Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль семьи в развитии личности ребенка



Внутрисемейные отношения играют особую роль в формирова-

нии личности. Значение внутрисемейных отношений в становле-

нии и развитии индивида обусловлено как тем, что они являются

156 Часть I. Педагогика

первым специфическим образцом общественных отношений, с ко-

торыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в

них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все

богатство общественных отношений, а стало быть, создается воз-

можность раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им при-

сущими относительно самостоятельными характеристиками, кото-

рые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой

воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что

внутрисемейные отношения предполагают непосредственный кон-

такт индивидов, в отличие от других общественных отношений,

субъекты которых могут быть разъединены пространственными и

временными интервалами.

Взаимоотношения родителей и детей прежде всего зависят от

взаимоотношений самих супругов, согласия между ними, распреде-

ления обязанностей между мужем и женой, атмосферы теплоты,

дружбы, эмоциональной поддержки друг друга, взаимной симпа-

тии.

Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовате-

льно, на формирование и становление личности ребенка, по мно-

гочисленным наблюдениям, сегодня являются:

•состав семьи и ее структура, характер взаимоотношений в ней,

особенно между отцом и матерью;

•скоординированность семейных ролей и поддержка членами

семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;

•образовательный уровень родителей, совместимость и общая

психологическая атмосфера в семье;

•отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности де-

тей —донесение до детей моральных норм, регулирующих поведе-

ние людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влия-

нием образцов и правил поведения. Образцами поведения служат

прежде всего сами взрослые —их поступки, взаимоотношения. Ко-

нечно, наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает

поведение людей, непосредственно его окружающих. Дети, как из-

вестно, отличаются своей способностью к подражанию. Они пере-

нимают манеры взрослого, заимствуют у них оценку к другим лю-

дям: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться,

кому выражать свою симпатию или антипатию.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 157

После возникновения эмоционального отношения к самому

себе и первичной идентификации со своим полом у ребенка возни-

кает новое, социально необходимое образование —стремление со-

ответствовать требованиям взрослых, стремление быть признан-

ным. Позитивной стороной этого стремления является нравствен-

ное чувство или совесть. Нравственное формирование личности

организуют знания, которые получает ребенок, нравственные при-

вычки поведения с другими людьми, эмоциональные переживания

своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях с окружающими.

Особенно в этот период для ребенка важно быть признанным.

Для формирования прочных духовных контактов между роди-

телями и детьми необходимы высокий уровень взаимной информи-

рованности между ними, доверие и уважение друг к другу, взаимо-

понимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная

оценка ребенка родителями. Отсутствие этих условий приводит ко

многим отклонениям в развитии личности: низкой социальной ак-

тивности, негативным формам поведения, раздражительности, по-

давленному настроению, деформируют самооценку и полоролевое

поведение.

Патология семейных отношений продуцирует широкий спектр

аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Разу-

меется, эти аномалии, возникающие в условиях неблагополучных

семейных отношений, не есть следствие только этих отношений.

Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных явле-

ний, которые либо становятся причиной самой конфликтности,

либо действуют на нее в качестве катализатора, например, низкая

духовная культура родителей, их эгоизм, пьянство и т.п.

Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты

деятельности детей, то у последних может развиться комплекс не-

полноценности. В этой ситуации ребенок становится безынициа-

тивным, боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуве-

ренность в собственных силах. Напротив, если родители одобряют

действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок

чувствует уверенность в своих силах и в близких ему взрослых, не

боится проявлять инициативу, в то же время он учится управлять

своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.

Говоря об уверенности в себе, следует особо выделить роди-

тельскую любовь. Именно она является величайшим и незамени-

мым источником духовного развития ребенка, формирования эмо-

158 Часть!. Педагогика

ций, как уже было сказано, уверенности в себе и т.д. Чем меньше

тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется

как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота обще-

ния родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сен-

сорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность

личности. Это может привести к отставанию в развитии интеллек-

та, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здо-

ровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выво-

дам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ре-

бенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость,

недружелюбие, равнодушие к нему родителей —самых близких лю-

дей дают основание считать, что чужой человек способен причи-

нить ему еще больше неприятностей и огорчений. Это оборачива-

ется недоверием, чувством неприязни и подозрительности, стра-

хом перед другими людьми. Пытаясь как-то приспособиться к

трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены

прибегать к порочным средствам самозащиты: лжи, хитрости, ли-

цемерию. Этим же часто объясняются и случаи немотивированной

жестокости, и агрессивное поведение некоторых детей.

В связи со значительными изменениями, происходящими в сис-

теме образования, появлением новых, альтернативных традицион-

ной школе форм семья сегодня приобретает новый статус, получая в

свои руки бразды правления воспитательным процессом. Развитие

этих новых образовательных форм, включая альтернативные и ком-

мерческие, дает семье большую возможность выбора. А выбор есть

одновременно и отказ от чего-то, и поэтому требования к статусу

семьи —культурному, образовательному, экономическому заметно

возрастают. К тому же изменения, которые происходят в системе

образования, ощутимо влияют на брак и семью, сглаживая или, нао-

борот, усиливая ≪перекосы≫ воспитания.

В О П Р О С Ы

1. В чем состоят особенности развития современной семьи?

2. В чем специфика семьи как педагогической системы?

3. Каковы основные функции семьи по отношению к обществу и конкретному

человеку?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. История развития института семьи в России.

2. Семья как динамическая система. Внешние и внутренние факторы развития.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 159

3. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности.

4. Проблемы взаимоотношений детей в семье; их влияние друг на друга и на

семью в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

2. Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988.

3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

4. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад. М., 1987.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1988.

6. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

Глава 8. Управление педагогическими системами







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.