Здавалка
Главная | Обратная связь

Связь педагогики с другими науками



Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача

точно и ясно установить, как должно быть организовано воспи-

тательное воздействие на личность, какие оно может принимать

формы, какими пользоваться приемами и куда быть направлено.

Другая задача заключается в том, чтобы уяснить, каким законам

подчиняется самое развитие человеческого организма. В зависи-

мости от этого педагогика охватывает несколько отдельных об-

ластей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему

развития ребенка, она включается в цикл наук биологических,

т.е. естественных. С другой* поскольку всякое воспитание ставит

себе известные идеалы, цели или нормы, постольку оно должно

иметь дело с философскими или нормативными науками. Отсю-

да возникает постоянный спор в педагогике относительно фило-

софской и биологической сторон этой науки. Несомненно, что

педагогика занимает пограничное положение между теми и дру-

гими.

Будучи вполне своеобразной эмпирической наукой, педагогика

опирается на вспомогательные науки —на социальную этику, кото-

рая указывает общие цели и задачи воспитания, и на психологию с

физиологией, которые указывают средства для решения этих задач.

Рассмотрим наиболее традиционные связи педагогики с други-

ми науками.

Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущно-

стью философского, мировоззренческого осмысления места чело-

века в мире. От системы философских взглядов, которых придер-

живаются педагоги-исследователи, зависит направление педагоги-

ческого поиска, определение целевых и технологических подходов

к моделированию образовательного процесса. Методологическая

функция философии проявляется в том, что она разрабатывает си-

стему общих принципов и способов научного познания, которым

подчиняется и педагогическое знание. Философия является теоре-

тической основой осмысления педагогического опыта и создания

новых педагогических концепций.

Глава 2. История становления педагогической науки и практики 47

Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педаго-

гика не может не учитывать механизмы, законы психической дея-

тельности и развития личности, которые изучает психология.

Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концеп-

ции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свой-

ствами и возможностями, изучаемыми в психологии.

Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагоги-

ки —проблема соотношения природных и социальных факторов

развития человека, поэтому педагогика опирается на биологиче-

ские исследования, изучающие индивидуальное развитие человека.

Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению коррек-

ционной педагогики как специальной отрасли педагогического

знания, предметом которой является образование детей, имеющих

врожденные или приобретенные отклонения в развитии.

Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием

образования, выявлением основных тенденций развития социаль-

ных групп, закономерностей социализации личности.

Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образо-

вательная политика всегда являлась отражением государственной

идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы

становления человека в качестве субъекта политического созна-

ния.

В настоящее время мы видим, что один из важнейших видов че-

ловеческой деятельности —воспитание детей —претерпел за мно-

говековую историю своего развития существенные изменения,

превратившись из бытового процесса в научно обоснованный сис-

темный комплекс воздействия, основанный на результатах теоре-

тических и практических исследований в области педагогики, пси-

хологии, физиологии, социологии и других наук.

Появление такого комплексного, системного подхода к воспи-

танию и обучению обусловлено не только естественным развитием

педагогической науки, которой, как любой области человеческой

деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и

назревшим кризисом существующей системы образования.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие условия привели к выделению педагогики как самостоятельной облас-

ти научного знания?

2. Проиллюстрируйте на примерах связь педагогической науки с практикой

обучения и воспитания.

48 Часть I. Педагогика

3. Какая педагогическая теория, на Ваш взгляд, может быть положена в

основу создания эффективной образовательной системы? Приведите ар-

гументы.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Вклад древнегреческих философов в методологию педагогики.

2. Особенности развития педагогической теории и практики в советский пе-

риод (1917-1991).

3. Современное состояние отечественной педагогической науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000.

2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

3. Константинов И.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.,

1982.

4. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.

5. Пряникова ВТ., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли.

М., 1995.

6. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М., 1999.

7. Счастенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

Глава 3. Образование как глобальный объект

педагогики







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.