Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОРОНКОВЦЫ РАСПОЛЗАЮТСЯ 2 страница



-- Я думал... Я имел тебя в виду при дележе клада.

-- Какого клада?

Шолому становится не по себе: сказать или не сказать? А Гергеле снова

спрашивает: "Какой клад?" Ничего не поделаешь--придется рассказать. И Шолом

принимается рассказывать ему про клад. Гергеле оживляется: "А где лежит этот

клад?"

Шолому становится еще больше не по себе: сказать или не сказать? В

глазах Гергеле зажигается огонек: "Ты боишься, что я его стащу?"

Шолом уже раскаивается в том, что затеял этот разговор, он начинает

говорить с Гергеле тем же тоном превосходства, каким Пинеле когда-то говорил

с ним.

-- Глупенький, а если я тебе скажу, ты все равно к нему не сможешь

добраться, потому что не знаешь каббалы,--это раз; а во-вторых, нужно

поститься сорок дней, а на сорок первый день...

-- А на сорок первый день ты дурень! -- перебивает товарища Гергеле и

бросает взгляд на его сапожки; они ему, видно, нравятся:

-- Новые?

Шолом чувствует себя неловко: у него новенькие сапожки, а его товарищ

ходит босиком! И он обращается к Гергеле:

-- Хочешь, пойдем со мной к дяде Нислу -- я тебе кое-что подарю.

-- Подаришь?.. Что ж, это неплохо.--Шолом и, видимо, довольный Гергеле

отправляются в путь. У дяди Нисла они застают целую ораву друзей и

приятелей, которые, узнав, что за детьми Нохума Вевикова пришла подвода,

явились попрощаться и передать дружеские приветы их родителям.

В этой ораве были и обе "общественные деятельницы"--служанка Фрума и

Фейгеле-черт, пока одни, без мужей. Немного позже придут, конечно, прощаться

и мужья. Все смотрят на детей с уважением--еще бы, люди едут в большой

город, в Переяслав! С ними и разговаривают по-новому--советуют, как ехать, у

кого остановиться в Борисполе. Дядя Нисл угощает каждого из них, по своему

обыкновению, щелчком и спрашивает, черкнут ли они ему когда-нибудь несколько

слов? Что за вопрос? Они будут писать каждую неделю, два раза в неделю,

каждый день! Кантор Шмуел-Эля просит передать привет отцу особо и сказать,

что с тех пор, как тот уехал, он, Шмуел-Эля, не сыграл ни одной партии в

шахматы, потому что Воронка теперь--пустыня! Тетя Годл вдруг сделалась такой

мягкой, что хоть приложи ее к болячке вместо пластыря. Она не понимает,

заявляет она вдруг, как можно отпустить детей голодными и что это за еда на

двое суток--коржики, крутые яйца и груши. Этак недолго и с голоду умереть! И

тетя Годл щедрой рукой снарядила их в дорогу: завернула маленький горшочек

сала, баночку засахаренного варенья, оставшегося, видно, с прошлого лета, и

повидло, да такое кислое, что губы сводило.

Тем временем, пока тетя Годл собирала детей в дорогу, а дети были

заняты прощанием, между служанкой Фрумой и Гергеле-вором разыгралась

небольшая драма. Заметив Гергеле, Фрума покосилась на него своим кривым

глазом и спросила Фейгеле-черта: "Что делает здесь этот вор?" Гергеле, не

дожидаясь, пока Фрума получит ответ, спросил в свою очередь: "А что делает

здесь эта слепая?" Тут мог бы вспыхнуть большой скандал, если бы Шолом не

взял своего приятеля за руку и не пошел с ним во двор (в такой день

позволено все, даже водиться с Гергеле-вором) .

-- Я сказал тебе, что кое-что подарю... Вот, возьми!..

И Шолом, сын Нохума Вевикова, довольный своим благодеянием, вынул

из-под полы свои старые сапожки и протянул их приятелю. Гергеле, очевидно,

ожидал другого подарка, а не пары изношенных сапог. Кроме того, он был

раздражен столкновением с кривой Фрумой и недоволен тем, что Шолом скрыл от

него место, где лежит клад, да и вообще он в этот день был не в духе. Сапоги

Гергеле взял, но тут же со злостью швырнул их прочь, выбежал босиком со

двора и скрылся.

Пустой случай, но как больно стало Шолому! Поступок Гергеле отравил ему

прощание с местечком и всю прелесть первого большого, далекого путешествия.

Сколько ни старался он после отогнать от себя печальный образ обиженного

приятеля, тот все не выходил у него из головы, стоял перед глазами и вызывал

ноющее чувство в груди: "Обидел, обидел бедного товарища!"

Проехали базар, миновали лавки, домишки, еврейское кладбище, за ним

христианский погост, вот уж и мостик проехали, и "леваду" оставили позади,

исчезла Воронка! И вдруг герой этой биографии почувствовал странное

стеснение в горле, чувство жалости к маленькому местечку пронизало его

насквозь, точно оно осталось сиротой. Это чувство вместе с досадой от случая

с Гергеле смягчило его сердце и увлажнило глаза. Отвернувшись, чтобы братья

не заметили, Шолом вытер слезу и тихо в последний раз попрощался с

местечком:

-- Прощай, Воронка, прощай!

 

ПУТЕШЕСТВИЕ

 

Путешествие в повозке Меер-Велвла. -- Философские размышления. --

Первая остановка в пути. -- Борисполь. -- Носатые хозяева постоялого

двора.--Ночлег на полу.--Герой прощается с Bopoнкoй навеки

 

Только тот, кто вырос в маленьком местечке и впервые попал в большой

мир, поймет то ощущение счастья, безмерной радости и душевного подъема,

которое охватило детвору при их первом долгожданном путешествии. Вначале

ребята места себе не находили от восторга: они то лежали в повозке,

облокотившись, как отец во время пасхальной трапезы на своем ложе из

подушек, то вытягивались, засунув руки в карманы, то становились во весь

рост, держась за стойки навеса. Этого уже извозчик Меер-Велвл никак не мог

стерпеть, и хоть жил он с ребятами в согласии и всю дорогу рассказывал им

свои извозчичьи истории, он без всякого стеснения пообещал вырвать у них

кишки, если они что-нибудь сломают в его повозке. Изрекши это, Меер-Велвл

стегнул своих "рысаков" и покатил дальше.

Кто еще помнит ощущения своего первого путешествия, тот знает, как

мчится назад дорога, как земля убегает из-под колес и копыт лошадей, как все

плывет у вас перед глазами, как пахнет поздняя травка или задетая ветка

одинокого дерева, как свежий воздух проникает во все поры вашего существа и

ласкает, ласкает вас так, что вы испытываете полное блаженство. И вас

вздымает ввысь, вам хочется петь--хорошо, бесконечно хорошо! Оставив позади

дома, мостик, леваду и кладбище, вы мчитесь все дальше и дальше, и вдруг

перед вами вырастают какие-то высокие "живые мертвецы", которые машут руками

вверх-вниз, вверх-вниз, даже страх берет. Когда же подъезжаете ближе,

оказывается, что это просто-напросто ветряные мельницы. Но вот и они

скрываются, и вы видите только поле и небо, небо и поле. И хочется вам

спрыгнуть с повозки, или, верней, взлететь и раствориться в синеве, у

которой нет ни конца, ни начала. Поневоле возникает мысль о том, как мал

человек и как велик тот, кто сотворил большой, прекрасный мир. Убаюканный

этими мыслями, вы начинаете дремать. Но вот перед глазами вырастает телега,

запряженная парой огромных волов с большими рогами, и шагающий рядом

босоногий крестьянин в широченной шляпе. Меер-Велвл здоровается с ним

наполовину по-украински, наполовину по-еврейски: "Здорово, чоловiче, хай

тобi буде сердцебиение в животе и понос в голове". Крестьянин не понимает,

чего пожелал ему этот человек--хорошего или плохого; он стоит некоторое

время в раздумье, потом, кивнув головой, бормочет себе под нос "спасибо" и

идет дальше, а ребята разражаются громким хохотом. Меер-Велвл, который даже

не улыбнулся, поворачивает голову к своим юным пассажирам: "Что это за смех

напал на вас, байстрюки?" Вот тебе раз--он еще спрашивает, что за смех! Так

проходят день, первый день этого счастливого путешествия на исходе лета.

Последние дни лета -- как они хороши! Поля обнажены, местами уже

вспаханы, хлеб давно убран, но кое-где еще виднеется колос, стебелек

растения, цветок. На крестьянских бахчах дозревают арбузы, дыни,

продолговатые тыквы, высокие подсолнухи, горделиво вытянувшись, выставляют

напоказ свои пышные желтые шапки. И весь этот мир еще полон мушек и козявок,

которые жужжат, гудят, полон прыгающих кузнечиков, мотыльков и бабочек,

радостно кружащихся в воздухе. Аромат полей наполняет легкие, и мир вокруг

кажется таким большим, небо вверху таким бесконечно высоким, что вновь

приходит мысль о том, что люди слишком малы, слишком ничтожны для такого

большого света и что только бог, чьей славой наполнена вселенная, только он

ей и соразмерен...

-- Слезайте, байстрюки, мы уже в Борисполе! Здесь переночуем, а завтра,

бог даст, поедем дальше.

Борисполь -- новый город, верней новое село, большое село. Домишки

такие же, как в Воронке, и люди такие же, только вот носы у них другие.

Может быть, это было простое совпадение. Ребята крайне удивились тому, что

хозяин постоялого двора, хозяйка и их четыре взрослые дочери были все

длинноносыми. А для полноты картины служанка их обладала носом еще длиннее,

чем у хозяев. Узнав от извозчика, кто такие его пассажиры, длинноносый

хозяин почтил их своим вниманием, достойно приветствовал, тут же велел

длинноносой служанке поставить самовар, подмигнул длинноносой хозяйке, чтобы

она подала закусить, а длинноносым дочерям приказал надеть ботинки, так как

они ходили босиком.

С этими босоногими девушками юные путешественники быстро подружились.

Девушки с любопытством расспрашивали ребят, откуда и куда они едут, как их

зовут и как им нравится Борисполь,--они все хотели знать, даже сколько лет

каждому. Потом все вместе -- мальчики и девушки--попробовали кислого

повидла, которое тетя Годл дала им в дорогу, и хохотали до упаду.

Потом они играли в "куцебабу", или, иначе, в жмурки,--игра, во время

которой одному завязывают глаза и он должен кого-нибудь поймать. Девушки

пришли в азарт, и когда им удавалось поймать кого-либо из мальчиков, они его

так крепко прижимали к груди, что у того дух захватывало.

На ночь гостям постелили на полу сено, и, чтобы они не сочли себя

обиженными, хозяйка показала им, что в другом углу этой же комнаты спят ее

дочери, тоже на полу. "Растут, не сглазить бы, и совсем неплохо",--прибавила

она и высморкала свой длинный нос. Ребята охотно примирились бы с этим

ложем, если бы не стеснялись раздеваться при девушках. А девушки без всякого

смущения скинули с себя кофтенки и, стоя босиком в одних юбках с обнаженными

шеями и распущенными волосами, странно переглядываясь, бросали взгляды на

мальчиков и хохотали, хохотали без конца.

-- Тише!--скомандовал хозяин и потушил висячую лампу. Однако и в

темноте в обоих углах все еще слышался сдавленный смех и шуршание сена. Но

это длилось недолго, ибо вскоре крепкий невинный сон сомкнул молодые глаза.

Знакомая утренняя молитва, которую нараспев произносил хозяин

постоялого двора, возвестила ребятам, что наступил день и что нужно ехать в

Переяслав. Это снова окрылило их и наполнило сердца радостью. Возница

Меер-Велвл сложил свое молитвенное облачение, и лицо его сияло, как у

истинного праведника. Потом он пошел запрягать "рысаков" и на своем языке

объяснился с "Мудриком", "Танцором" и "Аристократкой", угощая кнутом каждого

в отдельности, хотя больше всех досталось "Танцору", "чтобы не плясал, когда

не играет музыка..."

Солнце весело сияло, и весь двор, казалось, был в золоте, повсюду

брильянтами переливалась роса. Даже куча мусора, накопившаяся за лето, а

может и за два, была золотой. А петух и куры, которые копошились в этой

куче, казалось, до последнего перышка отлиты из чистого золота. Их

кудахтанье ласкало слух, лапки, разгребавшие мусор, были полны прелести. И

когда желтый петух, взобравшись на вершину кучи, закрыл глаза и залился

великолепным долгим головокружительным кукареку на манер заправского

кантора, дети с особенной силой ощутили красоту мира и величие того, кто

сотворил его. Им захотелось воздать ему хвалу--не молиться, конечно, как это

делали хозяин бориспольского постоялого двора или возница Меер-Велвл, нет, к

этому у ребят особой охоты не было, молитвы им уже давно надоели,--только

сердцем воздать хвалу творцу.

-- Влезайте в повозку, байстрюки, нам еще целый день

ехать!--поторапливал их Меер-Велвл. Он расплатился за овес и сено и

попрощался с хозяевами постоялого двора. Ребята тоже сердечно распрощались с

длинноносой семьей, забрались в повозку, и, как только она, громыхая,

выкатилась из Борисполя на широкий простор садов и полей, песков и лесов, к

безбрежным небесам, их вновь обняла приятная свежесть, вновь охватило

чувство безмерной свободы. Однако не слишком ли уж много этого неба! Им уже

стало надоедать и небо, и звезды, и возница Меер-Велвл со своими

россказнями. К тому же стало стучать в висках, в глазах зарябило, бока

заболели от невыносимой тряски. Казалось, громыхание повозки будет

продолжаться вечно, никогда не прекратится. Уже возникло желание слезть с

нее, появилась тоска по твердой земле, по дому, по местечку Воронке. И герой

этой биографии забился в угол повозки, вздохнул легонько и снова стал

мысленно прощаться с местечком. Он шептал тихо, чтобы не услышали братья:

-- Прощай, Воронка! Прощай, прощай!

 

НА НОВОМ МЕСТЕ

 

Переяслав -- большой город. -- Холодная встреча. -- Серебро заложено,

заработков нет. -- Отец озабочен

 

После двухдневной тряски, подпрыгивания, покачивания, после того, как

они вдоволь наглотались пыли и наслушались извозчичьих историй, юные

путешественники к вечеру почувствовали, что они уже вот-вот у цели. Еще

немного, и в темноте замелькали огоньки--признак города. Потом колеса

застучали по камням, и повозку затрясло еще больше. Это уже был настоящий

город, большой город Переяслав. Дребезжа и громыхая, повозка Меер-Велвла

подкатила к темному двору, над воротами которого висел закопченный фонарь и

пучок сена--отличительный знак заезжего дома.

То, что родители содержат заезжий дом, было для детей сюрпризом, и

весьма обидным. Как, их отец, реб Нохум Вевиков, выходит встречать

постояльцев, их мать, Хая-Эстер, стряпает, их бабушка Минда прислуживает!

Большего падения, худшего позора они и представить себе не могли. И

мечтатель Шолом, вечно грезивший о лучших временах, о кладе, потом долго

грустил в тишине, плакал тайком, в тоске вспоминал свою милую маленькую

Воронку. Он никак не мог понять, почему взрослые говорили: "Перемена места

-- перемена счастья". Нечего сказать, хорошо счастье!

-- Вылезайте, байстрюки, приехали!--возвестил Меер-Велвл после того,

как с протяжным тпр-р-р-у остановил лошадей у крыльца заезжего дома.

Усталые, разбитые и голодные, ребята стали поодиночке выбираться из

повозки, расправляя затекшие члены. В доме тотчас отворилась дверь, и на

крыльце начали одна за другой появляться фигуры, которые в темноте можно

было различить только по голосу. Первая фигура была прямой и широкой--это

бабушка Минда. Вытянув свою старую шею, она воскликнула: "Слава богу,

приехали!" Вторая фигура была маленькая, юркая--это мать. "Уже

приехали?"--спросила она кого-то. "Приехали!"--радостно ответила ей третья

фигура, длинная и худая. Это был отец, реб Нохум Вевиков, теперь уже реб

Нохум Рабинович (в большом городе дедушке Вевику дали отставку).

Не такой встречи ожидали ребята. Все, правда, расцеловались с ними, но

как-то холодно. Потом их спросили: "Как поживаете?" Что можно ответить на

такой вопрос? "Ничего..." Бабушка Минда первая спохватилась, что дети,

вероятно, хотят есть. "Вы голодны?" Еще бы не голодны! "Хотите чего-нибудь

поесть?" Еще бы не хотеть! "Вечернюю молитву читали?" -- "Конечно, читали!"

Мать поспешила на кухню приготовить чего-нибудь поесть, а отец тем

временем экзаменовал мальчиков, далеко ли они ушли в ученье. О, они ушли

далеко! Но зачем им морочат голову, когда им хочется поскорей осмотреть

новое место, дом!

Они ворочают головами, озираются по сторонам--где они находятся. Они

видят себя в большом доме, мрачном и нелепом, со множеством комнатушек,

разгороженных тонкими дощатыми переборками. Это комнаты для постояльцев, а

постояльца -- ни одного. В центре дома--зал. В зале ребята узнали всю

воронковскую мебель: круглый красный стол о трех ножках, старую красную

деревянную кушетку с протертым сидением, круглое зеркало в красной раме с

двумя резными руками над ним, будто простертыми для благословения, и

застекленный буфет, из которого выглядывали цветные пасхальные тарелки,

серебряная ханукальная лампада и старый серебряный кубок в форме яблока на

большой ветке с листьями. Всех остальных серебряных и позолоченных кубков,

бокалов и бокальчиков, а также ножей, вилок, ложек--всего столового серебра

-- уже не было. Куда оно девалось? Только много позже дети узнали, что

родители заложили его вместе с маминым жемчугом и драгоценностями у одного

переяславского богача и больше уже никогда не смогли выкупить.

-- Ступайте умойтесь! -- сказала бабушка Минда после того, как мать

принесла из кухни далеко не роскошный ужин: подогретую фасоль, которую нужно

было есть с хлебом; да и хлеб был черствый. Мама сама нарезала хлеба и дала

каждому его порцию. Этого у них никогда не бывало--повадка бедняков! А отец

сидел сбоку и не переставал их экзаменовать. Он, видно, был доволен -- дети

много успели. О среднем, Шоломе, и говорить не приходится--этот все знает

наизусть и произносит целые главы "Исайи" на память.

-- Ну, хватит, пусть идут спать!--сказала мать, убирая оставшийся хлеб

со стола и пряча его в шкаф. Этого тоже не бывало у них в Воронке. Это уже

вовсе неприлично. То ли путь оказался слишком долог и тяжел и ребята устали,

то ли встреча была не слишком приветливой, а ужин нищенским, но новое место,

о котором дети так мечтали, выглядело не столь уж привлекательно. Слишком

много они, видно, ожидали, поэтому и велико было разочарование; они

чувствовали себя словно выпоротыми и обрадовались, когда им велели прочитать

молитву и ложиться спать.

Лежа потом вместе с братьями на сеннике, постланном прямо на полу в

большой темной проходной комнате без всякой мебели -- между залом и

кухней,--герой этой биографии долго не мог уснуть. В голове копошились

всякого рода мысли, и один за другим возникали бесчисленные вопросы. Почему

здесь так мрачно и уныло? Почему здесь все так озабочены? Что с мамой,

почему она вдруг стала так скупа? Что стало с отцом, почему он так согнулся,

ссутулился, так сильно постарел, что сердце сжимается при взгляде на его

желтое морщинистое лицо. Неужели все из-за того, что, как говорили в

Воронке, доходы падают? И это называется "перемена места -- перемена

счастья"? Как быть, чем помочь? Одно спасенье -- клад. Ах, если бы привезти

с собой хоть небольшую часть того клада, который остался в Воронке!

При мысли о кладе Шолом вспоминает своего друга -- сироту Шмулика -- и

его удивительные сказки о золоте, серебре, алмазах, брильянтах в подземном

раю и о том кладе, который лежит за воронковской синагогой еще со времен

Хмельницкого. Шолому снятся груды золота, серебра, алмазов и брильянтов. И

Шмулик является ему во сне, милый Шмулик с его привлекательным лицом и

блестящими, смазанными жиром волосами. И слышится ему его мягкий хрипловатый

голос; он говорит с ним дружески-приветливо и, как взрослый, утешает его

ласковыми словами: "Не горюй, Шолом, дорогой! Вот тебе от меня

подарок--камень, один из тех двух чудесных камней: выбирай, какой хочешь, --

камень, который называется "Яшпе", или камень, который зовется "Кадкод".

Шолом в нерешительности, он не знает, он забыл, какой из них лучше, --

камень, который зовется "Яшпе", или тот, который называется "Кадкод". Пока

он раздумывает, подбегает Гергеле-вор, выхватывает оба камня и скрывается с

ними. А Пинеле, сын Шимеле,--откуда он взялся?--сунул руки в карманы и

покатывается со смеху. "Пинеле, над чем ты смеешься?" -- "Над твоей тетей

Годл и ее повидлом, ха-ха-ха!"

-- Вставайте, лежебоки! Смотри-ка, никак их не разбудишь! Нужно убрать

этот хлам! Пора обед варить, а они разоспались, спят сладким сном,--жалуется

мать, маленькая, проворная, захлопотавшаяся, обремененная работой в доме и

на кухне--одна на весь дом.

-- И-о ну, молиться!--нечленораздельно, чтобы не прервать молитвы,

поддерживает ее бабушка Минда, которая держит в руках молитвенник и,

перелистывая страницу за страницей, ревностно молится.

-- После молитвы вы навестите родных, а в хедер, бог даст, пойдете

после праздников, -- ласковей всех говорит отец.

Он одет в какой-то странный халат, подбитый кошачьим мехом, хотя на

дворе еще тепло. Сгорбленный, озабоченный, он затягивается крепкой папиросой

и вздыхает так глубоко, что сердце разрывается. Кажется, он даже стал ниже

ростом, старше и ниже... И ребятам хочется поскорей вырваться на волю,

побегать по улицам, посмотреть город, познакомиться с родней.

 

БОЛЬШОЙ ГОРОД

 

Знакомство с родней. -- Тетя Хана и ее дети. -- Эля и Авремл экзаменуют

героя по библии. -- Экзамен по письму у дяди Пини

 

Насколько ночью город выглядел темным и пустынным, настолько утром он

оказался полным сияния и блеска в глазах воронковских мальчиков --

местечковых ребят, приходивших в восторг от каждой мелочи. Они еще в жизни

не видели таких широких и длинных улиц с деревянными "пешеходами"

(тротуарами) по обеим сторонам; они никогда не видели, чтобы дома были крыты

жестью, чтобы на окнах снаружи были ставни, окрашенные в зеленый, синий или

красный цвета, чтобы лавки были сложены из кирпича и имели железные двери.

Ну, а базар, церкви, синагоги и молельни, не будь они рядом помянуты, и даже

люди -- все это так величественно, прекрасно и празднично-нарядно! Нет, Пиня

не преувеличивал, когда рассказывал чудеса о большом городе. Ноги, точно на

колесиках, скользили по деревянным "пешеходам", когда дети шли рядом с отцом

знакомиться с родными и приветствовать их. Только уважение к отцу мешало им

останавливаться на каждом шагу и восхищаться чудесами, которые

представлялись их глазам. Как водится, отец шел впереди, а дети плелись

сзади.

Войдя на просторный двор и миновав большой светлый застекленный

коридор, они вступили в великолепные покои с навощенными полами, мягкими

диванами и креслами, высокими до потолка зеркалами, резными шкафами, со

стеклянными люстрами, свисающими с потолка, и медными бра на стенах.

Настоящий дворец, царские палаты!

Это был дом тети Ханы--странный дом, без хозяина (тетя Хана была

вдовой). Дети ее никому не повиновались: ни матери, ни учителю--полная

анархия! Каждый делал, что хотел. Ребята все время ссорились между собой,

давали друг другу прозвища, говорили все сразу, смеялись во все горло и

шумели так, что голова шла кругом.

Тетя Хана была женщина высокая и величественная. Ей пристало бы быть

гранд-дамой из тех, что нюхают табак из золотой табакерки, на которой

изображен какой-нибудь принц старинных времен, с белой косичкой и в шелковых

чулках. В молодости тетя Хана отличалась, вероятно, необыкновенной красотой.

Об этом свидетельствовали и ее дочери, редкие красавицы.

Как только пришли ребята, поднялся крик, шум, гам:

-- Так вот они какие! Вот это и есть великий знаток пророков? Ну-ка,

подойди сюда, не стесняйся! Смотри-ка, он стесняется, ха-ха-ха!

Отец, видно, не удержался и похвастался сыном, который хорошо знает

библию, и мальчику тут же присвоили титул "знатока библии".

-- Налей-ка "знатоку библии" стаканчик чаю, дай ему яблоко и

грушу--пусть попробует этот "знаток библии" наши переяславские фрукты.

-- Знаете что, позовем сюда Элю и Авремла, они его проэкзаменуют.

Позвали Элю и Авремла.

Эля и Авремл, уже взрослые парни с порядочными бородками, приходились

тете Хане родственниками со стороны мужа. Они жили в доме напротив. Их отец,

Ицхок-Янкл, разорившийся богач, всю жизнь судился с казной, носил серьгу в

левом ухе, красивую круглую бороду, ни на кого не глядел, ни с кем не

вступал в беседы и постоянно усмехался, как будто хотел сказать: "О чем мне

с вами разговаривать, если все вы ослы".

Эля и Авремл, как только пришли, сразу же, без всяких церемоний,

устроили воронковскому пареньку устный экзамен по всему писанию с начала до

конца. И, нужно признаться, воронковский паренек блестяще выдержал

испытание. Он не только определял, из какой главы, из какого стиха взято то

или иное слово, но даже указывал, в каком месте находятся все другие слова

того же корня. Отец его сиял, просто таял от удовольствия. Лицо его

светилось, морщины на лбу разгладились: весь он выпрямился, стал совсем

другим человеком.

-- Дайте "знатоку библии" еще яблоко и грушу, еще орехов и конфет,

конфет побольше! -- распоряжались красавицы дочери.

И титул "знаток библии" остался за Шоломом надолго, и не только среди

родни. Даже в синагоге мальчишки-проказники называли его не иначе, как

"воронковский знаток библии". И взрослые часто, добродушно ухватив его за

ухо, спрашивали: "Ну-ка, маленький знаток библии, скажи, в каком месте

находится такое-то изречение".

"Знатоку библии" очень понравился дом тети Ханы и ее дети--Пиня и Моха,

двое мальчишек-озорников, с которыми он вскоре подружился. Ему казалось, что

прекрасней и богаче дома, чем у тети Ханы, нет не только в Переяславе, но и

во всем мире. В самом деле, где это видано, чтобы яблоки брали из бочки,

орехи--из мешка, а конфеты--прямо из кулька!

Совсем по-иному выглядел дом дяди Пини. Это был настоящий еврейский дом

-- с шалашом для кущей, с множеством священных книг, среди них--весь талмуд,

с серебряной ханукальной лампадой и плетеной восковой свечой. Но куда ему до

дома тети Ханы!--обыкновенный набожный дом. Все там были набожны--и дядя

Пиня, и его дети. Мальчики в длинных, до земли, сюртуках, с длинными, до

колен, арбеканфесами. Дочери в целомудренно надвинутых на лоб платках

постороннему прямо в глаза не глянут, при виде чужого человека краснеют, как

бурак, и лишь хихикают. Тетя Тэма -- богомольная женщина с белыми бровями. И

рядом ее мать -- вылитая Тэма, как две капли воды. И не различишь, где мать,

а где дочь, если бы мать не трясла все время головой, будто говоря:

"Нет-нет!"

Здесь, у дяди Пини, отец не хвалился своим "знатоком библии". В этом

доме библия была не в чести. Ибо кто изучает библию? Библию изучают

вольнодумцы. Зато отец не удержался и похвалился почерком своих детей. Его

дети, говорил он, пишут -- миру на удивление.

-- Вот у этого малыша изумительный почерк, -- показал он на

Шолома,--мастерская рука!

-- Ну-ка, дайте сюда перо и чернила! -- приказал дядя Пиня и засучил

рукава на обеих руках, будто сам собирался приняться за работу. -- Подайте

мне перо и чернила, мы сейчас проверим, как он пишет -- этот мальчик. Живо!

Приказание дяди Пини прозвучало как приказание строгого генерала, и

дети -- как мальчики, так и девочки--бросились во все стороны искать перо и

чернила.

-- Листок бумаги!--снова скомандовал "генерал". В доме, однако, не

оказалось ни клочка бумаги.

-- Знаете что, пусть он пишет на моем молитвеннике, -- нашелся сын дяди

Пини, занятный паренек с остроконечной головкой и длинным носом.

-- Пиши!--приказал отец своему "знатоку библии".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.