Современная структура педагогики
К традиционным структурным направлениям научных педаго- гических исследований относятся: •общая педагогика —исследует основные закономерности обра- зования; •история педагогики —изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно-исторического, общественного развития; •возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрос- лых) —изучает возрастные аспекты обучения и воспитания; •коррекционная педагогика: сурдопедагогика (обучение и воспита- ние глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение, воспита- ние слепых и слабовидящих), логопедия (обучение, воспитание детей с нарушениями речи), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития); •частные методики {предметные дидактики) —исследуют специ- фику применения общих закономерностей обучения в области пре- подавания отдельных учебных предметов; •отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, произ- водственная и т.п.). Процесс дифференциации в педагогической науке продолжает- ся. В последние годы появились такие отрасли, как этноиедагоги- ка, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и др. Этнопедагогика —отрасль педагогической науки, изучающая на- родное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной куль- туре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике. Она тесно связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопси- хологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманитарных наук. Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, племени, народности, нации. Национальные особенности ха- рактера —результат этнического воспитания и влияния соответст- вующей среды, поэтому особую актуальность приобретает исследо- вание традиционной педагогической культуры субэтнических обра- зований (поморов, сибиряков и др.). Необходимо иметь в виду субэтническое своеобразие отдельных регионов, представляющее собой неотъемлемую часть духовно-нравственного богатства наро- да, которое может стать основой для национального возрождения. В этнопедагогике объект изучения принадлежит области собст- венно педагогики. Метод же может быть частично заимствован из этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом должен быть наполнен педагогическим содержанием и применять- ся вместе с чисто педагогическими методами. Сказанное справед- ливо и для этнопедагогического тезауруса: основными являются понятия педагогические, а этнологические и антропологические термины играют вспомогательную роль. Достижением этнопедагогики является рассмотрение педаго- гических закономерностей как естественно-исторических процес- сов. При этом воспитание выступает как естественная форма деятельности и поведения. Кроме своего прямого назначения эт- нопедагогика содействует взаимопониманию народов. Многие ие- 44 Части I. Педагогика дагоги по праву утверждают, что в полиэтнической России педа- гогика может эффективно функционировать только в качестве эт- нопедагогики. Социальная педагогика —наука и практика создания системы вос- питательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды. Социальная педагогика как наука появилась сравнительно не- давно —во второй половине XX в. в связи с развертыванием науч- но-технической революции и современной урбанизацией. На Запа- де активизируется философия и социология образования и воспи- тания, которые становятся основой рождающейся неопедагогики, или социальной педагогики. На смену традиционной педагогики неизбежно приходит но- вая, отвечающая современным потребностям общества, педагоги- ка. Уже сейчас в наиболее развитых странах мира формируются ее основы, характеризующиеся открытостью и демократичностью, органической связью с динамично меняющимся социумом, перс- пективами развития человека во взаимосвязи с природной средой и обществом. Социальная педагогика интегрирует в себе достиже- ния традиционной и нетрадиционной педагогики, а также социо- логии, социальной психологии, биологических и антропологиче- ских наук, их основные идеи и принципы. Для социальной педагогики становятся тесными рамки ее тради- ционных институтов, учебно-воспитательного процесса, основанного на типовых программах и учебниках. Она выходит за стены учеб- но-воспитательных заведений, проникая практически во все области динамичной деятельности и жизни людей, активно вторгается во все сферы общественного хозяйства, в семью, в повседневный быт и до- суг людей. Социальная педагогика осуществляет прорыв из сферы традиционности в разнообразие социальной жизни, определяет мак- симально широкий поиск образовательно-воспитательных воздейст- вий на развивающуюся личность ребенка, заставляет его мыслить и действовать в динамично изменяющемся социуме. В целом социальная педагогика раскрывает значение конкрет- ных социально-культурных условий среды, их влияние на педагоги- ческий процесс и выполняет роль посредника между социальной средой и отдельными отраслями педагогической науки. Социальная педагогика не просто расширяет многоаспектное, многогранное пространство своей творческой деятельности, но Глава 2. История становления педагогической науки и практики 45 прежде всего качественно изменяет свое содержание, социаль- но-воспитательные и образовательные функции, а следовательно, подходы, формы и методы достижения самых разнообразных и многочисленных задач. Главные функции социальной педагогики —обобщение накоп- ленного обществом социального опыта, исследование проблемы подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с учетом интересов существования общественных групп. При этом принимаются во внимание ценностные ориентации ребенка, кото- рые формируют семья, школа, среда, а также позиции самой лич- ности как субъекта самосовершенствования и изменения среды. Прямыми носителями функций социальной педагогики, ее кон- кретными субъектами становятся подготавливающиеся в нашей стране новые специалисты —социальный педагог и социальный ра- ботник. Специфика работы социального педагога в отличие от школьного учителя или другого работника народного образования заключается в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей, во внешкольных организациях, на ≪улице≫. Он должен обладать конкретными знаниями об особенностях возрастного раз- вития и закономерностях формирования коллектива, о природе и характере народной педагогики и социально-психологических ме- ханизмах группового сплочения, уметь вести педагогическое иссле- дование и оказывать психологическую помощь. В настоящее время проводится интенсивная работа по подго- товке новых кадров. Недавно в России создана Ассоциация соци- альных педагогов, которая, объединив ученых и практиков, распо- лагает необходимым научно-организационным потенциалом. ТРИЗ-педагогика —педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основан- ное на общих законах теории решения изобретательских задач (Альтшуллер Г.С, 1946). В основе ТРИЗ-педагогики лежат: •методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции; •методология решения проблем, основанная на законах разви- тия систем, общих принципах разрешения противоречий и меха- низмах приложения их к решению конкретных творческих задач; •воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ). 46 Часть I. Педагогика Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструмен- тальности и достаточной гарантированности формирования иссле- довательских функций. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|