Связь педагогики с другими науками
Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача точно и ясно установить, как должно быть организовано воспи- тательное воздействие на личность, какие оно может принимать формы, какими пользоваться приемами и куда быть направлено. Другая задача заключается в том, чтобы уяснить, каким законам подчиняется самое развитие человеческого организма. В зависи- мости от этого педагогика охватывает несколько отдельных об- ластей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл наук биологических, т.е. естественных. С другой* поскольку всякое воспитание ставит себе известные идеалы, цели или нормы, постольку оно должно иметь дело с философскими или нормативными науками. Отсю- да возникает постоянный спор в педагогике относительно фило- софской и биологической сторон этой науки. Несомненно, что педагогика занимает пограничное положение между теми и дру- гими. Будучи вполне своеобразной эмпирической наукой, педагогика опирается на вспомогательные науки —на социальную этику, кото- рая указывает общие цели и задачи воспитания, и на психологию с физиологией, которые указывают средства для решения этих задач. Рассмотрим наиболее традиционные связи педагогики с други- ми науками. Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущно- стью философского, мировоззренческого осмысления места чело- века в мире. От системы философских взглядов, которых придер- живаются педагоги-исследователи, зависит направление педагоги- ческого поиска, определение целевых и технологических подходов к моделированию образовательного процесса. Методологическая функция философии проявляется в том, что она разрабатывает си- стему общих принципов и способов научного познания, которым подчиняется и педагогическое знание. Философия является теоре- тической основой осмысления педагогического опыта и создания новых педагогических концепций. Глава 2. История становления педагогической науки и практики 47 Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педаго- гика не может не учитывать механизмы, законы психической дея- тельности и развития личности, которые изучает психология. Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концеп- ции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свой- ствами и возможностями, изучаемыми в психологии. Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагоги- ки —проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологиче- ские исследования, изучающие индивидуальное развитие человека. Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению коррек- ционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих врожденные или приобретенные отклонения в развитии. Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием образования, выявлением основных тенденций развития социаль- ных групп, закономерностей социализации личности. Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образо- вательная политика всегда являлась отражением государственной идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического созна- ния. В настоящее время мы видим, что один из важнейших видов че- ловеческой деятельности —воспитание детей —претерпел за мно- говековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно обоснованный сис- темный комплекс воздействия, основанный на результатах теоре- тических и практических исследований в области педагогики, пси- хологии, физиологии, социологии и других наук. Появление такого комплексного, системного подхода к воспи- танию и обучению обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие условия привели к выделению педагогики как самостоятельной облас- ти научного знания? 2. Проиллюстрируйте на примерах связь педагогической науки с практикой обучения и воспитания. 48 Часть I. Педагогика 3. Какая педагогическая теория, на Ваш взгляд, может быть положена в основу создания эффективной образовательной системы? Приведите ар- гументы. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Вклад древнегреческих философов в методологию педагогики. 2. Особенности развития педагогической теории и практики в советский пе- риод (1917-1991). 3. Современное состояние отечественной педагогической науки. ЛИТЕРАТУРА 1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000. 2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. 3. Константинов И.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982. 4. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983. 5. Пряникова ВТ., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995. 6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М., 1999. 7. Счастенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998. Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|