Здавалка
Главная | Обратная связь

Изучение состояния элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью



На первичном обследовании детям можно предложить следующие задания:

1. Подбор и группировка предметов по заданному признаку. Цель: выявить уровень развития зрительного восприятия внешних свойств предметов, умения выделять цвет и величину как признак. Ребенку предлагают сложить в коробку всю синюю посуду. Составить вместе все большие стаканы.

2. Определение количества групп предметов. Цель: выявить умение определять количество предметов «один — много — мало». Перед ребенком помещают три группы предметов, разных по количеству: 1 яблоко, 3 яблока, 10 яблок. Педагог указывает то на одну, то на другую группу предметов, ребенку предлагается ответить на вопрос: «Сколько здесь яблок?» Если ребенок не может назвать количество предметов, то педагог просит показать, где одно (много, мало). Можно предложить задание найти и назвать (показать) предметы, которых в комнате много, и предметы, которых по одному.

3. Составление упорядоченного ряда. Цель: выявить умение упорядочивать предметы по размеру. Ребенку предлагаются задания: выложить ряд, чередуя большие и маленькие салфетки: «Давай разложим салфетки для яблок: положим большую, потом маленькую». Разложить ленты по длине. Затем педагог убирает одну из лент и дает задание найти ее место.

4. Сравнение множеств по количеству. Цель: выявить умение определять, в какой группе предметов больше (меньше, поровну). Ребенку предлагается сравнить по количеству: две группы предметов (3 чашки и 2 тарелки, 3 куклы и 3 конфеты); непрерывные множества (2 стакана одинаковой величины, заполненные водой) и установить между ними отношения «больше (меньше, поровну)». Если ребенок не может самостоятельно использовать приемы сравнения, выражать количественные отношения соответствующими словами, то педагог сам сравнивает множества, а ребенка просит сказать (показать), чего больше, а чего меньше.

5. Преобразование множеств, изменяющих количество. Цель: выявить умение преобразовывать множества предметов путем уравнивания, уменьшения, увеличения их количества. Ребенку для преобразования предлагают множества, дают задания на их увеличение, уменьшение и уравнивание. Ставят на стол в два ряда друг около друга 3 тарелки и 2 ложки. Ребенок устанавливает, что тарелок больше, ложек меньше. Дается инструкция сделать, чтоб стало поровну. Задаются вопросы: «Что ты сделал? А как по другому можно сделать?» Если ребенок не справляется, то инструкция упрощается: «Добавь еще 1 ложку. Что получилось? Сколько теперь тарелок и ложек?»

6. Преобразование множеств, сохраняющих количество. Цель: выявить уровень сформированности представлений о сохранении количества: количество предметов не изменяется, независимо от их расположения. Ребенку предлагается задание. На стол ставят 3 тарелки и 3 ложки — предметы каждой совокупности располагаются вряд, друг около друга. Ребенок устанавливает, что тарелок столько же, сколько ложек, поровну. Затем педагог изменяет расположение предметов: расставляет тарелки на большом расстоянии Друг от друга; собирает их вместе. После каждого изменения выясняется: тарелок стало больше или меньше?

7. Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными анализаторами. Цель: выявить умение определять количество предметов или явлений в пределах 1—3 без счета. Ребенку предлагают, например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько игрушек на столе; хлопнуть в ладоши столько раз, сколько раз ударил молоточек.

8. Счет предметов. Цель: выявить умение осуществлять счет, называя числительные в правильной последовательности; пересчитывать группы однородных предметов и обозначать результат числом; пересчитывать группы разнородных предметов и предметов, имеющих различное пространственное расположение. Ребенку предлагается стопка тарелок (5 — 7 штук) и дается инструкция: «Сосчитай и скажи — сколько всего тарелок».

В результате обследования учитель-дефектолог, определив возможности каждого ребенка, осуществляет рациональное деление детей на подгруппы, определяет отбор объема, содержания, методов и темпа обучения. Последовательность освоения материала изложена в программе. При этом необходимо иметь в виду, что возрастной показатель не является определяющим в выборе материала. Учитель-дефектолог самостоятельно, в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребенка, конкретных условий работы, выстраивает траекторию усвоения математических представлений по подгруппам и индивидуально. Использование материала разного уровня сложности позволит педагогу дозировать нагрузку, отслеживать затруднения детей во время занятий, своевременно оказывать помощь в освоении математических представлений, организовать успешную деятельность каждого ребенка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.