Воспитание в семьях, где родители являются педагогами
Каждый воспитывает как может: то вдохновенно, то обыденно, то целенаправленно, то стихийно. И хотя в основе большинства родительских позиций лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители часто ощу- щают недостаточность психолого-педагогических знаний, панора- мы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагоги- ческих умений, способных помочь ребенку в его взрослении. Можно предположить, что те, для кого процесс воспитания яв- ляется профессиональной областью, те, кто на протяжении ряда лет целенаправленно изучал психолого-педагогические дисципли- ны, в собственной родительской практике должны испытывать меньше проблем. Так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, было проведено сравнительное анкетирование двух групп родителей. Первую группу составили педагоги дошкольных учреждений (196 чело- век), вторую —родители детей, посещающих детские сады, т.е. представители разных профессий (183 человека). Анкетирование предварялось рассмотрением классификации стилей семейного воспитания (≪диктат≫ —≪опека≫ —≪сотрудничество≫ —≪невмеша- тельство≫). Определение каждого стиля зачитывалось всем груп- пам без изменений. Сравнение результатов показало, что матери, профессиональ- но ≪обремененные≫ педагогическими знаниями и умениями, чаще чем другие опекают своих детей, более авторитарны по отноше- нию к ним или предпочитают не. вмешиваться в процесс социализа- ции ребенка, сохраняя достаточно большую эмоциональную дис- танцию с ним. Если допустить правильность такого предположе- ния, то в чем его причины? Может быть, в том, что знание не только ≪раздвигает горизон- ты≫, приводит к осознаванию своей родительской позиции, чаще ставит в ситуацию выбора и принятия решения, развивает способ- ность более точно прогнозировать и планировать свои действия и ожидаемые результаты, но и во многом ≪усложняет≫ жизнь, откры- вая наряду с радостными перспективами многочисленные трудно- сти, ≪отравляет≫ родительское счастье предвосхищением неизбеж- ных возрастных кризисов и проблем, усугубляет чувство родитель- Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания ской вины (≪ведь знаю, что так делать нельзя, знаю, к чему это приведет, но не могу себя сдержать...≫)? А может быть, такое преобладание опекающего стиля общения с ребенком вызвано естественно возникающим у любого, кто по призванию работает с детьми, чувством восхищения перед этим удивительным созданием природы —ребенком, осознанным пони- манием того непреходящего значения детства в жизни человека и, как следствие, подсознательным желанием ≪удержать≫ своего ре- бенка подольше на этом возрастном этапе? А может быть, это связано с усталостью, нежеланием занимать- ся тем же делом, что и на работе? Может быть, педагоги более самокритичны и реалистичны, ме- нее склонны выдавать желаемое за действительное? Может быть, это характерное распределение не для педагогов вообще, а лишь для педагогов-дошкольников, для тех, кто работает с маленькими детьми, опекать которых более естественно, а усво- енные профессиональные установки и стереотипы они склонны переносить и на своих детей? Может быть, педагоги вполне удовлетворены имеющимся сти- лем общения с собственными детьми, стремятся его сохранить, считают его идеальным? Для того чтобы ответить на последний вопрос, можно обра- титься к полученным данным. Соотношение реального и идеального стилей семейного воспита- ния свидетельствует о наличии тенденции к преобладанию сотрудни- чества в воспитательном процессе, уменьшению опеки, сохранению реальных проявлений авторитаризма и невмешательства. Модель идеального распределения стилей воспитания у родителей-непедаго- гов имеет схожую картину. Заметим, что родители, не имеющие педагогического образо- вания, более близки к идеальной модели воспитания. Сопоста- вив соотношение реальной и идеальной моделей у двух групп ро- дителей, можно предположить, что непедагоги ощущают себя более счастливыми родителями, так как разница между реальной и идеальной моделями невелика, тогда как у профессиональных воспитателей разрыв более ощутим. Данный факт можно рас- сматривать не только как причину внутреннего дискомфорта у родителей-педагогов, но и как точку их личностного и профес- сионального роста. 154 Часть I. Педагогика Интересно _______сравнить то, как педагоги-родители определяют свой стиль общения с ребенком, и то, как они определяют стиль общения с детьми у своих коллег. Анализируя полученные данные, становится очевидным, что: такие стили семейного воспитания, как ≪опека≫ и ≪невмеша- тельство≫, представлены в обоих случаях достаточно похоже (пер- вые и последние места в иерархии стилей), т.е. самооценка и оцен- ка других в этой области близки; а в представлении стилей ≪диктат≫ и ≪сотрудничество≫ разли- чия очень велики (≪диктат≫ —15% и 44%, ≪сотрудничество≫ —39% и 8%, т.е. численные значения изменяются в 3— раза) —в чем же причина такого несоответствия? Возможно, педагоги неадекватно оценивают свой стиль семей- ного воспитания, выдавая желаемое за действительное, ведь в мо- дели идеального распределения стилей именно ≪сотрудничество≫ занимает ведущую позицию? Может быть, педагоги не точно оценивают стиль семейного воспитания своих коллег, предъявляя к ним слишком высокие тре- бования в проявлении педагогических навыков даже к членам соб- ственной семьи? Или педагоги акцентированно демонстрируют авторитарность по отношению к собственным детям, предъявляя другим более ≪же- сткий≫ стиль семейного воспитания? Список вопросов можно продолжить. Интересно рассмотреть и другие аспекты этой проблемы. На- пример то, что влияет на выбор стиля семейного общения. Здесь рассматривались лишь некоторые составляющие одной стороны воспитательного процесса —родителя (его образование, профес- сия, пол). В данном контексте можно рассмотреть влияние и таких факторов, как семейные традиции, опыт собственной родитель- ской семьи, возраст родителей и др. За рамками нашего обсуждения остался второй участник этого контакта —ребенок. Некоторые родители в анкетах отмечали, что стиль, выбираемый ими для общения с ребенком, во многом опре- деляется, например, его возрастом, полом, отношениями со свер- стниками, школьной успеваемостью, здоровьем, наличием или от- сутствием других детей в семье и т.д. Наряду с рассмотренными ранее специфическими проблемами, возникающими в процессе воспитания педагогами собственных де- Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 155 тей, можно предположить наличие и общепсихологических проб- лем реализации различных специальных профессиональных навы- ков вне профессионального пространства. Назовем некоторые из них. Наличие внешнего и внутреннего фокуса контроля. Как правило, лег- че выполнять какие-либо действия, если функции контроля и под- держки представлены не только тем, кто осуществляет сам про- цесс, но и выражаются другой личностью (коллегами, руководст- вом и т.п.). В профессиональной деятельности четко оговорены объемы и сроки работы, требования к ее качеству, поэтому легче бывает рас- пределить свои силы, психологически подготовиться к началу и окончанию деятельности. Сам процесс и тем более результат профессиональной деятель- ности обычно более публичен, чем аналогичные проявления ≪для себя≫, а следовательно, возрастает влияние мнений окружающих людей. Однако это вступает в противоречие с тем, что значимость результата, создаваемого ≪для себя≫, обычно выше. Наличие у специалистов профессиональных знаний ведет к бо- лее точному и дифференцированному представлению идеального конечного результата. В определенных случаях это может мешать, поскольку идеальный продукт недостижим, а делать хуже, зная как должно быть, сложно. Неспециалисты, не обремененные таким знанием, смелее включаются в реальный процесс. Физическая и эмоциональная усталость. Эти и другие проблемы часто приводят к тому, что успешные в профессиональном отношении люди бывают несостоятельны в аналогичной деятельности за рамками профессионального про- странства. У родителей-педагогов это осложняется еще и тем, что ребенок как объект профессиональной деятельности обладает выраженной индивидуальностью, самосознанием, находится в постоянном раз- витии и является активным участником воспитательного процесса. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|