Права и обязанности судьи. Гарантии деятельности судьи
Эффективное осуществление судьями функций, связанных с правосудием, невозможно без наделения их соответствующим комплексом прав и возложения обязанностей. Права судьи изложены в ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в следующем виде. Судья имеет право: - требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей; - запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан. - требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. Судьи при осуществлении правосудия обязаны (ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь. Реализация названых прав и выполнение обязанностей обеспечивается определенными гарантиями. Гарантии деятельности судьи, прежде всего, связаны с необходимостью обеспечения конституционного принципа независимости судей. Рассматриваемая проблема носит международный характер. В связи с этим на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками 1985 г. принят документ, названный Основными принципами независимости судебных органов. Приоритет (господство) права как определяющий признак правового государства, предполагает наличие независимой и самостоятельной судебной власти. Независимость судей, подчинение их только закону являются необходимым условием беспристрастного и объективного разрешения судами уголовных, гражданских, административных и иных дел. Независимость судей гарантируется мерами их правовой и социальной защиты, в числе которых ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей называет установленный законодательными актами порядок назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий судьи; неприкосновенность судьи; процедура рассмотрения дел и вопросов; тайна совещания при вынесении судебных постановлений и запрещение требовать ее разглашения; ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность; создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов и другие. Несменяемость судей проявляется, прежде всего, в том, что судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без его личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом. Недопустимость вмешательства в деятельность судей. Статья 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей рассматривает требование о недопустимости вмешательства в деятельность судьи в качестве элемента независимости судей, при этом делая ссылку на ответственность, установленную законодательством, в случае нарушения данного требования. Глава 34 УК содержит перечень деяний, признаваемых преступлениями против правосудия. Среди них такие, как насилие в отношении судьи или народного заседателя (ст. 388), угроза в отношении судьи или народного заседателя (ст. 389), вмешательство в разрешение судебных дел или производство предварительного расследования (ст. 390) и другие. Особенностью перечисленных деяний является совершение их в отношении судьи именно в связи с его профессиональной деятельностью по осуществлению правосудия. Неприкосновенность судей – это существенная гарантия их независимости. Поскольку судья разрешает юридические конфликты, а судебные решения так или иначе затрагивают интересы различных субъектов, судья нуждается в повышенном уровне защищенности, в дополнительных гарантиях от вторжения в сферу профессиональной деятельности. Судейская неприкосновенность необходима для защиты публичных интересов, обеспечения справедливого правосудия. Согласно нормам законодательства (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей), неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Это означает, что проникновение в жилище или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении него следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, могут осуществляться не иначе, как с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, или по судебному решению и только по возбужденным уголовным делам.Неприкосновенность судьи означает также особую процедуру привлечения к ответственности. Так, согласно ст. 4682 УПК Республики Беларусь, решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, принимается Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, с предварительного согласия должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его), то есть с согласия Президента Республики Беларусь, а в отношении судей Конституционного Суда Республики Беларусь, избранных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь – с согласия Совета Республики.В законодательстве идет речь об иммунитете только применительно к уголовной ответственности. Последнее объясняется характером уголовной ответственности, которая по своей сущности более сурова, чем, например, административная. Необоснованное уголовное преследование судьи может нанести ущерб высокому престижу судебной власти. Дополнительной гарантией недопущения подобных ошибок является положение, согласно которому уголовные дела в отношении судей подсудны только Верховному Суду Республики Беларусь.Развивая положение о неприкосновенности судьи, закон предусматривает также, что в отношении судьи не допускаются применение таких принудительных мер, как задержание, привод, личный обыск. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, доставленный в орган внутренних дел или иной государственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его непосредственно при совершении преступления.На обеспечение неприкосновенности судей направлено также принятие 13 декабря 1999 г. Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[77], предусматривающего комплекс мер безопасности, применяемых в необходимых случаях в отношении судьи и его близких. Материальное и социальное обеспечение судей. Независимость и самостоятельность судебной власти, подчинение судей только закону и другие конституционные положения и гарантии, не подкрепленные соответствующим материально-финансовым обеспечением, достойным высокого уровня звания судьи, превращаются в декларацию. В Кодексе республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, на наш взгляд, данному вопросу уделяется недостаточно внимания, поскольку предусмотренные обязательное социальное страхование судей, право на внеочередную установку квартирного телефона, а также освобождение от воинской службы не обеспечивают в надлежащей мере независимость судьи.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|