Роль семьи в развитии личности ребенка
Внутрисемейные отношения играют особую роль в формирова- нии личности. Значение внутрисемейных отношений в становле- нии и развитии индивида обусловлено как тем, что они являются 156 Часть I. Педагогика первым специфическим образцом общественных отношений, с ко- торыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается воз- можность раннего включения ребенка в их систему. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им при- сущими относительно самостоятельными характеристиками, кото- рые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что внутрисемейные отношения предполагают непосредственный кон- такт индивидов, в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными и временными интервалами. Взаимоотношения родителей и детей прежде всего зависят от взаимоотношений самих супругов, согласия между ними, распреде- ления обязанностей между мужем и женой, атмосферы теплоты, дружбы, эмоциональной поддержки друг друга, взаимной симпа- тии. Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовате- льно, на формирование и становление личности ребенка, по мно- гочисленным наблюдениям, сегодня являются: •состав семьи и ее структура, характер взаимоотношений в ней, особенно между отцом и матерью; •скоординированность семейных ролей и поддержка членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм; •образовательный уровень родителей, совместимость и общая психологическая атмосфера в семье; •отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние. Основной путь влияния взрослых на развитие личности де- тей —донесение до детей моральных норм, регулирующих поведе- ние людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влия- нием образцов и правил поведения. Образцами поведения служат прежде всего сами взрослые —их поступки, взаимоотношения. Ко- нечно, наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает поведение людей, непосредственно его окружающих. Дети, как из- вестно, отличаются своей способностью к подражанию. Они пере- нимают манеры взрослого, заимствуют у них оценку к другим лю- дям: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию. Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 157 После возникновения эмоционального отношения к самому себе и первичной идентификации со своим полом у ребенка возни- кает новое, социально необходимое образование —стремление со- ответствовать требованиям взрослых, стремление быть признан- ным. Позитивной стороной этого стремления является нравствен- ное чувство или совесть. Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные при- вычки поведения с другими людьми, эмоциональные переживания своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях с окружающими. Особенно в этот период для ребенка важно быть признанным. Для формирования прочных духовных контактов между роди- телями и детьми необходимы высокий уровень взаимной информи- рованности между ними, доверие и уважение друг к другу, взаимо- понимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная оценка ребенка родителями. Отсутствие этих условий приводит ко многим отклонениям в развитии личности: низкой социальной ак- тивности, негативным формам поведения, раздражительности, по- давленному настроению, деформируют самооценку и полоролевое поведение. Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разу- меется, эти аномалии, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только этих отношений. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных явле- ний, которые либо становятся причиной самой конфликтности, либо действуют на нее в качестве катализатора, например, низкая духовная культура родителей, их эгоизм, пьянство и т.п. Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты деятельности детей, то у последних может развиться комплекс не- полноценности. В этой ситуации ребенок становится безынициа- тивным, боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуве- ренность в собственных силах. Напротив, если родители одобряют действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок чувствует уверенность в своих силах и в близких ему взрослых, не боится проявлять инициативу, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. Говоря об уверенности в себе, следует особо выделить роди- тельскую любовь. Именно она является величайшим и незамени- мым источником духовного развития ребенка, формирования эмо- 158 Часть!. Педагогика ций, как уже было сказано, уверенности в себе и т.д. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота обще- ния родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сен- сорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести к отставанию в развитии интеллек- та, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здо- ровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выво- дам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ре- бенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей —самых близких лю- дей дают основание считать, что чужой человек способен причи- нить ему еще больше неприятностей и огорчений. Это оборачива- ется недоверием, чувством неприязни и подозрительности, стра- хом перед другими людьми. Пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены прибегать к порочным средствам самозащиты: лжи, хитрости, ли- цемерию. Этим же часто объясняются и случаи немотивированной жестокости, и агрессивное поведение некоторых детей. В связи со значительными изменениями, происходящими в сис- теме образования, появлением новых, альтернативных традицион- ной школе форм семья сегодня приобретает новый статус, получая в свои руки бразды правления воспитательным процессом. Развитие этих новых образовательных форм, включая альтернативные и ком- мерческие, дает семье большую возможность выбора. А выбор есть одновременно и отказ от чего-то, и поэтому требования к статусу семьи —культурному, образовательному, экономическому заметно возрастают. К тому же изменения, которые происходят в системе образования, ощутимо влияют на брак и семью, сглаживая или, нао- борот, усиливая ≪перекосы≫ воспитания. В О П Р О С Ы 1. В чем состоят особенности развития современной семьи? 2. В чем специфика семьи как педагогической системы? 3. Каковы основные функции семьи по отношению к обществу и конкретному человеку? ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. История развития института семьи в России. 2. Семья как динамическая система. Внешние и внутренние факторы развития. Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 159 3. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности. 4. Проблемы взаимоотношений детей в семье; их влияние друг на друга и на семью в целом. ЛИТЕРАТУРА 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 2. Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988. 3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. 4. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад. М., 1987. 5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1988. 6. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991. Глава 8. Управление педагогическими системами ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|