Здавалка
Главная | Обратная связь

АНГЕЛ ДОБРА И ДУХ ЗЛА



 

Доносчик курносый Ойзер. -- Множество опекунов. -- Субботние угощенья

бабушки Минды. -- Любители нравоучений и проповедники морали

 

Мальчик, возможно, и забыл бы о том, что у него был друг--собака, если

бы ему не напоминали об этом на каждом шагу: "Серко велел тебе кланяться..."

При этом не упускали случая прочитать ему нравоучение, пусть запомнит на

будущее. Нравоучения эти были для него тягостней пощечин. Недаром говорят:

поболит--пройдет, а слово западет. Тем более что здесь было и то и другое --

и оплеухи и поучения. Поучения сыпались со всех сторон. Поучал всякий, кому

не лень, и все добрым словом. Казалось бы, какое дело синагогальному служке,

как молится сын богача! И что ему до того, что сын богача смотрит в окно во

время "Восемнадцати благословений"? А сын богача, думаете, зря смотрит в

окошко? Молитва молитвой, но как упустить такое интересное редкостное

зрелище--погоню собаки за кошкой. Стоит посмотреть на эту поучительную

сценку. Кошка взъерошилась и летит как стрела--собака за ней. Кошка на

плетень -- собака за ней. Кошка с плетня -- собака за ней. Кошка в сточную

канаву--собака вслед. Кошка на крышу, а собака--дудки! Стоит собачье отродье

дурак дураком, облизывается и думает, верно, про себя: зачем это мне,

собаке, гоняться за кошкой, которая мне вовсе не ровня, и какие у меня там

дела на крыше?..

-- Вот так-то мальчик стоит на молитве? -- говорит служка Мейлах и дает

нашему герою подзатыльник.--Погоди, бездельник, я уж расскажу отцу!..

Или, к примеру, какое дело курносому банщику Ойзеру (он был когда-то

сапожником, но к старости ослабел и нанялся в банщики), что мальчики Нохума

Вевикова катаются с горы на собственном заду и протирают штаны? Так нужно же

было ему однажды увидеть это из своей бани и напуститься, шепелявому, на

ребят:

-- Выродки, лодыри! Сто чертей вашему батьке! Новые фтаны вы

превраффаете в ничто! Разбойники! Вот я сейчас побегу в хедер и пожалуюсь

учителю!

Жаловаться учителю--это не только богоугодное дело, но долг каждого

человека; у всякого есть дети, и никто не может поручиться, какими они

вырастут. Поэтому надо за ними хорошенько приглядывать и действовать хоть бы

словом, если нельзя пустить в ход руки. Вот почему у детей было так много

наставников и опекунов. Они выслушивали столько выговоров, нравоучений,

наставлений, что у них постоянно шумело в ушах: "Жжж... этого не делай!

Жжж... здесь не стой! Жжж... туда не ходи!" Все жужжали: отец, мать, сестры,

братья, учитель, служанка, дяди и тетки, бабушки и главным образом бабушка

Минда, которая заслуживает быть упомянутой особо.

Бабушка Минда была высокая, ладная, несколько франтоватая и страсть

какая набожная. Ее главным занятием было наблюдать за внуками, чтобы они

росли в благочестии. Послюнив пальцы, она приглаживала им пейсы; чистила и

оправляла на них костюмчики, следила за тем, как они молятся, читают ли

молитву после обеда и перед сном. Все ее внуки должны были приходить к ней в

субботу днем, пожелать ей доброго здоровья, рассаживаться смиренно вдоль

стены и ждать субботнего угощенья. Угощенье это трудно назвать щедрым, но

зато оно всегда подавалось на чистых сверкающих тарелочках: яблоко, персик,

рожок, винная ягода или две-три сухих изюминки. Наставления при этом

сыпались без конца. И все они сводились к тому же: нужно слушаться отца,

мать и почтенных набожных людей, нужно быть благочестивым. Бог накажет за

самую малость--за то, что не молишься, не слушаешься, не учишься, за

шалости, за дурные мысли и даже за пятнышко на одежде. После всего этого ни

яблочко, ни персик, ни рожок, ни винная ягода, ни ссохшиеся изюминки не

лезли в горло.

Но бабушкины поучения ни в какое сравнение не могут идти с тем потоком

назиданий, который учитель низвергал на своих учеников по субботам, перед

вечерней молитвой. Слезы рекой текли из глаз мальчиков--так ясно и ощутимо

изображал он ангела добра и духа зла, ад и рай и как ангел загробного мира

швыряет грешников с одного края вселенной на другой. Милли... миллионы

бесов, духов, нечистых копошились у ног учеников. Даже под ногтями у них

учителю чудились черти. Он был уверен, что каждый из его учеников попадет в

преисподнюю, ибо если и встретится один безгрешный, который молился, читал

священные книги и делал все по велению ангела добра, то он все же, послушный

духу зла, грешил мыслью, а если не мыслью, то во сне, в сновиденьях своих

грезил о запретном...

Словом, не было никакой возможности укрыться от истребителя всего

сущего, злого духа, хоть ложись и помирай. А тут как назло хочется жить,

озорничать, смеяться, лакомиться и, проглотив побыстрей молитву, думать

именно о запретном... И это уже было делом злого духа, у которого довольно

подручных для того, чтобы завлечь невинного в свои сети. Ну, а кто к нему

попался -- идет за ним, как теленок, и делает все, что он прикажет. И такое

уж счастье этому злому духу, что его слушаются гораздо охотней, нежели

ангела добра. Не помогают тут никакие нравоучения и проповеди. Наоборот, чем

больше старается ангел добра, тем упорнее действует дух зла. Страшно

сказать, но мне кажется, не будь ангела добра, духу зла нечего было бы

делать...

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.