Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические рекомендации



 

Претензия — документ о нарушении контрактных обязательств и требований о возмещении убытков стороной, нарушившей эти обязательства. Претензии предъявляются в отношении качества товара, объемов и сроков его поставки, упаковки, маркировки, платежа и других условий контракта и содержат основание для предъявления претензий; доказательства (ссылки на документы, например, акт приема товара, сертификат соответствия); конкретные требования о возмещении убытков.

Предъявление претензии с точки трения права еще не является началом спора между сторонами. Предъявитель доарбитражным или досудебным способом извещает ответчика, что тот нарушил его права и законные интересы.

Правильное и своевременное предъявление претензии позволяет в более короткие сроки, чем посредством иска в суд, урегулировать разногласия, восстановить нарушенные законные права и интересы организации.

Перед оформлением претензии подготавливаются необходимые для этого материалы. При их поступлении следует проверить наличие у организации права на предъявление претензии, а также надлежащее оформление и полноту представленных материалов. Если они неполны или оформлены неправильно, то необходимо истребовать дополнительные материалы и переоформить представленные.

Содержание претензии должно отвечать следующим требованиям:

1. Необходимо указать полное наименование предприятия, учреждения, организации, предъявляющей претензию, почтовый адрес и те же реквизиты лица, которому претензия предъявляется.

2. Требования заявителя в самой претензии излагаются максимально конкретно и четко.

В случае денежной оценки требований, необходимо указать требуемую сумму и ее полный и обоснованный расчет.

3. К претензии прилагаются документы (в подлинниках или их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие обоснованность требований предъявителя. Перечень документов приводится в конце претензии в качестве приложения.

4. Подписывается претензия руководителем организации или его заместителем, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Ответ на претензию может содержать следующие варианты:

— о принятии претензии к рассмотрению, если решение по ней не принято;

— об удовлетворении претензии полностью или частично с указанием даты и номера платежного поручения при оплате;

— об отклонении претензии полностью или частично.

При составлении ответа на претензию должны быть представлены необходимые документы, оформленные в виде приложения.

Подписывается ответ на претензию руководителем предприятия и заверяется печатью.

 

Правовым основанием для возбуждения дел по спорам является исковое заявление.

Исковое заявлениев арбитражном судопроизводстве — это процессуально-хозяйственный документ, при помощи которого заинтересованное лицо осуществляет свое право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых законных интересов.

Требования к форме и содержанию искового заявления перечислены в ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Крайне важно при подготовке документа тщательно соблюдать эти требования, чтобы избежать возврата заявления на дооформление.

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме Оно подписывается истцом или его представителем. Как правило, право подписи от организации имеют руководитель или его заместитель. В случае подписи искового заявления представителем, необходимо приобщить доверенность, из которой вытекают такие полномочия.

Закон не предусматривает проставление печати на заявлении, поэтому ее отсутствие не является несоблюдением правильности формы.

В заявлении указывается наименование арбитражного суда, куда оно подается (в большинстве случаев иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения ответчика).

Затем вносятся данные об участвующих в деле лицах: полные и максимально точные наименования и почтовые адреса истца (лица, предъявляющего иск) и ответчика, а также третьих лиц, если их участие в деле необходимо.

Если иск подлежит денежной оценке, то следует обязательно указать в заявлении цену иска. Сумма исковых требований должна быть в обязательном порядке обоснована. Такое обоснование может содержаться в прилагаемых к заявлению справках-расчетах, подписываемых бухгалтерскими работниками истца.

Истец должен отразить обстоятельства, на которых основаны ею исковые требования, а также представить все доказательства, их подтверждающие Часто, описав в заявлении суть дела (т. е. допущенные ответчиком нарушения), истец не указывает документальные или иные данные, свидетельствующие о допущенном нарушении.

При предъявлении к ответчику исковых требований необходимо сослаться в заявлении на законы или иные нормативные акты, обосновывающие эти требования. Чтобы сделать это грамотно и избежать возврата документов, рекомендуется прибегнуть к консультации юриста, который поможет любому предприятию выбрать правильную норму права, подтверждающую нарушение со стороны ответчика.

Для некоторых видов споров (например, по сделкам, связанным с перевозкой грузов, предоставлением услуг связи и т. д.) действующим законодательством предусмотрен так называемый досудебный (или претензионный) порядок урегулирования: то есть выставление нарушителю претензии (о требованиях к составлению которой говорилось выше) является обязательным условием, предшествующим предъявлению иска в суд. Истец в исковом заявлении обязан сообщить и подтвердить соответствующими документами (копией направленной претензии, ответом на нее и т. п.) соблюдение этого порядка.

Еще одно необходимое условие точного соблюдения формы и содержания искового заявления — это перечень прилагаемых документов, подтверждение уплаты государственной пошлины (платежное поручение или квитанция), доверенность, если заявление подписано представителем истца и др.

Исковое заявление изготавливается в нескольких экземплярах. Первый направляется в арбитражный суд, а копии истец самостоятельно рассылает вместе с копиями прилагаемых документов всем лицам, участвующим в деле (ответчику, третьим лицам). Подтверждение направления копий (например, почтовая квитанция) прилагается к первому экземпляру искового заявления и направляется вместе с ним в арбитражный суд.

При получении копии искового заявления ответчик (или другое лицо, участвующее в деле) вправе направить в арбитражный суд отзыв на это заявление, где мотивирует свои возражения против иска.

Форма и содержание отзыва сходны с исковым заявлением. Отзыв также должен быть в письменной форме, с указанием арбитражного суда, куда он направляется (т. е. по месту принятия искового заявления), наименования истца по делу и самого лица, представляющего отзыв, а также номера дела (он присваивается судом). К отзыву прилагаются необходимые документы, подтверждающие мотивы полного или частичного отклонения исковых требований. Подписывается отзыв самим лицом, участвующим в деле или его представителем (в данном случае к отзыву прилагается доверенность, подтверждающая полномочия представителя). Направление отзыва государственной пошлиной не облагается.

Исковые заявления в суды общей юрисдикции имеют много общего с исковыми заявлениями в арбитражный суд. Заявления подаются в письменной форме с указанием наименования суда, названия истца и его местонахождения, тех же данных об ответчике и других лицах, участвующих в деле.

Истец должен указать в заявлении обстоятельства, на которых он основывает свои требования, а также представить доказательства, подтверждающие изложенные им обстоятельства

Свои требования к ответчику истцу необходимо сформулировать в заявлении максимально конкретно и точно.

Подписывается заявление руководителем предприятия или его заместителем.

Большое значение для организации имеет работа по регистрации и учету как предъявляемых так и предъявленных претензий и исковых заявлений. При хорошо поставленной регистрационно-учетной деятельности обеспечивается сохранность документов, имеется возможность для контроля за своевременностью их рассмотрения, направлением и получением ответов.

Значение учета состоит и в том, что он позволяет организации проводить анализ того, по каким мотивам предъявляется большее количество претензий и исков, выявлять причины подобных обстоятельств, а на основании выводов проведенного анализа готовить и направлять руководству соответствующие предложения.

Рассмотрим формы учета и регистрации претензий и исков.

Журнал учета претензий, предъявленных предприятием, организацией:

— номер по порядку;

— номер и дата договора, из которого претензия вытекает;

— наименование организации, которой претензия предъявлена;

— содержание претензии;

— сумма претензии;

— дата направления претензии;

— дата получения и содержания ответа на претензию;

— отметка об удовлетворении претензии;

— дата передачи материалов для предъявления иска;

— примечания.

Журнал учета претензий, предъявленных предприятию, организации:

— номер по порядку;

— номер и дата договора, из которого претензия вытекает;

— дата получения претензии;

— наименование организации, предъявившей претензию,

— содержание претензии;

— сумма претензии;

— содержание ответа на претензию;

— отметка об удовлетворении претензии;

— дата получения искового материала;

— примечание.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.