Здавалка
Главная | Обратная связь

Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по формированию элементарных математических представлений



В коррекционно-педагогической работе по формированию элементарных математических представлений делается акцент на решение следующих задач:

1. Формирование интереса, потребности в математической деятельности, стимулирование познавательной активности

Работа начинается с установления эмоционального контакта, налаживания сотрудничества с детьми. Каждое занятие может начинаться с элемента сюрприза. Использование в работе учителем-дефектологом игровых эмоционально окрашенных ситуаций, включение в них сюжетных игрушек, привлекательных бытовых предметов будут способствовать преодолению равнодушия детей к деятельности, негативизма, формированию у них эмоционального отношения к материалу. Игрушка используется для стимуляции активности и сосредоточенности детей на выполнении задания. Эмоциональное решение игровых задач (поиграть с персонажем, помочь ему, научить), умелое использование необычных игровых ситуаций, в ходе которых педагог стремится обеспечить выполнение детьми познавательных действий, дает возможность пробуждать интерес к занятиям, накапливать и расширять их жизненный опыт.

2. Обучение практико-ориентированным элементарным математическим знаниям и умениям в объеме программы

Первоначальные представления о множествах, отношениях, числах и величинах предлагаются детям с учетом их познавательных возможностей. Они формируются на базе освоения детьми способов ориентировки в окружающей действительности: метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка. Эти способы служат средством для формирования математических знаний и умений.

3. Коррекция и развитие:

§ сенсомоторной сферы;

§ речи (введение в пассивную и активную речь элементарных математических терминов);

§ мышления, внимания, памяти

а) На занятии дети знакомятся с сенсорными эталонами, признаками, по которым происходит упорядочивание, систематизация предметов, учатся их называть, группировать предметы по заданным признакам; выполняют сенсорно-перцептивные действия, направленные на обследование предметов. Это важно для адекватного восприятия объектов, выделения необходимых признаков, их использования для решения задачи. Сенсомоторные функции являются основой формирования математических представлений. Педагог осуществляет работу по стимулированию зрительного и слухового восприятия, формированию межсенсорных координации. Используются простые упражнения и задания, конкретный наглядный материал, которые направлены на узнавание предметов и их зрительных образов, дифференциацию сходных предметов, зрительных образов, их различение по цвету, форме, величине; на развитие зрительно-моторной координации, слухового восприятия, слухомоторной координации. Проводится работа по развитию ручной и мелкой моторики.

б) Четкие представления могут возникнуть, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Важно создавать специальные условия для формирования правильного соотнесения образа восприятия со словом, способствовать активному включению собственной речи в практические действия детей. Такая работа важна для накопления запаса слов, обозначающих предметы, их качественные и количественные признаки, количественные отношения; обогащения значения слов, адекватного использования лексики при построении собственных речевых конструкций. Это поможет детям использовать элементарную математическую терминологию на занятиях, в других видах деятельности и повседневной жизни.

в) Организуется работа по формированию наглядно-действенного мышления, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, сериации. В основе формирования наглядно-действенного мышления лежит развитие ориентировочной деятельности при решении практических задач. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает простейшие виды практических действий и необходимые для их осуществления ориентировочные действия. На первых этапах обучения проводится работа по формированию действий восприятия, направленных на обследование и выявление внешних свойств предметов, и интеллектуальных действий, выявляющих связи и отношения между предметами.

4. Воспитание:

§ умения сотрудничать в процессе осуществления совместной познавательной деятельности;

§ самостоятельности;

§ положительных личностных качеств: целенаправленности, умения закончить начатое дело, трудолюбия, способности к волевым усилиям и др.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.