Здавалка
Главная | Обратная связь

Из истории белорусской народной тары.



Сосуды для хранения и транспортировки продуктов у белорусского народа бытуют очень давно. Материалом для их изготовления служили глина, дерево, древесная кора, металл, применялась также технология плетения из лозы, соломки, луба и т.д.

Наиболее распространенными и популярными были керамические сосуды. В зависимости от назначения они имели разнообразную форму и названия. Так, для хранения молока приняли сосуд, который именовался «гладыш». Это была довольно высокая посудина с выпуклым туловом, несколько сужавшимся кверху. Такая форма строго обусловливалась назначением сосуда. Из гладыша легко было наливать молоко, но горлышко его не было слишком узким, что позволяло при мытье посудины засунуть в нее руку и хорошо вымыть.

Усовершенствованным вариантом гладыша является кувшин. Его форма была обогащена сливным носиком на горловине и небольшой ручкой. Это делало кувшин более удобным в пользовании, в связи с чем он применялся для хранения не только молока, но и других напитков: воды, кваса, бражки и т.д.

Совершенно иное назначение имел большой керамический сосуд, который в одних районах Беларуси назывался слой, слоик, а в других – корчага. Это посудина использовалась для соления капусты, огурцов, грибов. В корчагах поменьше хранили сметану, мед, варенье и др. имели корчаги форму с широким устьем и выпуклыми боками, что также обуславливалось назначением посудины.

Самой же, видимо, изящной и утонченной формой обладал сосуд, который назывался «гляк – или глек». Он использовался для хранения кваса, растительного масла, водки и других жидких продуктов. По внешнему виду эта посудина была очень похожа на античную греческую амфору: как и у амфоры, узкое горлышко, выпуклое тулово, одна или две дугообразные ручки. Интересна история появления гляков на территории Беларуси, которая, как ни удивительно, действительно свидетельствует о связи формы белорусского гляка с формой древнегреческих амфор.

Гляки в Беларуси появляются и распространяются начиная с 16 века. Происходит это под влиянием завоза в Великое княжество Литовское так называемой «рейнской каменной посуды». Свое название изделия из Рейнской области получили благодаря особой крепости керамического материала, из которого они изготовлялись. Одной из наиболее распространенных форм рейнской посуды был шарообразный сосуд с узким горлышком и одной или двумя овальными ручками – по форме как раз то, что мы называем гляком. Немцам же эта форма сосуда досталась в наследство от Древнеримской Империи, которая в начале нашего тысячелетия имела ряд гончарных центров в Западной и Центральной Европе, в том числе и в Рейнской области. В древнем Риме эта форма сосуда была также заимствована – у этрусков, одного из крупнейших итальянских племен античности. В 6 веке до н.э. этруски завоевали Рим, и с тех пор древнеримская культура подвергалась сильному воздействию этрусской. Именно тогда у римлян начали бытовать сосуды с выпуклым глякообразным корпусом. У этрусков же, судя по раскопкам их поселений, такие сосуды появились еще в 7 веке до н.э. Но «место рождения» формы гляка еще дальше. Этрусская культура находилась под интенсивным воздействием греческой. А в Греции то было время господства в керамике так называемого «коврового стиля», который характеризовался особой живописностью и богатством декора как раз на округлых сосудах, называемых афморами. Таким образом, мы видим, как сложна история возникновения нашего гляка из античной Греции через Древний Рим в средневековую культуру Западной Европы и наконец на просторы Беларуси.

Еще одним характерным видом белорусской народной керамической тары были «обедники» -- небольшие горшочки для доставки еды в поле. Обедники имели дугообразную ручку сверху или небольшие ушки по бокам посудины. Интересной разновидностью такого сосуда являлись «спарыши», или «близнята», «двойники» -- два, реже три или четыре, прикрепленных боками друг к другу горшочка, объединенных единой ручкой-скобой. Иногда между горшочками помещалась еще солонка.

Кроме керамической в белорусской деревне была широко распространена и деревянная, бондарная тара. Здесь также существовало большое количество разнообразных по форме и назначению предметов. В первую очередь можно отметить емкости для воды и других жидких продуктов. самой большой по размерам была бочка для подвоза воды. Далее можно назвать – «водянку» -- это нечто вроде кадушки для воды. Очень необходимыми в хозяйстве были деревянные ведра, в которых воду приносили из колодца или криницы. Для доставки воды и других жидкостей применялась и баклага, или биклага. Это был сосуд совершенно иной формы, чем ведро. Он представлял собой плоскую двухдонную, то есть закрытую бочку. Для хранения жидких продуктов использовалась также барилка – двухдонная бочка на 5-10 литров.

Имелась в Беларуси и деревянная тара для хранения различных сельскохозяйственных продуктов. Большие бочки, которые назывались «всыпище», применялись для хранения зерна. С этой же целью использовались кадушки. В таких посудинах также квасились и сохранялись капуста, соленые огурцы, моченые яблоки и прочее. Для хранения мясных продуктов использовался «кубелец». Иначе его называли «кублик или сальник». По форме он напоминал кадушку, но имел еще крышку. Аналогичная емкость, но больших размеров, именовалась «кубел» и была предназначена для хранения одежды. Посудина же для замачивания белья в растворе золы (ее тогда использовали вместо мыла) называлась «жлукта».

Надо отметить, что в белорусской народной культуре, как и в традиционных культурах других славянских народов, различные бытовые емкости, посуда имели не только утилитарное, но и глубокое символическое значение. В древней славянской символике посуда обычно связывалась с образом солнца. Эта связь, как считают ученые, идет от круглой формы, которую имели многие сосуды. Несомненную связь с солнечной символикой можно проследить, например, в ритуальной роли, которую играл в старой белорусской хате такой деревянный сосуд, как хлебная дежа. Ее как емкость, где приготовляется хлеб – самый важный для человека продукт, очень уважали в крестьянской среде, поэтому часто ставили в самое почетное место в хате – на лаве в красном углу, где находились образа, в углу, который олицетворял в жилище сферу солнца, неба. Таким образом, дежа, находясь в красном углу, принимала на себя определенные качества солнечной символики. Примечательно, что когда перед свадьбой молодая с подружкой ходили по домам, приглашая гостей на свадебный пир, они, входя в хату, кланялись сначала красному углу и деже как олицетворению солнца, божественного света, а потом уже всем присутствующим.

Делали в Беларуси различные емкости из березовой коры. Наиболее распространенные из них так и назывались – «берестянки». Берестянка – это небольшой бочонок с крышкой, который использовался для хранения меда, круп, приправ и других продуктов. Изготавливалась берестянка из скрутка бересты, концы которого закреплялись фигурным соединением «в замок». Иногда на стенках бочонка процарапывался несложный орнамент, чаще всего состоящий из колец с точкой посередине. Ученые считают, что этот орнамент сохранился еще со времен железного века и символизирует животворное солнце. Кроме берестянок из коры изготавливали также табакерки, емкости для соли и т.д.

В белорусском народном быту широко использовали тару, сделанную плетением. В качестве материала для этой цели применяли луб (липовая кора с волокнистой внутренней частью), солому, камыш, лозу. Из луба делали короба – большие емкости для переноски продуктов и корма для животных, хранения зерна, сбора грибов и ягод. По форме короба были прямоугольные и круглые. Из луба делали и коробки для белья, а также корзины (кошики), куфэрки (небольшие коробки с двойными стенками и крышкой), лазбени (плетеные короба с дном из сосновых досок, которые применялись для сбора меда) и др. Различные коробки и кошики плели также из лозы. Очень изящные, красивые вещи делались методом плетения из соломки. Этот материал обладал хорошими эстетическими качествами за счет приятного золотистого цвета, поэтому всевозможные коробочки, которые изготовлялись из соломки, кроме утилитарных имели обычно и художественные, декоративные качества.

Изготовляли в Беларуси в прошлом и металлическую тару. Материалом для нее в основном служила медь. «Медництво», как называли белорусы это ремесло, было распространено в городах и местечках, а его изделия чаще всего использовали в быту мещане. В деревнях же металлические изделия встречались довольно редко. Среди медной тары прошлого века можно назвать гляки, жбаны, ведра и т.д. По форме белорусская металлическая посуда во многом напоминала аналогичные керамические изделия.

Итак, рассмотрев основные виды тары, издавна бытовавшие в Беларуси, можно подытожить, что и материал, из которого изготовлялась эта тара (глина, дерево, луб, солома), и ее формы (несущие в себе по преимуществу фигуру круга, отражающего образ солнца – главного жизнеутверждающего начала) определялись прямой и тесной связью белорусского народа с миром природы, а форма сосудов и емкостей является результатом практики многих поколений, отдельные же ее разновидности (как гляк, например) своим происхождением обязаны культурам древнейших народов мира. Народная тара была не только удобна в употреблении, но и красива, гармонична по внешнему виду. Неразрывность красоты и пользы, что пронизывала всю народную материально-художественную культуру, была характерна и для формообразования белорусской народной тары. Эти объекты, изготавливавшиеся нашими предками, а частично сохранившиеся и в сегодняшнем деревенском быту, являются ценнейшими памятниками культуры нашего народа и достойны внимательного и увлеченного изучения со стороны современных исследователей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.