Экономическая оценка инновационных проектов.
Если после создания объекта права интеллектуальной собственности рассматривается перспектива использования его в составе инновационного проекта, то перед его разработкой необходимо ответить, по крайней мере, на два вопроса: —следует ли вкладывать инвестиции в этот проект? —будет ли стоимость продукта низшей, чем у конкурентов? Ответ на первый вопрос можно получить с помощью критериев экономической эффективности, к которым относятся: чистая действительная стоимость (NPV); период окупаемости (PBP); внутренняя норма отдачи (IRR); индекс прибыльности (PI); средний доход на чистый капитал (BRR). Чистая действительная стоимость определяется как различие между суммой дисконтных денежных потоков и начальными инвестициями: где: NPV — чистая действительная стоимость; Со — сумма начальной инвестиции; Ct — будущий денежный поток периода; it, — норма дисконта (пруда дисконта), которая отвечает периоду t; Будущий денежный поток — это поток денег, что генерируется ОПИС, или с помощью ОПИС. Таким потоком может быть, например, объем продажи инновационного товара или поток прибылей от ее продажи. Проект считается эффективным при NPV > 0. Довольно часто для оценки эффективности инвестиций используют критерий, который измеряет время, необходимое для того, чтобы сумма денежных потоков от использования ОПИС равнялась сумме начальных инвестиций (РВР). где: РВР — период окупаемости; RE - коэффициент капитализации собственного капитала. Этот критерий отвечает на вопрос, через сколько лет возвратятся инвестиции. Внутреннюю норму (IRR) отдачи можно найти по формуле для NPV, если заменить в ней пруд дисконта на IRR, при условии, что NPV=0: Индекс прибыльности (PI) — это отношения действительной стоимости будущих денежных потоков (РУ) к начальным инвестициям (С0): Правило индекса прибыльности состоит в том, что проекты следует принимать, если РІ > 1. Некоторые менеджеры западных фирм принимают инвестиционные решения на основе бухгалтерской или книжной нормы прибыли (book rate of return — BRR). Она высчитывается как отношения средней прогнозируемой прибыли (после отчисления амортизации и налогов) к средней бухгалтерской стоимости инвестиций. Хотя рассмотренный анализ имеет скорее качественный, чем количественный характер, учет его результатов способное предупредить большие лишние затраты. Важным вопросом в границах ценовой политики является определение цены товара. Один из фундаментальных законов рынка — закон спроса — провозглашает, что чем большей будет цена товара, чем меньшим будет спрос на него. То есть, если цена инновационного товара будет превышать цену аналогичного за качествами товара у конкурентов, то выход такого товара на рынок будет проблематическим, или даже невозможным. Поэтому необходимо рассчитать себестоимость производства инновационного продукта и прибавить к ней плановая прибыль. Определяя цену, следует учесть также затраты на продвижение товара на рынок и возможные затраты на судебную защиту интеллектуальной собственности от недобросовестных конкурентов. Если рассчитанная цена будет высшей, чем у конкурентов, следует подумать над разработкой следующих ОПИС, способных уменьшить эту цену, например, за счет усовершенствования технологии, замены сырья и т.п. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|