (ст. 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Государственный герб Республики Беларусь и Государственный флаг Республики Беларусь устанавливаются на здании суда и помещаются в зале судебных заседаний. Кроме того, согласно ст. 17 Кодекса, все суды Республики Беларусь имеют печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Исходя из нормативного подхода, сущность судебной власти проявляется через полномочия суда, направленные на разрешение юридического конфликта правовыми средствами в рамках установленной процедуры. Общесоциальное понимание сущности судебной власти значительно шире, поскольку правовое демократическое государство придерживается определенных представлений о роли судебных учреждений. Судебная власть в подобном контексте приобретает подлинно универсальный характер, поскольку становится участником осуществления всех функций государства, в то же время обладая независимостью по отношению к другим ветвям власти. Важнейшей судебной функцией, раскрывающей сущность судебной власти, является обеспечение всесторонней и всеобъемлющей защиты субъективных прав, свобод и законных интересов. В качестве вспомогательной функции называют функцию судебного контроля за реализацией в общественных отношениях принципа верховенства права[38]. Развитие экономической сферы, основанное на многообразии форм собственности и свободе предпринимательства, существенно расширяет сферу судебной юрисдикции (в данном контексте юрисдикция – от лат. «jurisdictio» – судопроизводство, – сфера отношений, на которую распространяются полномочия суда по разрешению правового спора и рассмотрению правонарушений, то есть полномочия оценивать действия с точки зрения их правомерности и применять к нарушителям юридические санкции[39]). Существование и эффективное функционирование судебной власти обеспечивает разрешение возникающих в обществе конфликтов без чрезмерного насилия. По своему содержанию право также представляет собой определенную меру принуждения[40], однако эта мера согласована с обществом и воплощена в законах и актах подзаконного характера. Суд действует и применяет меры государственного принуждения на основе принятых органами законодательной власти и доступных для ознакомления всем правовых правил, в рамках процедуры, базирующейся на принципах открытости судебного разбирательства, коллегиального и единоличного рассмотрения дел, равенства граждан перед законом и судом и других, и призванной обеспечить принятие обоснованного, законного и справедливого решения по делу (о чем более подробно речь пойдет в последующих разделах). Таким образом, независимая судебная власть является своеобразным фундаментом правового государства и конституционализма, главной гарантией обеспечения интересов индивида и построения гражданского общества. Выступая в подобном качестве, судебная власть всемерно способствует внедрению в жизнь идеалов и институтов демократии и свободы. В Республике Беларусь судебная власть способствует становлению правового государства и созданию надежной защиты прав и свобод граждан.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|