Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью



1. Пропедевтический (дочисловой) период

Содержание работы в дочисловой период имеет целью создание у детей предпосылок к формированию представлений о числе и счете.

Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется на основе приобретения и накопления собственного опыта в предметно-практической и игровой деятельности под руководством взрослого.

На первом этапе обучения взрослый учит ребенка сосредоточить взгляд на предмете, наблюдать за совершаемыми взрослым действиями. Учитель-дефектолог демонстрирует изучаемый объект, обследует его, выявляет при этом его существенные свойства, признаки. При этом педагог устанавливает связь между предметом и его названием (названием качественного или количественного признака): указывает на предмет (или признак предмета) и четко произносит его название: «Это кубик. Маленький мяч. Одна елочка». Дети по подражанию совершают такие же практические действия с раздаточным дидактическим материалом, которые педагог сопровождает комментирующей речью: произносит название предмета (название признака), а ребенок указывает или дает соответствующий предмет педагогу, выделив его среди других: «Дай мне кубик. Покажи маленький мяч. Возьми одну елочку». Если ребенок не способен выполнить инструкцию, взрослый совершает совместные с ним действия — берет руки ребенка в свои и производит нужное действие. На следующем этапе педагог указывает на предмет (признак предмета) и просит ребенка назвать его: «Что это? (Это кубик.) Какого размера мяч? (Маленький мяч.) Сколько елочек? (Одна елочка). Используются упражнения на нахождение аналогичных предметов с изучаемыми свойствами. Педагог просит ребенка найти в специально подготовленной обстановке все кубики (маленькие мячи). Материал закрепляется в предметно-практической деятельности, в продуктивных видах деятельности, житейских ситуациях. Затем ведется работа по закреплению, активизации усвоенных знаний и умений на прогулках, в быту, на других занятиях.

Коррекционно-педагогическая работа выстраивается в определенной последовательности по мере усвоения математического материала.

2. Составление групп предметов: группировка по определенному качественному признаку

Педагог знакомит детей с признаками предметов — цветом и формой; учит их различать, по возможности называть эти признаки. Формирование навыков группировки предметов является начальным этапом развития представлений о множестве и осуществляется одновременно с изучением цвета, формы, величины. Это способствует лучшему усвоению представлений о сенсорных эталонах, формирует представление о множестве предметов.

Умение группировать развивают у детей постепенно. Вначале ребенку предлагается найти и показать среди нескольких предметов разного цвета или размера такой же, как в руках у педагога. Затем подбирается несколько предметов к одному и тому же образцу. Например, педагог говорит ребенку: «Все вот такие, большие, кубики положи в эту коробку». Образец ставится перед ребенком. Вначале дети подбирают по одному признаку (цвет, форма, величина). В случае, если ребенок самостоятельно по вербальной инструкции справляется с заданием, ему предлагают усложненный вариант — учет двух признаков (например, цвета и формы). Задания выполняются в совместной деятельности, по подражанию, по образцу, затем, по мере усвоения признаков и их названий, по вербальной инструкции.

Например:

§ сложить в большую корзину большие грибы, а в маленькую — маленькие;

§ выбрать и сложить на одну тарелочку все красные бусины, а на другую — все синие;

§ выбрать на ощупь из мешочка все кубики или все шарики.

Важно учить детей сопровождать свои действия словами: «Еще такой, еще такой...» В этом случае каждому предмету и действию соответствует слово еще, которое помогает выделить отдельный предмет и отметить увеличение их количества. Такой комплекс служит пропедевтикой для овладения счетом, когда названное числительное относится только к одному предмету или действию и каждое следующее числительное указывает на увеличение количества. В начале обучения, когда дети еще недостаточно владеют речью, педагог сам комментирует каждое действие ребенка.

Описанные задания — это задания на группировку — первая форма классификации. Во всех этих случаях дети не решают мыслительную задачу — выделение признака, объединяющего предметы, а выполняют задание на восприятие — подбор предметов по заданному качественному признаку. При выполнении заданий детей учат действовать, пользуясь методом проб и примеривания.

Постепенно детей нужно обучать самостоятельно выделять тот признак, который являлся существенным при выполнении поставленной задачи. Дети группируют предметы по цвету, форме, величине, функциональному назначению. Перед ребенком в качестве образца кладутся эталоны цвета, например синяя и красная карточки, ставится коробка с игрушками красного и синего цвета. Дается инструкция: «Разложи игрушки в коробки: сюда все такие (педагог указывает жестом на красную карточку), а в другую — все такие (указывает на синюю карточку)».

3. Формирование представлений «один — много — мало». Выделение признаков количества как особого свойства предметов и явлений окружающего мира

Детей учат образовывать различные по численности группы предметов, формируют основные количественные обобщения «один — много — мало», понимать и отвечать на вопрос «Сколько?». На первых занятиях используют одинаковые предметы, фиксируя внимание на количестве, а не на качественных особенностях. Умение выделять и определять количество «один — много — мало» формируется у детей последовательно: в совместных действиях, по подражанию, по образцу, по вербальной инструкции. Например, педагог кладет на стол много однородных предметов — кубиков. На глазах у детей он берет из множества 1 кубик и называет количество взятых предметов: «Один». Держа предмет в руке, просит детей сделать так же. При этом спрашивает у каждого ребенка, сколько у него кубиков. Детей учат воспринимать, осознавать, по возможности называть количество предметов. Если ребенок неговорящий, то показывать жестом и выделять интонацией.

При выполнении заданий по образцу перед педагогом и ребенком лежат одинаковые группы однородных предметов. Педагог за экраном берет один (много) предмет (ов) и показывает ребенку, предлагая при этом ему взять столько же. Затем спрашивает: «Сколько ты взял?» При выделении предметов по образцу ребенок не видит действий педагога, а видит только результат действия. Только после того, как воспитанники научатся выделять один и много предметов по подражанию и образцу, им предлагают вербальную инструкцию: «Дай один. Возьми много».

Формирование элементарных математических представлений происходит в различных игровых и практических ситуациях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.