Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация занятий по формированию элементарных математических представлений в специальном детском саду



Основными правилами эффективной организации занятий по формированию элементарных математических представлений в специальном детском саду являются следующие (Е. М. Калинина, Е. А. Стребелева):

§ учет положительных возможностей и особенностей каждого ребенка;

§ частая смена видов деятельности;

§ многократная и вариативная повторяемость материала в изменяющихся учебных ситуациях;

§ игровая форма обучения с позитивным эмоциональным фоном;

§ использование разнообразного дидактического материала, представленного предметами быта (посуда, игрушки, одежда);

§ обеспечение переноса полученных знаний и умений о количестве в житейские ситуации, продуктивные виды деятельности, нестандартные учебные игровые ситуации, в игру;

§ активизация познавательной деятельности в процессе действий с множествами предметов;

§ согласование практической и речевой деятельности детей (вербализация собственных действий детьми или их комментирование педагогом).

Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В случаях, когда ребенок не готов к продолжительному восприятию материала, педагог может разделить содержание занятия на несколько частей. При этом необходимо соблюдать последовательность изучения материала. Новые знания даются детям постепенно, небольшими частями, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно адекватно оценивать возможности детей. Прочное усвоение математических представлений обеспечивается неоднократным повторением вариативных заданий и упражнений на занятиях, а также широким использованием практических и житейских ситуаций для применения и закрепления математических представлений. Это является полезным и важным для обогащения, накопления жизненного опыта детей, преодоления его ограниченности и несостоятельности. При этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы.

Основной формой работы является обучение детей на занятиях. Эффективно проведение занятия в виде игры-драматизации. Это позволит стимулировать и поддерживать активность, предупреждать утомление детей, обеспечивать необходимую смену видов деятельности, формировать и закреплять математические представления. Такие занятия делают процесс обучения привлекательным и эмоционально-мотивированным.

Подготовка к занятию должна быть направлена на определение учителем-дефектологом необходимого и достаточного объема и характера предлагаемой наглядности, способов стимулирования активности детей на каждом этапе занятия, обеспечения своевременного включения в практические действия детей их собственной речи. Речь педагога должна быть лаконична, доступна детям, должна способствовать планированию и регуляции выполняемых детьми действий, помогать им в осмысливании предлагаемой информации, способствовать преодолению фрагментарности восприятия материала.

Важным условием перехода к восприятию количественных отношений является умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе общего признака.

На начальном этапе обучения занятия направлены на формирование представлений о множестве. Детей учат выделять качественные свойства предметов. Целесообразно предлагать задания на подбор и группировку предметов по заданным признакам (цвет, форма, назначение предмета). Варианты заданий могут быть следующие:

§ Педагог выставляет 2—3 предмета (чашку, блюдце, ложку), называя, дотрагивается до каждого. Затем достает из-за ширмы один предмет (чашку) и предлагает найти на столе такой же.

§ Педагог выставляет 2—3 кубика (шара, мяча), разных по цвету (размеру). Затем предлагает выбрать предмет такого же цвета (размера).

§ Выкладываются одинаковые предметы красного и синего цветов. Предлагается все предметы одного цвета (красные) сложить в коробку.

§ Педагог просит составить группу предметов по назначению: найти все карандаши (ими рисуют), игрушки (можно играть).

В режимных моментах педагог обращает внимание детей на объединение предметов в группы: все предметы гигиены (мыло, полотенце) расположены в ванной комнате, вся посуда стоит в буфете, одежда находится в шкафу. Также полезно создавать или использовать ситуации, в которых дети подбирают или группируют предметы (складывают все кубики в коробку; обувь — на полку; мусор — в корзину).

Все действия, которые совершают дети (объединение предметов в группы, выделение из группы одного предмета), педагог сопровождает словом. Например, на подносе лежит много яблок, каждый ребенок взял по одному; принесли много полотенец, каждому раздали по одному. Также предлагаются задания, которые направлены на формирование у детей представления, что предметов становится меньше, когда убирают, и становится больше, когда добавляют. Дети учатся замечать, выделять качества отдельного предмета (красная машина), общие признаки для всех предметов группы (все красные машины). Таким образом, у детей постепенно формируется представление, что множество состоит из отдельных элементов.

Затем детей учат различать, составлять указанное количество предметов (один и много), понимать вопрос «Сколько?». Педагог формирует у детей представление, что одни и те же объекты можно представить группой и в единственном числе. Вариативные упражнения с игровым и практическим материалом будут способствовать накоплению опыта восприятия разных по количественному составу множеств, умению различать Множества, т. е. правильно понимать и выполнять просьбы типа: «Принеси много... (один)». Усложнение заданий состоит в том, что на стол ставят один и много предметов и предлагают определить, каких предметов много, а какой один. В бытовых ситуациях, на прогулке педагог направляет внимание детей на выделение совокупностей предметов и единичных предметов (много стульчиков, а стол один; много листьев, дерево одно).

Следующим этапом работы по формированию дочисловых количественных представлений является сопоставление двух совокупностей предметов. Детей знакомят с отношениями «равенство — неравенство», учат с предметом одной группы соотносить только один предмет другой группы. Игровые упражнения направлены на овладение практическим способом выяснения, в какой группе больше (меньше) предметов или их поровну. Детей обучают приему практического сопоставления — наложению предметов на другие предметы, а также на рисунки карточки-образца. Дети учатся выделять каждый элемент множества, накладывать на карточку столько предметов, сколько нарисовано. При этом важно учитывать особенности зрительного восприятия и моторного развития каждого ребенка, поэтому большое внимание уделяется формированию правильных навыков. Детей учат брать предмет правой (ведущей) рукой, располагать в ряд, действовать в одном направлении (слева направо), точно соотносить предмет с предметом, учитывать интервалы между ними. При возникновении трудностей необходимо оказать своевременную поддержку в освоении материала. Знакомить детей со способом приложения можно, при самостоятельном использовании детьми способа наложения в ходе выполнения заданий. Прикладывание предметов один к другому является более сложным способом, так как ребенку необходимо учитывать расстояние между предметами. Обязательно проводится работа по формированию правильных навыков выполнения. Взрослый помогает соотнести предметы обеих групп один к одному, по порядку указывает на каждый предмет в ряду, фиксирует взгляд ребенка на действиях, задерживается на лишнем предмете, поясняет: «Одна чашка лишняя. Чашек больше. Одной ложки не хватает. Ложек меньше». Детям предлагают показать, где лишний предмет, а где его не хватает. Педагог сопровождает собственные действия и действия детей пояснением, что является важным для осознания способа действия и количественных отношений, которые устанавливаются с помощью этого действия.

Предлагаются разнообразные задания на сопоставление совокупностей (от 2 до 5) предметов, необходимые для осознания смысла отношений «больше», «меньше», «поровну». Работа осуществляется не только на занятиях, но при решении практических ситуаций: «Хватит ли детям стульчиков (совочков, ведерок)?», «Поровну ли тарелок и ложек?». Педагог постоянно обращает внимание детей на необходимость применения практических способов: можно узнать, чего больше (меньше) — надо наложить одни предметы на другие или приложить один предмет к другому.

Учителю-дефектологу необходимо проводить специальную работу по сравнению групп предметов, которые отличаются качественными признаками (большие и маленькие тарелки, высокие и низкие пирамидки). Детей учат сопоставлять и группировать предметы по цвету, форме или размеру, сравнивать количество предметов в разных группах. Педагог помогает выделять, называть общие признаки для всей группы и для части ее предметов (Много тарелок. Тарелки большие и маленькие. Больших и маленьких тарелок поровну.).

Таким образом, педагог организовывает игры, упражнения на занятиях и вне занятий, создает и использует специальные ситуации, которые способствуют формированию представлений о независимости количества от качественных признаков предметов. Детей учат видеть, осознавать, что больших и маленьких предметов может быть больше, меньше, поровну.

На занятиях ребенка учат целенаправленным действиям. Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью обусловливают наглядно-действенный характер обучения. На начальном этапе мышление формируется в плане действия, с опорой на восприятие, оно развивается в целенаправленных действиях. Целесообразно применять определенную последовательность в использовании приемов обучения (С. И. Давыдова):

§ Проигрывание действий педагогом. Все действия совершаются на высоком эмоциональном фоне, сопровождаются словесными пояснениями и проводятся в игровой ситуации. Дети должны быть приближены к месту действия с объектами, т. е. во время наблюдения им необходимо дать возможность потрогать, пощупать, рассмотреть все, что предлагает педагог. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру) способствуют точности восприятия, рука учит глаз. Постепенно из пассивного наблюдателя ребенок становится активным участником. Важным является развитие у детей стремления действовать вместе со взрослым, наблюдать за преобразованием материала, выражать радость, удивление, удовольствие в процессе деятельности.

§ Совместные действия педагога и ребенка. Взрослый берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. Совместные действия используются в самом начале обучения, при формировании новых знаний и выполнении сложных заданий, а также, когда у ребенка имеются двигательные нарушения. Ребенок при этом фиксирует внимание на руке и на предмете, ощупывает предмет, следит за его перемещением, находит место каждому предмету из множества однородных и разнородных предметов. При этом педагог помогает ребенку, замедляя свои действия, выполняя действия вместе с ребенком, акцентируя внимание на каждом этапе, направляя взгляд ребенка на предмет и действие с ним. Это развивает у детей зрительно-двигательную координацию, моторику, предметное восприятие.

§ Подражание действиям взрослого. Дети видят каждый предмет в руке педагога и выполняемое им действие. Например, педагог кладет на стол много однородных предметов — кубиков. Затем берет 1 кубик и называет количество взятых предметов. Все время держа предмет в руке, просит детей сделать так же. В этом случае выбор необходимого предмета, способы деятельности и последовательность выполнения действий даются в готовом виде.

Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем к выполнению заданий по словесной (вербальной) инструкции.

Действия по образцу. Ребенок не видит действий педагога, а видит только результат. Например, перед педагогом и перед ребенком лежат одинаковые группы однородных предметов. Педагог за экраном берет 1 предмет и, показывая его ребенку, предлагает взять столько же.

§ Выполнение заданий по словесной (вербальной) инструкции. Педагог предлагает взять один (много) предмет (ов): «Возьми одно яблоко», «Принеси много яблок». Ребенок понимает инструкцию и выполняет ее без помощи взрослого.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.