Позиционирование товара: понятие, цель и направления
Позиционирование товара – система определения места нового товара на рынке в ряду других товаров, уже находящихся там, с учетом характера восприятия всех товаров-конкурентов потребителями. Позиционирование затрагивает самые разные аспекты маркетинговой деятельности: товарную, ценовую, сбытовую, сервисную и рекламную политику, хотя оно особенно важное значение имеет при осуществлении рекламных кампаний. Таблица 2.4. Три уровня товаров
Цель позиционирования – помочь потенциальным покупателям выделить данный товар из числа его аналогов-конкурентов по какому-либо признаку и отдать предпочтение ему при покупке. Оно направлено непросто на определение возможного места товара на рынке сегодня и в перспективе, а на укрепление его конкурентных позиций на конкретном сегменте рынка посредством создания у покупателей предпочтительных стимулов к его приобретению. Основные типы позиционирования основаны: - на отличительном качестве товара; - на выгоде или возможности решения проблемы; - на особом способе использования; - на ориентации определенной категории потребителей; - на основе эмоциональных ценностей; - с учетом конкурентов; - с учетом класса продукта (категории товара). Классификация позиционирования: 1. по природе возникновения может быть с техническим ноу-хау и маркетинговым; 2. по отношению к конкурентам – аналогичное, конкурентное, уникальное; 3. по степени новизны – позиционирование существующих товаров и совершенно новых. Процесс позиционирования товара включает следующие этапы: - выбор категории позиционирования; - выявление наиболее важных для потребителей функциональных свойств товара; - выявление основных конкурентов; - оценка своих предложений и предложений конкурентов; - построение матриц позиционирования; - выбор оптимального варианта позиционирования; - формулирование позиционного выражения, его согласование со всем комплектом маркетинга; - обратная связь и корректировка позиционирования. Выделяют три основных направления позиционирования товара (рис.2.1).
Рис.2.1. Направления позиционирования товара
Для существующих товаров применяют стратегию репозиционирования – процесс, с помощью которого компания приспосабливает свои товары к изменяющимся запросам потребителей и действиям конкурентов на соответствующих сегментах рынка. Основные направления репозиционирования представлены на рис.2.2.
3. Рис.2.2. Направления репозиционирования Практика показывает, что репозиционирование товара эффективно в следующих случаях: - сегмент рынка стал слишком мал и теряет свою привлекательность, уменьшается спрос, растет конкуренция, снижается прибыль; - товар не востребован на целевом рынке; - товар неконкурентоспособен из-за высокой цены. Существуют одномерные и многомерные методы позиционирования. При одномерном позиционировании выбирается наиболее значимая характеристика товара. Степень соответствия характеристики продукта субъективным представлениям потребителей можно определить путем опроса с помощью рейтинг-шкалы («хорошо-плохо»), либо применяя дифференцированную оценку отдельных элементов и свойств. В этом случае могут быть использованы модель Розенберга, прикладная модель, построенная на принципе Розенберга, модель с идеальной точкой. В основе многомерных методов позиционирования лежит построение карты-схемы восприятия или карты позиционирования. Наиболее распространенными моделями являются: модель «продукт-рынок» с предварительно заданными характеристиками; модель «продукт-рынок» без задания характеристик. Последовательность построения карты следующая: 1) определение конкурентов; 2) определение координат пространства; 3) определение позиций конкурентов; 4) отображение на карте-схеме координат по каждому конкуренту с учетом занимаемой доли рынка. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|