Здавалка
Главная | Обратная связь

Коррекционная направленность занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью



Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют коррекционную направленность. Это обусловлено особенностями психофизического развития детей.

В исследованиях установлено, что у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается недоразвитие наглядных форм мышления. Это ограничивает обогащение имеющегося опыта новыми знаниями, а также затрудняет освоение учебного материала (Е. А. Стребелева, Т. А. Процко). Таким образом, в период пребывания детей в специальном детском саду целесообразно проводить коррекционную работу по формированию наглядно-действенного мышления. Занятия по формированию элементарных математических представлений имеют достаточный потенциал в этом направлении.

Познание детьми качественных и количественных отношений между предметами происходит при сравнении, сопоставлении предметов и групп предметов (множеств). Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Форма, величина, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними, хорошо воспринимаемыми признаками. Количество — особый признак, который не зависит от цвета, формы, величины, его надо выделить, абстрагировать от других признаков предмета.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений детей учат сравнивать объекты по одинаковым основаниям: цвет, форма, размер. Например, задания на разделение группы предметов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие). Все игры типа «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать. Детей учат выделять признаки, опознавать предметы. Умение выделять качества объекта, сравнивать предметы по одинаковым основаниям ребенок может использовать для решения жизненных ситуаций, требующих сравнения.

Педагог учит детей производить простейшие обобщения, которые являются результатом их деятельности (эмпирические обобщения). Для подведения к таким обобщениям взрослый подбирает объекты деятельности, задает вопросы в специально разработанной последовательности, помогает делать обобщение. При формулировке важно учить правильно понимать математические термины. При подборе материала следует помнить, что признаки объектов должны быть явными, четкими.

Работа по формированию мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения — осуществляется в ходе выполнения специальных заданий как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, так и в других видах деятельности детей.

В основе овладения математическими представлениями лежит выполнение ряда мыслительных операций — классификации, сериации — и понятие о сохранении количества. Поэтому в коррекционно-образовательном процессе значительное место отводится их формированию. Усвоение операций классификации, сериации и понятия о сохранении количества также важны для социальной адаптации детей, так как помогают приобрести, упорядочить, систематизировать собственный опыт.

Операция классификации необходима для успешного узнавания и запоминания новых предметов и явлений окружающего мира, объединения их в группы на основании выделенного общего признака, что облегчает ориентировку в социуме. На занятиях по формированию элементарных математических представлений, в играх, бытовых поручениях классификацию можно производить по следующим критериям:

§ по названию (чашки и тарелки);

§ по размеру (большие и маленькие, длинные и короткие);

§ по цвету;

§ по форме;

§ по другим признакам нематематического характера (съедобное и несъедобное; кто живет в доме, кто в лесу).

Педагог сообщает детям заданное основание для классификации, и они выполняют разделение.

При выполнении операции сериации дети сравнивают предмет с каждым другим предметом, определяют его местоположение в ряду, упорядочивают различия (длинный — длиннее — самый длинный). Это помогает им усваивать относительность признака предмета в ряду. Операция сериации необходима для выявления и упорядочения различий между объектами, явлениями, ситуациями, действиями.

Представление о сохранении количества требует понимания, что определенные свойства (цвет, форма, вес, количество) не меняются независимо от условий и ситуации восприятия. Приобретая и перерабатывая новый опыт, ребенок в процессе специального обучения усваивает, что одно и то же количество может занимать большее и меньшее пространство на плоскости, больших и малых по размеру предметов может быть одинаковое число. Это дает возможность оценивать окружающую действительность, не основываясь на непосредственном восприятии, а на знании постоянства количества, что формирует адекватный жизненный опыт и является важным для социального развития ребенка.

Ограниченность и недифференцированность восприятия окружающей предметной действительности детьми с интеллектуальной недостаточностью предполагает коррекционную работу в этом направлении. Целесообразно в содержание работы с детьми включить задания, направленные на коррекцию и развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Предлагаются задания, направленные на узнавание, называние предметов, соотнесение предметов по цвету, размеру; группировку предметов (все пуговицы, все карандаши, все варежки); классификацию предметов (поставить грязные чашки на один поднос, тарелки на другой); соотнесение предмета и изображения; составление разрезных предметных изображений; выделение и узнавание контурных, силуэтных изображений; изображений, наложенных друг на друга; недорисованных контурных изображений. Обязательно включение заданий на развитие слухового восприятия (неречевой и речевой слух).

Ограниченность объема внимания, недостаточная концентрированность, повышенная отвлекаемость, недостаточность всех видов памяти обусловливают работу по преодолению этих нарушений. Учитель-дефектолог использует упражнения на развитие и коррекцию нарушений памяти и внимания на каждом занятии. Варьируется степень сложности в зависимости от возможностей каждого ребенка. Это такие игры, как «Что пропало?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Чего не хватает?», «Найди одинаковые», «Повторяй за мной», «Найди, что здесь не так», «Где такая же картинка?».

В связи с нарушением пространственно-временных представлений важно вести систематическую работу на каждом занятии и в повседневной жизни в этом направлении. Проводятся упражнения на развитие и коррекцию пространственных представлений. Они направлены на развитие ориентировки в строении собственного тела (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево); ориентировки в окружающем пространстве (на, над, под); расположении предмета относительно замкнутой линии (внутри, снаружи); расположении предмета на плоскости (вверху — внизу, в центре, посередине, слева — справа).

Упражнения на развитие и коррекцию временных представлений направлены на формирование представлений о частях суток и проводятся в ходе режимных моментов. Взрослый называет время суток и действия ребенка: «Утром мы делаем зарядку. Сейчас утро — мы завтракаем, едим. Утром мы занимаемся, у нас занятия». При формировании представлений о времени года важно ежедневное обеспечение зрительно воспринимаемых образов характерных для этого времени года признаков: природных сюжетов с изображением сезонного труда людей, одежды, погоды.

Упражнения на развитие и коррекцию мелкой моторики включают: а) развитие кинестетической основы движений: воспроизведение детьми по подражанию положений пальцев рук, сходных с образами предметов, например «Домик», «Очки» и другие; б) развитие динамической организации и координации движений: используют различные виды предметно-практической деятельности, пальчиковые игры (см. приложение).

Математические представления могут быть сформированы только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Для детей характерен низкий уровень общего речевого развития, который обнаруживается как в понимании обращенной речи, так и в активном ее использовании. Общая психическая инертность, слабое стремление к общению детей обусловливают необходимость проведения специальной работы по развитию речи в процессе формирования элементарных математических представлений. Учитель-дефектолог организует и направляет речевую деятельность детей. При выполнении действий с математическим материалом педагог комментирует их, словесно оформляет полученную информацию, стимулирует речевые высказывания каждого ребенка.

Содержание работы по формированию дочисловых количественных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Изучение индивидуальных возможностей и особенностей развития каждого ребенка поможет определить планирование и содержание работы по формированию дочисловых количественных представлений. В сентябре проводится выявление уровня развития элементарных математических представлений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.